«Тульский край – моя малая родина: знакомство с филимоновской игрушкой»
план-конспект занятия (старшая группа)

Пискун Ирина Вячеславовна

НОД по познавательной деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_filimonovskaya_igrushka.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию по теме:


«Тульский край – моя малая родина: знакомство с филимоновской игрушкой»

Разработала: Пискун И. В., воспитатель ЧДОУ № 71 ОАО «РЖД»,
расположенного по адресу
: 300034, Тульская обл., г. Тула, ул. Демонстрации, 144А.

Почтовый адрес: 300005, Тульская обл., г. Тула, ул. Одоевское шоссе, д. 32, кв. 1.
Тел.:
+7-920-276-05-67
Эл. почта:
piskynira1970@gmail.com

НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме:
«Тульский край – моя малая родина: знакомство с филимоновской игрушкой»

Автор: Пискун Ирина Вячеславовна, воспитатель.
Место работы: ЧДОУ №72 ОАО «РЖД», г. Тула.

Цель: обобщение знаний о Тульском крае и его культурно-историческом наследии.

Задачи:

Образовательная:

  • знакомство детей с историей возникновения филимоновской игрушки и ее особенностями;
  • расширение, закрепление и углубление знаний детей старшей возрастной группы о родном городе и области.

Развивающая:

  • развитие патриотических чувств детей;
  • обогащение словарного запаса;
  • совершенствование умения четко выражать мысли, анализировать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи;
  • создание условий для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с филимоновской игрушкой.

Воспитательная:

  • воспитание интереса к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
  • поддержание доброжелательных взаимоотношений между детьми в процессе коллективного решения познавательных задач;
  • воспитание патриотических чувств посредством рассмотрения и изучения культурного наследия Тулы и Тульской области.

Интеграция образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Физическое развитие».

Виды детской деятельности:

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Двигательная;
  • Восприятие художественной литературы.

Используемые технологии:  

  • информационно-коммуникативные;
  • игровые:
  • здоровьесберегающие.

Предварительная работа: знакомство с символикой и гимном Тулы, филимоновской игрушкой, чтение стихотворений о Туле и Тульской области, отгадывание загадок, уточнение знаний о ранее изученных росписях (гжель, дымковская роспись, хохлома).

Словарная работа: Родина, малая родина, самовар, тульский пряник, филимоновская игрушка, филимоновская роспись.

Материалы и оборудование:

  • фотографии и картинки с изображение самоваров, филимоновских игрушек, тульских пряников;
  • самовар и филимоновские игрушки;
  • карточки с изображением предметов (самовар, гармонь, пряник, ружьё, поезд, кубики, цветочный горшок, утюг и т.д.);
  • ноутбук;
  • аудиозапись «Тула-городок» (музыка и слова Владимира Дмитриева);
  • карточки с изображением различных росписей (хохлома, гжель, дымковская и филимоновская росписи).

Действующие лица и исполнители: воспитатель и дети старшей возрастной группы.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель появляется перед детьми в народном костюме и предлагает детям поговорить о городе Тула и его богатстве.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине городе Тула. Что же мы зовем родиной?

Ребенок читает стихотворение о родине:

Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы живём,
И берёзки, вдоль которых
Вместе с мамой мы идём.

Воспитатель: О Туле написано много стихотворений. Предлагаю послушать одно из них:

Второй ребёнок читает стихотворение:

Нарядились парки все и скверы
В яркую зелёную листву,
Мой родной, любимый город, – Тула,
По тебе я с радостью иду!

Воспитатель: Дети, а хотите узнать, что является символом нашего города? Тогда отгадайте загадку.

Загадка 1:

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт.
Сам себе плита и чайник

Сам заварит, сам нальёт!
(Самовар)

Воспитатель: верно, речь идет о самоваре. Тула славится своими великими самоварщиками. Тульский самовар считается лучшим в мире! Первый самовар был изготовлен тульским оружейником Назаром Лисицыным. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: здесь есть самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфинов, с петлеобразными ручками. (Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением самоваров).

Воспитатель: Давайте отгадаем следующую загадку и узнаем, что традиционно подаётся к чаю.

Загадка 2:

Чаю в чашки наливай!
К самовару подставляй!
Открывай скорее краник,
К чаю будет тульский … (пряник).

Воспитатель: Тульский пряник славится на весь мир. Он является визитной карточкой нашего города (воспитатель раздаёт пряники, дети рассматривают их).  С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делали  в связи с какими-нибудь торжественным событиями. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Дети, а чем ещё славится тульский край? (Ответы детей: оружие, кружево, гармонь, филимоновская игрушка).

Физкультминутка. 

Воспитатель: Дети, давайте с вами сыграем в игру «Найди картинку». На некоторых карточках изображено то, что сделано на тульской земле, вам необходимо это найти. (Воспитатель раскладывает на полу карточки по кругу, дети бегают друг за другом, и в момент, когда музыка выключается, находят нужную (повторить 2 раза)).

