Консультация "Национально-региональный компонент в ДОУ "
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Национально-региональный компонент в ДОУ»
Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой край, а, следовательно, больше узнавайте о нём, умейте ценить его историю.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.
Содержание регионального компонента реализуется с учетом ФГОС ДО, требований образовательной программы, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей через образовательные области «Познавательное и речевое развитие» (что включает в себя организованную образовательную деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы, дидактические игры). Интегративная связь через образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие» ( это организация сюжетно-ролевых игр, воспитание любви и уважения к окружающим людям в течение дня в различных режимных моментах), «Физическое развитие» (подвижные и хороводные игры с национальным колоритом), «Художественно-эстетическое развитие» (проведение развлечений с русским национальным колоритом, театрализация русских народных сказок, продуктивные виды деятельности).
В программе "Детство" региональный компонент осуществляется через мир социальныхотношений, познавательное и эстетическое развитие. В разделе "Дошкольник входит в мир социальных отношений" формируются представления о семье, семейных и родственных отношениях. В разделе "Ребенок открывает мир природы" осуществляется обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой. В разделе "Ребенок вмире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки" даютсяпредставления о разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1.Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы МБДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, специалистов);
6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
использование программ и технологий по краеведению;
комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
учет специфики организации и построения педагогического процесса;
использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Литературно-художественный центр - важный компонент информационно-образовательного пространства разновозрастной группы общеразвивающей направленности»
Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и лит...
Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР
Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...
Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"
Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...
«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
из опыта работы по использованию регионального компонента
данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...
из опыта работы по практическому применению регионального компонента
данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Тема: "Здоровьесберегающие компоненты в математической сказке Цветик-семицветик"
Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации....