Тема. « Хакасия мой край родной»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Денисенко Татьяна Сергеевна

Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hakasiya.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

Тема.

  « Хакасия мой край родной»

Цель:

Создание условия для формирование элементарных представлений о родном крае Хакасии

Задачи:  

Познакомить детей с особенностями хакасской  одежды .

Формировать элементарное представление о символике нашей страны.

Расширять кругозор детей о природе Хакасии.

Развивать внимание, логическое мышление, память.

Воспитывать гордость и уважение за республику, в которой мы живём.

Предварительная работа:

Рассматривание книжных иллюстраций.

Рассматривание альбома «Хакасский национальный костюм».

Рассматривание открыток «Хакасия».

Просмотр альбома «Хакасия».

Чтение произведений писателей и поэтов Хакасии:  Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали»,С.П.Ломкина « Солнечный зайчик».

Словарная работа: орнаменты,  мелей, самобытная одежда.

Приёмы:   Вопросы, художественное слово, хакасские орнаменты, картины , сюрпризный момент.

Материалы и оборудование:  посылка, журнал орнаменты, кукла Тарина, хакасские орнаменты, краски, бумага, вода, бумажные салфетки, палитра, простой карандаш, столы, мольберт, стульчики.  

Словарная работа:  степной океан, курганы,  каменные стелы, мелей.

Воспитатель читает стихотворение «Мать-Земля»:

                                   Скажи мне, как правильно Землю назвать?

                                   Земля дорогая? Земля золотая?

                                   Нет, лучше сказать её «Родная!»

                                   Земля – наша милая, добрая мать!

                                   Так ласковей будет звучать и вернее.

                                   Ведь всё, что мы любим,

                                   Всё создано ею-

                                   И горы, и реки,

                                   И лес, и цветы,

                                   И осень, и лето,

                                   И дождик, и ты…

- Дети, как называется страна, в которой мы живём? ( Россия)

-Назовите столицу России. (Москва)

- Кто президент?  (Путин Владимир Владимирович)

Стихотворение читает Настя Колмакова.

В. Степанов. « Мой край»

На карте мира не найдёшь,

      Тот дом в котором ты живёшь,

И даже улицы родной ,

Ты не найдёшь на карте той.

Но ты всегда на ней найдёшь

   Свою страну, свой общий дом.

Рассматриваем флаг России.

- Что это? ( флаг)

-Что означает белый цвет? ( мир, чистоту)

- Синий? (небо, верность, правду)

- Красный? ( огонь, мужество, отвагу)

-Как называется республика в которой мы живём? ( Хакасская республика)

-Главный город Хакасской республики? ( Абакан)

-А кто руководит нашей республикой? ( Зимин Виктор Михайлович)

- Чем похож Российский флаг и флаг Хакасской республики? (полосками)

- Но на флаге Хакасской республике есть зелёная полоска, что означает она?

- Какие реки Хакасии вы знаете? (Енисей, Абакан, Июс)

- Назовите озёра республики ( Баланкуль, Шира, Белё)

-Какими ягодами богата  республика? (брусника, черника, жимолость)

- Назовите деревья которые растут в Хакасии? (кедр, берёза, сосна, лиственница)

- Какое дерево является священным символом в Хакасии? (кедр, берёза)

Стихотворение читает Гуликова Кристина

Если ты приедешь в наши дали,

                        Ты степей увидишь океан,

                        Енисей серебряный полюбишь,

                        Цепи Алатау и Саян,

                        Ну, а если глянем мы на небо,

                        То увидим, где-то там в дали.

                        За собою, забирая лето

                        Клином улетают журавли.

Стихотворение читает Спирина Таня

           Хакасия! Край мой!

                                  Родные просторы,

                                  Вы мне улыбаетесь морем огней,

                                  Широкие степи, высокие горы

                                  На веке в душе сохранятся моей.

В группу приходит кукла Тарина:   /Она здоровается с детьми, воспитатель спрашивает у нее, где она была.  Кукла отвечает, что она была на улице и ждала почтальона с посылкой, но он так и не пришёл.  Воспитатель объясняет кукле, что посылку отдали нам. 

Воспитатель .Тарина, а зачем тебе посылка?

Тарина .Я хотела  посмотреть  альбом «Хакасские орнаменты».

Все вместе рассматривают альбом, потом Тарина  просит воспитателя почитать письмо.

Воспитатель читает:

Одежда хакасского народа была самобытной. Шили её сами из шкур домашних животных. Зимней верхней одеждой была меховая шуба с соболиной отделкой, приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири и верховой езде. Шапка была круглая с околышком и платок, завязанный узлом на затылке. Летнюю верхнюю одежду шили из сукна. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Обувь носили кожаную без каблуков. Сапоги с каблуками надевали только по праздникам. Зимние шапки  меховые с разной отделкой. А зимние рукавицы (мелей) из овчины, а праздничные вышивались с цветными узорами.

Воспитатель предлагает посмотреть альбом  «Хакасские орнаменты».

Посмотрите, какие интересные узоры. Эти узоры называются орнаменты.

Как называются эти узоры? /ответы детей/ 

Воспитатель читает стихотворение  «Варежка» Я.Тисперекова .

«Луна глядит  в окошко,

В дрожащее от вьюги …

Повышивать немножко

Уселись две подруги.

В избушке свет включили,

Чтоб не терять иголки.

Потом достать решили

Все нитки с верхней полки.

Поют и вышивают

В избушке две девицы

И словно оживают

Жарки на рукавицах

Тепло цветов согреет

Когда – нибудь любимых….

Так пусть жарки алеют.

И прогоняют зиму.

                                                     /Перевод В.Данилюка/

Тарина говорит о том, что у неё нет праздничных рукавиц.

/воспитатель показывает детям белые варежки (силуэты).

Дети, хотите помочь нашей Тарине? /ответы детей/

Тогда давайте нарисуем Тарине праздничные хакасские орнаменты на варежках.

Понравилось ли вам сегодня занятие? /ответы детей/.

Тарина благодарит детей и  предлагает им сделать выставку: «Праздничные варежки Тарины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хакасия мой край родной

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста...

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему "Север-мой край родной!"

Формировать знания детей о родном крае, где выросли; закрепить знания о животном и растительном мире родного Северного края; развивать логическое мышление детей и бережное отношение к родному краю....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей группе детского сада по теме «Югра – наш край родной»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей  группы (5-6 лет) по теме «Югра - наш край родной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей...

Хакасия -мой край родной

Рассказы о хакасской земле...

Альбом "Хакасия - мой край родной!"

Материал собран по крупицам из сети Интернет. Он будет полезен воспитателям старших групп ДОУ и учителям начальных классов при ознакомлении с историей, культурой, бытом хакасского народа, а так же осн...

перспективное планирование Тема недели «Хакасия – мой край родной»

Тема проекта: «Хакасия – мой край родной».   Дата: 21.03.2022 – 25.03.2022Цель.  Создание социальной ситуации для развития  и   приобщение к культ...