"Путешествие на Север"занятие для детей средней группы ДОУ.
план-конспект занятия (средняя группа)
Предлагаю Вашему вниманию занятие "Путешествие на Север".Дети через игру знакомятся с жизнью и бытом народов Севера - ханты и манси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_konspekt.docx | 222.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Путешествие на Север»
Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познание». «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели:
1. Закрепить знания детей о народах ханты и манси.
2. Продолжать знакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей Севера-(природа,жилища,одежда,труд.)
3. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
4. Обогащать словарный запас за счет слов ханты, манси, чум, нарты, тайга, тундра, развивать мышление, память, речь, внимание.
5. Развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить детей отвечать на вопросы четко и внятно; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; учить согласовывать прилагательные с существительными; правильно и отчетливо на выдохе произносить звук «У», «Ха», «Д-д-д-д..»
6.Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря: север,ханты, манси, северный олень,ездовые собаки, нарты, тайга, тундра, малица, чум, береста, оленевод, пурга (летит, завывает, воет, бушует, засыпает, заносит снегом), погода (морозная, холодная, суровая, вьюжная).
Материал к занятию: Разрезные картинки 3 шт.(разной сложности разрез);Презентация Севера, кукла в национальном костюме, карточки –билеты; гимнастические палки, куски ткани и меха,2 корзины, мячи желтые и красные и синие по 4 шт.; Для аппликации: Клей ПВА, кисти, шаблон малицы, орнамента, салфетки, клеенки.
Музыкальное сопровождение:
1) шумовой эффект «пурга» («Звуки окружающего мира» Т.Э. Тютюнникова).
2) мелодия ханты-манси северное сияние;,
3) Фак-мак-ханты-манси.
4) «Мы погреемся немножко» песня.
5) минус «Увезу тебя я в тундру» Самоцветы.
Предварительная работа: беседа о Севере, животных, людях, их быте, жилище, одежде, транспорте, тундре. Рассматривание иллюстрации. Чтение произведений: «Мальчик -корешок», «Лепешки», «Почему у зайца длинные уши».
Рисование: «Олень», «Украсим рукавичку».
Аппликация: «Украсим чум» «Узоры Севера»
Ход деятельности
Вводный этап
1.Ритуал начала занятия: ( дети стоят в кругу )
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Люда, улыбнись, тому кто справа.
- еще раз улыбнемся друг другу и гостям.
Основной этап
Дети стоят
Воспитатель: Сегодня, к нам пришли гости, здравствуйте, гости! (раздаются звуки бубна) Ребята,послушайте, это звуки помощи.(появляется кукла Татый).Посмотрите, к нам пришел Татый (шепчет что-то на ушко) Он мне сказал, что он заблудился. Как вы думаете, где живет Татый? (Татый живет на севере) Я вам предлагаю отправиться на Север. Маршрут будет долгим.
В: На чем можно добраться на Север?
Ответы детей: На поезде, на машине, пешком, на самолете.
В: Посмотрите здесь лежит картинка, она рассыпалась, если вы соберете ее, то узнаете на чем мы с вами отправимся в путешествие сегодня. Что получилось?
Дети: Самолет
Сегодня на самолете мы с вами полетим на крайний север, поможем Татыю найти его дом.
Сейчас на севере зима, и очень холодно. Какие вещи мы оденем? Ответы детей.
В:Сейчас всех прошу пройти в самолет «Северный дом».
Но на борт самолета мы сможем войти, если ответим на следующие вопросы и купим билеты.
Вопросы:
1 Скажите, какой народ живет на севере нашего округа? (Ханты и Манси)
2. Погода какая на севере? (морозная, холодная, студеная)
3. Пурга что делает (заметает, воет, бушует)
В: Проходите, рассаживайтесь на места соответственно купленным билетам.
Дети проходят на стульчики, расставленные друг за другом.
Воспитатель одевает пилотку и платочек.
Билеты: карточки с точками, количество точек соответствует месту и цифре.
В: Все прошли, садитесь поудобнее. Я проверю, правильно ли вы сели.(Люда,у тебя сколько точек на карточке? А какая цифра на твоем кресле? Правильно….и т.д.)
Ребята ,нас ждет с вами интересный полет.
Уважаемые пассажиры, мы очень рады вас видеть на нашем борту «Северный дом», капитан нашего лайнера и бортпроводник желают вам приятного полета.
В: Пристегните ремни, летим на Север. Заводим мотор «Д-д-д-д…»(крутим руками)
Считаем: 1,2,3,4,5! Полетели!
Как гудит самолет?
Выполняется дыхательное упражнение: Звукоподражание «У-У-У»(руки в стороны)
В: Ув. пассажиры чтобы вы не скучали в пути, предлагаю вам поиграть.
Показ презентации
Обратите внимание сейчас наш самолет «Северный дом» пролетает над городом
(слайд 1).
1.Как называется город в котором мы живем ? Мы живем в городе Урай.
(Слайд 2 )
2.Далее пролетаем речку. Как называется река, протекающая в нашем городе? (Река называется Конда)
(слайд 3 ).
3.Посмотрите , мы пролетаем над лесом
Какие деревья растут в лесу? (В лесу растут березы, елки, сосны).
Слайд 4
4.Пролетаем над тундрой. Ребята, как называются животные, которых мы видим?
(Это северные олени )
(Слайд 5 )
(2 фотографии на сравнении леса и тундры)
(Показываю указкой)
В: Люда, что ты видишь ?(Это тайга)
А это что? (Это тундра) Посмотрите на тундру. Тундра-это снежная равнина.
Кто заметил чем отличается тундра от тайги?(В тундре нет деревьев, как в лесу в тайге)
В: Ребята, мы прилетели на Север. Выходите. Ой, какой мороз!
Ой, как холодно! Руки замерзли…Погреем руки. Выдох: Ха-ха-ха! (Слайд 6 )
Звучит песенка
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Дети стоят в кругу и хлопают в ладоши.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели:
Да-да-да-да-да!
/Дети показывают руки, тыльнойстороной и ладошками
Ножки мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ, топ, топ, топ! Топ, топ, топ, топ!
/Стоя в кругу, дети топают попеременно то одной, то другой ногой.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки, закружились:
Да, да, да, да!
/Дети кружатся и «разлетаются» в разные стороны.Выключить. (Слайд 7 )ханты
В: На севере проживают много разных народностей. Мы познакомились с народом ханты и манси. Татый тоже из народа ханты.
Татый: спасибо, ребята, вы привезли меня домой, но что-то дома моего не видно, может, пурга замела (расстроен) (сразу начинается)
(Слайд 8 ) лес зимний Пурга, звук. (не щелкать идет автоматом)
В: слышите…Пурга метет…А Татыю некуда спрятаться… а как называется дом Татыя? ( чум)
(Слайд 9 чум внутри )
Ханты и манси живут в чумах из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой(корой березы). Посреди чума разжигается костер, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит через специальное отверстие наверху в центре чума.
(Слайд 10 чум снаружи ) Далее пауза для слайдов.Стоит этот слайд.
Показываю
Это не твой чум, Татый? (Нет)
В: Ничего, не волнуйся, Татый ,мы сейчас тебе поможем!
Ребята, как помочь Татыю? (найдем твой чум, или Построить новый чум! )
Мы с ребятами построим новый чум!
Из чего сделан чум?
Ответы детей: из палок-жердей, шкуры оленя .Воспитатель достает шкуру,жерди-палки.
«Строим чум»
Сейчас вы будете строить чум для Татыя, только не из жердей, а из палок.
Детям раздаётся три гимнастические палки, кусок ткани, чтобы чум укрыть сверху, и по мотку скотча. Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью-чум будет готов.
Шкуры, жерди-строим дом
Помогают все кругом
Применив смекалку, ум
В тундре возвели мы чум!
Татый: Вот какой дом, который согреет своим теплом. Спасибо, ребята! Каждый вечер мама мне рассказывала сказки. А какие сказки северных народов знаете вы?
(«Почему у зайца длинные уши», «Мальчик корешок»)
В:Татый, ты посиди в чуме, погрейся,а мы посмотрим кто нас встречает. Начать показ слайдов далее.
Дети подходят к экрану(Слайд 11 )(ханты мама и папа)
Это ханты-северный народ ,папа и мама Татыя.
Чем же любят занимаются мама и папа Татыя? ответы детей
В: обобщает: Среди северных народов есть охотники, рыболовы и оленеводы.
(Слайд 12 оленеводы )
Это Оленеводы. Они выращивают оленей, ведут кочевую жизнь-это значит, что не живут на одном месте, а постоянно переезжают.
(Слайд 13 олени и собаки )
Помогают людям олени и собаки их заправляют в легкие сани, которые называются нарты. Так они перевозят жилище и вещи своих хозяев.
(Слайд 14 рыболовы)
А это кто Саша? Что они делают?
(Слайд 15 0хотники)
Чем занимаются охотники, Галя расскажи?
Это Охотники –охотятся на диких животных. Из меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую чтобы не замерзнуть в мороз.
(Слайд 15 женщины собирают ягоды )
Охотой и рыбалкой занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: Как называются эти ягоды? морошку, голубику, бруснику, клюкву, грибы и разные полезные травы.
Ответьте мне ребята, в какое время года поспевают ягоды в лесу? Летом.
Игра «Кто быстрее соберет ягоды» под музыку «Увезу тебя я в тундру»
2 корзинки, красные шары-брусника, желтые шары- морошка; синие шары-черника.
Обращаю внимание детей на куклу Татыя ,как он одет.
В: Татый согрелся. Посмотрите, какая шубка красивая у него. Кто ее сшил? (Мама)
(слайд 17 женщины шьют )
женщины –ханты и манси шьют одежду и украшают ее красивым орнаментом и бисером. Посмотрите, шуба называется малица.
В: Давайте, сделаем подарок нашему гостю и его друзьям! Украсим малицу хантыйским орнаментом.
Дети проходят за столы. Звучит народная мелодия ханты-манси северное сияние работают.
Аппликация.
После окончания дарят Татый.
Татый благодарит детей и предлагает станцевать народный танец.
Звучит мелодия фак мак ханты-манси танец
Итог:
В: вот и пришел конец нашему путешествию,
Пора нам возвращаться в группу. Проходите, к нашему самолету, он нас совсем заждался.
Татый: До свидания ребята, спасибо, что вы согласились посмотреть на мой суровый, но удивительный Край.
Дети: до свидания.
(Садятся в самолет.)итог:
В: Чтобы обратный путь у нас был не долгим давайте, поиграем.Расскажите, что нового вы узнали?
Просмотр презентации №2
1. Как называется дом народов ханты и манси?
Изба,чум, шалаш.
2. Каких животных используют ханты для переезда?
Лошади, собаки, олени, медведи.
3. Сани для езды на оленях как называются?
Телега, нарты.
4. Какие животные живут в тундре ?
Олень, белка, песец, осел.
5. Чем занимаются жители севера?
Охота, рыбалка, выращивают овощи, разводят коров, оленеводство
В: Наш самолет прилетел на конечный пункт. Всем спасибо за внимание. Всего доброго!
Подготовила Фирсова А.М. воспитатель гр.№6
ПРИЛОЖЕНИЕ
Орнаменты ханты.
выводок утят
малая рябь воды
крыло гуся
лапа лисы
заячьи уши
след бел
медведь
выдра
Человек на лошади
Кедровая шишка
Лягушка
Жук
Глухарь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"
Занятие планировалось как итоговое по теме: "Зима". Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Физическая культура", "Коммуникация". "Познание". Одной из годовых задач нашего детского сада: "Фо...
Путешествие к Королеве чистоты: занятие для детей средней группы детского сада
Воспитание культурно-гигиенических навыков, знакомство с точечным массажем. Образовательная область «Здоровье»....
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы "Путешествие в сказочный лес"
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы "Путешествие в сказочный лес"...
конспект комплексного занятия для детей средней группы "Путешествие на скотный двор"
В этом конспекте представлены методы развития связанной речи у детей , закрепления навыков словоизменения, упражнения для составления словесных пар. Расширения знаний о среде обитания и пользе д...
Интегрированное занятие для детей средней группы "Сказочное путешествие"
Интегрированное занятие для детей средней группы "Сказочное путешествие"Программное содержание:Образовательные задачи:· Продолжать знакомить детей с русс...
Конспект занятия для детей средней группы на тему: «Рассказ – беседа о животных Севера»
Конспект занятия для детей средней группы на тему: «Рассказ – беседа о ...
Конспект занятия для детей средней группы Тема «Знакомство с животными Севера и жарких стран»
Ознакомление с животным миром...