«Тульский край – моя малая родина: знакомство с филимоновской игрушкой»
план-конспект занятия (старшая группа)
НОД по познавательной деятельности в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_filimonovskaya_igrushka.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познавательному развитию по теме:
«Тульский край – моя малая родина: знакомство с филимоновской игрушкой»
Разработала: Пискун И. В., воспитатель ЧДОУ № 71 ОАО «РЖД»,
расположенного по адресу: 300034, Тульская обл., г. Тула, ул. Демонстрации, 144А.
Почтовый адрес: 300005, Тульская обл., г. Тула, ул. Одоевское шоссе, д. 32, кв. 1.
Тел.: +7-920-276-05-67
Эл. почта: piskynira1970@gmail.com
НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме:
«Тульский край – моя малая родина: знакомство с филимоновской игрушкой»
Автор: Пискун Ирина Вячеславовна, воспитатель.
Место работы: ЧДОУ №72 ОАО «РЖД», г. Тула.
Цель: обобщение знаний о Тульском крае и его культурно-историческом наследии.
Задачи:
Образовательная:
- знакомство детей с историей возникновения филимоновской игрушки и ее особенностями;
- расширение, закрепление и углубление знаний детей старшей возрастной группы о родном городе и области.
Развивающая:
- развитие патриотических чувств детей;
- обогащение словарного запаса;
- совершенствование умения четко выражать мысли, анализировать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи;
- создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с филимоновской игрушкой.
Воспитательная:
- воспитание интереса к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
- поддержание доброжелательных взаимоотношений между детьми в процессе коллективного решения познавательных задач;
- воспитание патриотических чувств посредством рассмотрения и изучения культурного наследия Тулы и Тульской области.
Интеграция образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Виды детской деятельности:
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Двигательная;
- Восприятие художественной литературы.
Используемые технологии:
- информационно-коммуникативные;
- игровые:
- здоровьесберегающие.
Предварительная работа: знакомство с символикой и гимном Тулы, филимоновской игрушкой, чтение стихотворений о Туле и Тульской области, отгадывание загадок, уточнение знаний о ранее изученных росписях (гжель, дымковская роспись, хохлома).
Словарная работа: Родина, малая родина, самовар, тульский пряник, филимоновская игрушка, филимоновская роспись.
Материалы и оборудование:
- фотографии и картинки с изображение самоваров, филимоновских игрушек, тульских пряников;
- самовар и филимоновские игрушки;
- карточки с изображением предметов (самовар, гармонь, пряник, ружьё, поезд, кубики, цветочный горшок, утюг и т.д.);
- ноутбук;
- аудиозапись «Тула-городок» (музыка и слова Владимира Дмитриева);
- карточки с изображением различных росписей (хохлома, гжель, дымковская и филимоновская росписи).
Действующие лица и исполнители: воспитатель и дети старшей возрастной группы.
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель появляется перед детьми в народном костюме и предлагает детям поговорить о городе Тула и его богатстве.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине — городе Тула. Что же мы зовем родиной?
Ребенок читает стихотворение о родине:
Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы живём,
И берёзки, вдоль которых
Вместе с мамой мы идём.
Воспитатель: О Туле написано много стихотворений. Предлагаю послушать одно из них:
Второй ребёнок читает стихотворение:
Нарядились парки все и скверы
В яркую зелёную листву,
Мой родной, любимый город, – Тула,
По тебе я с радостью иду!
Воспитатель: Дети, а хотите узнать, что является символом нашего города? Тогда отгадайте загадку.
Загадка 1:
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт.
Сам себе плита и чайник —
Сам заварит, сам нальёт!
(Самовар)
Воспитатель: верно, речь идет о самоваре. Тула славится своими великими самоварщиками. Тульский самовар считается лучшим в мире! Первый самовар был изготовлен тульским оружейником Назаром Лисицыным. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: здесь есть самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфинов, с петлеобразными ручками. (Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением самоваров).
Воспитатель: Давайте отгадаем следующую загадку и узнаем, что традиционно подаётся к чаю.
Загадка 2:
Чаю в чашки наливай!
К самовару подставляй!
Открывай скорее краник,
К чаю будет тульский … (пряник).
Воспитатель: Тульский пряник славится на весь мир. Он является визитной карточкой нашего города (воспитатель раздаёт пряники, дети рассматривают их). С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делали в связи с какими-нибудь торжественным событиями. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Дети, а чем ещё славится тульский край? (Ответы детей: оружие, кружево, гармонь, филимоновская игрушка).
Физкультминутка.
Воспитатель: Дети, давайте с вами сыграем в игру «Найди картинку». На некоторых карточках изображено то, что сделано на тульской земле, вам необходимо это найти. (Воспитатель раскладывает на полу карточки по кругу, дети бегают друг за другом, и в момент, когда музыка выключается, находят нужную (повторить 2 раза)).