  1. Основная часть. Знакомство с филимоновской игрушкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, чем славится наш город Тула! А сейчас мы познакомимся с филимоновской игрушкой.

(Воспитатель читает стихотворение «Филимоновская игрушка»):

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там непростое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
Называется оно.

Воспитатель: Филимоновская игрушка - самая древняя в нашей стране. О ней впервые упоминалось 700 лет назад. Первыми филимоновскими игрушками были свистульки. Их изготавливают в виде птиц, барышень в селе Филимоново из глины чёрного цвета. Игрушки имеют вытянутую форму, так как игрушки из сырой глины имеют свойство осаживаться. Затем фигурки обжигали в печах и расписывали гусиным пером, а не кисточкой. Ребята, а вы знаете почему? (Ответы детей). С кисточки краска на глину не пристаёт.
(Дети рассматривают филимоновские игрушки).

Воспитатель:
Ребята, обратите внимание, какие цвета присутствуют в росписи, и какие линии вы видите в орнаменте? (Ответы детей). Цветовая гамма очень разнообразна: белый цвет сочетается с зелёным, малиновым, оранжевым и жёлтым. Орнамент состоит из линий, широких и узких полосок, а овальные листики и пятна разбросаны по фону. Филимоновскую игрушку изготавливали не только для игры, но и для украшения жилья. А теперь отгадайте загадку:

Загадка: 
Отгадайте-ка, ребятки,
Про кого моя загадка?
Разноцветный, голосистый,
Яркий, сказочный, пятнистый.
Он как встанет поутру,
Запоёт: «Кукареку!»
(Ответ детей: петушок).

Воспитатель: правильно! Посмотрите, какой красивый филимоновский петушок (воспитатель показывает петушка). Обратите внимание, как он расписан. Какие цвета вы видите? (Ответы детей). Верно! Зелёный, жёлтый и красный. А какие узоры? (Ответы детей). Молодцы! Петушок расписан точками полосками. А давайте поиграем в игру «Отгадай узор»?
(Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением росписей. Дети передают по кругу карточки, по сигналу воспитателя «Стоп», они определяют, в какой технике расписан изображённый предмет).  Воспитатель: Вы большие молодцы, ребята! Без ошибок назвали все росписи, изображённые на картинках!

  1. Заключительная часть. Обобщение знаний.

Воспитатель: Дети, мы узнали, чем именно богат Тульский край, и филимоновская игрушка является неотъемлемой частью богатого тульского наследия. Мы по праву можем гордиться нашей малой родиной – Тульским краем, и не забывать наших великих мастеров! 

Текст песни «Тула-городок»
(муз. и слова В. Дмитриева)

Стоит на свете Тула-городок.

Стоит не шибко низок,не высок.

Но только тот, кто в Туле не бывал,

Тот матушки России не видал.

Самовар поет - слышно за версту.

Пряник словно мед, тает сам во рту.

Коробейники все дадут за грош,

Оружейники смастерят, что хошь,

Есть и краше города, но нигде и никогда

Не забуду Тулу я, Тула - родина моя!

Родятся в Туле Чудо-мастера

Работа им любая, что игра.

И черта, если надо, подкуют,

А если надо, спляшут и споют.

Улиц в Туле сто, да все узкие.

Широки зато души русские.

Земляку земляк все готов отдать.

Снять с себя пиджак и рубаху снять.

Есть и краше города, но нигде и никогда

Не забуду Тулу я, Тула - родина моя!

Прошло с тех пор годов не меньше ста...

И мы не те и Тула уж не та,

Но будем мы и через тыщу лет

Хранить Левшой завещанный секрет.

Тот секрет простой, нет в нём новости:

Делать всё с душой, да по совести.

От иголочки, до хомутика,

От двухстволочки и до спутника,

Есть и краше города,Но нигде и никогда

Не забуду Тулу я, Тула - Родина моя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность "Познание" Тема: "Приморский край - моя малая Родина"

Работа посвящена углублению знаний о природе Приморского края. Ориентированна на детей старшего возраста. Работа позволяет формировать знания о родном крае, о ценных видах животных и растений, приозра...

Знакомство с филимоновской игрушкой

презентация для занятия в кружке "Веселая ярмарка"...

Конспект по изобразительной деятельности в младшей группе знакомство с «Филимоновской игрушкой».

Образовательные области: художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.Методические задачи: продолжать знакомить детей ...

Проект "Знакомство с Филимоновской игрушкой"

проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему "Знакомство с филимоновской игрушкой"

Цель: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-приклад...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с филимоновскими игрушками»

Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования куриным пером.Задачи:- расширить представления детей о народных промыслах;- развивать интерес детей подготовительной группы...

Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка.

Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка....