РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КЛАДОВАЯ УРАЛА».Тема занятия: «История-сказ об Урале-батюшке».
методическая разработка (старшая группа)
Дети знакомятся с историей залеления Урала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiy_-_kopiya.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КЛАДОВАЯ УРАЛА».
Учебное занятие №1.
Тема занятия: «История-сказ об Урале-батюшке».
Возраст учащихся: 6-7 лет
Количество учащихся: 10-12 человек
Время занятия: 30 минут
Программное содержание:
- Познакомить детей с историей заселения Урала.
- Развивать познавательный интерес, любознательность.
- Воспитывать любовь к малой родине-Уральскому краю.
Предварительная работа:
- Познакомить детей со значением слов: «величают» -зовут, называют, «гнушаться»-брезговать, не желать иметь дело; «спотычка»-неожиданное препятствие.
- Познакомить со всеми выделенными в тексте словами стихотворения С.Васильева.
Оборудование, используемое на занятии:
1.Карты России, Челябинской области.
2.Репродукция картины «Портрет Петра I (Приложение 1).
3. Фотографии старых уральских заводов, деревянных изб (Приложение 1).
4. Фотографии уральских камней.(Приложение 2)
5. Фотографии современного металлургического завода и продукции(Приложение 3),
Орг.момент.
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
И сердце добром наполняется –
Так красота на земле рождается.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, скажите в какой стране мы живём? (После ответов детей повторить название страны – Россия. Показать на глобусе её местонахождение, обратить внимание на большую территорию.
Кто знает, как называется то место России, где мы с вами живём? (После ответов детей показать Урал на кате России.) Эту часть России называют краем, Уральским краем. О нём знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии. (Показать на глобусе эти страны)
Чем же знаменит наш Урал? Почему о нём знают люди во многих странах? Я, ребята, сейчас прочитаю стихотворение Васильева «На Урале». Будьте внимательны. После стихотворения вы постараетесь ответить на вопрос «Чем знаменит Урал?».
Откуда ветер этот смоляной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала,
Откуда этих чистых песен клад?
Откуда эти ясные поверья,
Где все слова сверкают и горят,
Как светляки, как райской птицы перья?
Откуда этот камень –самоцвет,
То розовый, то красный, то зелёный,
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студёной?
Похожая на вольную струю,
Откуда эта сабля расписная,
Готовая проворствовать в бою,
Неистовство казачье прославляя?
Откуда эта пушка –громобой?
Какой суровый мастер несравненный
Свою судьбу сроднил с её судьбой,
Вдохнув в металл свой разум вдохновенный?
Откуда он, бывалый человек,
Чья жизнь причиной этой песни стала?
С железных гор, от шумных быстрых рек,
Кузнец и воин, верный сын Урала.
Воспитатель:-Так чем же знаменит наш Урал? Чем он богат?
Физ.минутка
В зимний лес попали мы,
Здесь все запахи зимы.
Сосны снежные стоят,
Мы вдохнем их аромат.
И еще вдохнем разок,
И присядем на пенек,
Улыбнемся и расслабимся…
Погостить в лесу останемся?
(После ответов сделать обобщение.)
Наш Уральский край знаменит камнями самоцветными, железной рудой, золотом (показать фото камней, руды). А где же это богатство прячется, где можно найти такой клад? (В реках, лесах и горах: показать на карте.) Значит, Урал знаменит ещё и горами, озёрами, лесами со смоляным запахом.
Кто это богатство добывает для нас с вами и других людей? Правильно, сами люди, живущие на Урале. В городе Магнитогорске, который находится на Урале (показать на карте России, Челябинской области.), есть большой металлургический комбинат. Это рабочие комбината из железной руды выплавляют металл в печах. Во время войны из него делали танки и снаряды, чтобы защищать Родину от врагов, а сейчас из металла делают машины, станки, тракторы. ( Рассказ сопровождать показом фотографий современного металлургического завода и продукции).) Поэтому, ребята, можно сказать, что Урал славится ещё и своими людьми, трудолюбивыми и работящими.
Физ.минутка
Мы пришли в зимний лес (ходят по комнате).
Сколько здесь вокруг чудес (разводят руками)!
Справа — березка в шубке (руку отводят в указанную сторону и смотрят)
Стоит,
Слева елка на нас глядит (отводят руку и прослеживают взглядом).
Снежинки в небе кружатся (движение "фонарики" и смотрят вверх),
На землю красиво ложатся (кружась приседают).
Вот и зайка прискакал (прыжки),
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет (руки на пояс, наклоны в стороны).
Все мы спрячемся сейчас (приседают прячась),
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит (имитируют сон),
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири (имитируют полет птиц).
Как красивы они!
В лесу красота и покой (разводят руки в стороны),
А нам пора уже домой. (садятся на свои места).
Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Но не всегда так было в нашем крае, не всегда здесь было много городов, людей, заводов. Хотите вы знать, как раньше было на Урале? Тогда слушайте историю-сказ об Урале-батюшке.
Давно это было. Жил в столице Санкт-Петербурге царь-государь. Петром I его звали. Шибко умный был! Читал много, по заграницам наукам разным обучался да работы разной не гнушался.
В ту пору на границах неспокойно было. Вот поехали слуги-воины Петра по России-матушке мужиков в солдаты звать, да и в наш уральский край заглянули.
Едут полем, лесом, мимо рек быстрых да гор высоких. Вдруг однажды спотычка вышла : кони стали и не идут, будто к земле приросли! Случилось, что в это время мужичишко мимо проезжал. Едет да и посмеивается : «Хотите, -говорит,- на кованых конях мимо нашей горы проехать? Не пустит гора-то!» Глянули слуги-воины на кобылку мужика, а она не кована! Идёт себе мимо их вороных подкованных коней. Испугались, да и вон из этих мест!
Воротились в столицу да к царю с докладом;»Так, мол и так! На Урале горы чудные, волшебные! Коней кованых к себе притягивают, идти дальше не дают!» Царь смекнул что к чему! И послал он людей учёных в тот волшебный край. Вот они ему ответ и шлют: много тут лесов, рек, руды железной, золота, а каменьев самоцветных – видимо-невидимо!
И потянулись по приказу царя ПетраI люди в наши уральские края. Сначала все заводы строили, а для жилья –хижины да землянки копали. Только семьёй да с малыми ребятками в таком жилье трудновато жить – сыро, холодно и неудобно! Тут и пошли древоделы на Урал, чтобы строить крепкие дома из дерева. Древоделы-мастера всё топором строили и украшали узорчато, да нарядно (показ фотографий деревянных домов, украшенных резьбой). И расцветало дерево под топором мастера. Даже поговорка пошла: «Топор всему делу голова».
А на этой картине художник изобразил старый уральский завод и показал, как трудились рабочие в нём.
Так люди старые сказывали, да почти так и было.
ИТОГ.
-Вы запомнили, как звали царя, по чьему приказу люди стали на Урал перебираться? (Показ репродукции портрета Петра .
-Что привлекло людей на Урале?
Литература и интернет ресурсы:
1.Мурзин А. А. Когда предания сложились в историю…/ А.А. Мурзин – Екатеринбург, 2010. – 64 с.
2.Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост.Е.С.Бабунова.-2-е изд.-Челябинск: Взгляд, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КЛАДОВАЯ УРАЛА». Учебное занятие Тема занятия: «Путешествие по сказу П.Бажова «Серебряное копытце»
На учебном занятии обобщаем знания детей о произведении П.П.Бажова “Серебряное копытце”,продолжать знакомить с красотой и богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в...
Творческая разработка занятия по ознакомлению с художественной литературой "По дорогам сказок"
Детям предлагается множество интересных заданий для закрепления знаний о русских народных сказках....
Открытое занятие по дополнительному образованию художественной направленности
учить создавать образ аквариумной рыбки, передавать в поделке ее форму, части тела...
Методические разработки (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УСПЕШНЫЙ МАСТЕР
Методические разработки (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УСПЕШНЫЙ МАСТЕР...
«История –сказ об Урале батюшке»
Познакомить детей с историей заселения Урала, с разнообразием окружающей природы нашего края....
«История –сказ об Урале батюшке»
Познакомить детей с историей заселения Урала, с разнообразием окружающей природы нашего края. Дать представление, что все в природе взаимосвязано. Развивать познавательный интерес, любознательность. В...
Методическая разработка занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы «Осеннее приключение»
Занятие по ознакомлениюс художественной литературойдля детей средней группы «Осеннее приключение»...