- Основная часть. Знакомство с филимоновской игрушкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, чем славится наш город Тула! А сейчас мы познакомимся с филимоновской игрушкой.
(Воспитатель читает стихотворение «Филимоновская игрушка»):
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там непростое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Воспитатель: Филимоновская игрушка - самая древняя в нашей стране. О ней впервые упоминалось 700 лет назад. Первыми филимоновскими игрушками были свистульки. Их изготавливают в виде птиц, барышень в селе Филимоново из глины чёрного цвета. Игрушки имеют вытянутую форму, так как игрушки из сырой глины имеют свойство осаживаться. Затем фигурки обжигали в печах и расписывали гусиным пером, а не кисточкой. Ребята, а вы знаете почему? (Ответы детей). С кисточки краска на глину не пристаёт.
(Дети рассматривают филимоновские игрушки).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какие цвета присутствуют в росписи, и какие линии вы видите в орнаменте? (Ответы детей). Цветовая гамма очень разнообразна: белый цвет сочетается с зелёным, малиновым, оранжевым и жёлтым. Орнамент состоит из линий, широких и узких полосок, а овальные листики и пятна разбросаны по фону. Филимоновскую игрушку изготавливали не только для игры, но и для украшения жилья. А теперь отгадайте загадку:
Загадка:
Отгадайте-ка, ребятки,
Про кого моя загадка?
Разноцветный, голосистый,
Яркий, сказочный, пятнистый.
Он как встанет поутру,
Запоёт: «Кукареку!»
(Ответ детей: петушок).
Воспитатель: правильно! Посмотрите, какой красивый филимоновский петушок (воспитатель показывает петушка). Обратите внимание, как он расписан. Какие цвета вы видите? (Ответы детей). Верно! Зелёный, жёлтый и красный. А какие узоры? (Ответы детей). Молодцы! Петушок расписан точками полосками. А давайте поиграем в игру «Отгадай узор»?
(Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением росписей. Дети передают по кругу карточки, по сигналу воспитателя «Стоп», они определяют, в какой технике расписан изображённый предмет). Воспитатель: Вы большие молодцы, ребята! Без ошибок назвали все росписи, изображённые на картинках!
- Заключительная часть. Обобщение знаний.
Воспитатель: Дети, мы узнали, чем именно богат Тульский край, и филимоновская игрушка является неотъемлемой частью богатого тульского наследия. Мы по праву можем гордиться нашей малой родиной – Тульским краем, и не забывать наших великих мастеров!
Текст песни «Тула-городок»
(муз. и слова В. Дмитриева)
Стоит на свете Тула-городок.
Стоит не шибко низок,не высок.
Но только тот, кто в Туле не бывал,
Тот матушки России не видал.
Самовар поет - слышно за версту.
Пряник словно мед, тает сам во рту.
Коробейники все дадут за грош,
Оружейники смастерят, что хошь,
Есть и краше города, но нигде и никогда
Не забуду Тулу я, Тула - родина моя!
Родятся в Туле Чудо-мастера
Работа им любая, что игра.
И черта, если надо, подкуют,
А если надо, спляшут и споют.
Улиц в Туле сто, да все узкие.
Широки зато души русские.
Земляку земляк все готов отдать.
Снять с себя пиджак и рубаху снять.
Есть и краше города, но нигде и никогда
Не забуду Тулу я, Тула - родина моя!
Прошло с тех пор годов не меньше ста...
И мы не те и Тула уж не та,
Но будем мы и через тыщу лет
Хранить Левшой завещанный секрет.
Тот секрет простой, нет в нём новости:
Делать всё с душой, да по совести.
От иголочки, до хомутика,
От двухстволочки и до спутника,
Есть и краше города,Но нигде и никогда
Не забуду Тулу я, Тула - Родина моя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность "Познание" Тема: "Приморский край - моя малая Родина"
Работа посвящена углублению знаний о природе Приморского края. Ориентированна на детей старшего возраста. Работа позволяет формировать знания о родном крае, о ценных видах животных и растений, приозра...
Знакомство с филимоновской игрушкой
презентация для занятия в кружке "Веселая ярмарка"...
Конспект по изобразительной деятельности в младшей группе знакомство с «Филимоновской игрушкой».
Образовательные области: художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.Методические задачи: продолжать знакомить детей ...
Проект "Знакомство с Филимоновской игрушкой"
проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста...
Методическая разработка на тему "Знакомство с филимоновской игрушкой"
Цель: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-приклад...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с филимоновскими игрушками»
Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования куриным пером.Задачи:- расширить представления детей о народных промыслах;- развивать интерес детей подготовительной группы...
Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка.
Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка....