Методическая разработка на тему "Знакомство с филимоновской игрушкой"
методическая разработка (младшая группа)

Сюгирова Аксана Сергевна

Цель: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Формировать умение прорисовывания элементов филимоновского узора. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_filimonovskoy_igrushkoy_mladshaya_gruppa.docx77.97 КБ

Предварительный просмотр:

        Воспитатель: Сюгирова Аксана Сергеевна

Конспект занятия

«Знакомство с филимоновской игрушкой»

Цель: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Формировать умение прорисовывания элементов филимоновского узора. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Задачи:

-развивать творческие способности детей;

-развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества;

-формировать эстетический вкус;

-воспитывать интерес к народным промыслам;

-развивать чувство формы и ритма.

-воспитывать любовь к народным промыслам.

Материалы и оборудование: заготовки лошадок из белых листов для рисования, восковые мелки, филимоновские игрушки для образца.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Я сегодня шла в детский сад и увидела внучку деда Филимона, а знаете кто такой дед Филимон?

Ни далеко, ни близко, ни за морями, ни за лесами, а за полями да перелесками стояла деревня без названия. Жили в той деревне мастера-гончары. Жил-был дед Филимон. Пошел он однажды в лес по грибы, да по ягоды. Шел он шел и нашел глину. Глина была жирная и черная - «синикой» называлась. А называлась она так потому, что цвета она была необычного — серого с синевой. Но была та глина не простая, а волшебная! Стоило посуде из той глины  ночку в жаркой печке постоять - потомиться, то превращалась она из синей в белую. Потому и славились мастера-гончары из этой деревни, что тарелки и плошки, горшки и чашки были у них белее снега, чистые и опрятные.

Принес дед Филимон глину домой и стал лепить детям разные игрушки-свистульки, стал их обжигать в печи. После обжига игрушки становились белыми. Научились у деда лепить игрушки и его сестрицы. И стали они делать для всех свистульки, коней, птиц, людей. И решил дед расписать их красками. Да только красок у него было всего три – жёлтая, зеленая и красная. Получились игрушки яркие, красивые, радостные и назвал их мастер – Филимоновскими.

Так вот внучка его  передала посылку! Давайте вместе посмотрим, что же там! (воспитатель открывает посылку и дети видят игрушки).

Дети: игрушки!

Воспитатель: да, ребята! Это игрушки - свистульки! У них есть дырочки, через которые проходит воздух и получается свист)))  Посмотрите какие они красивые!  

Послушайте стихотворение:

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве —

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья —

Колокольной Руси перезвон.

                          Николай Денисов – художник и поэт.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, а каким же узором они украшены?

Дети: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.

Воспитатель: Да, эти узоры обозначают например, круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия.

Воспитатель: А какие цвета использованы при раскрашивании игрушек свистулек?

Дети: желтый, красный, зеленый.

Воспитатель: правильно, молодцы! А вы знаете, что первым цветом наносили желтый, потом красный, затем зеленый?!

А посмотрите как вытянуты шеи у игрушек! Это потому что глина пластичная и когда лепят из нее мастерицы, то приходилось  подтягивать, подмазывать, поэтому и вытягивается так игрушка. Все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Воспитатель: А теперь давайте встанем и разомнемся!

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать.

Тихо сесть и начать рисовать!

Воспитатель: Посмотрите, ребята! Я вам раздаю лошадок, но они такие скучные, некрасивые. Давайте мы с вами раскрасим их, чтобы они были красивыми и разноцветными! Мы возьмем с вами восковые мелки и нарисуем им линии слева направо! Какую линию будем выполнять первую? Да, правильно, желтую, затем красную и зеленую! Приступаем к раскрашиванию! (Выполнение раскрашивания)

Ах, вы, умнички мои! Какие красивые узоры нарисовали. Полосочки разные – зелёные, жёлтые, красные. Хорошо потрудились. Вам понравилось раскрашивать лошадок? Тогда мы будем теперь мастерами по раскрашиванию фигурок и в следующий раз будем раскрашивать петушка или барыню?

Дети: ответ.


https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0de3/00074d5a-9fdf887f/hello_html_623cca40.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "В гости к дымковской игрушке".

совместная комплексная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка " В гости к дымковской игрушке"

Совместное занятие логопеда и воспитателя с использованием здоровьесберегающих технологий...

Методическая разработка мини музея " Матрешки - любимые игрушки".

Изучив литературу по мини музеям , разработала методический проект "Матрешки - любимые игрушки".  Ценность мини музея  не в наличии экспонатов, а в создании условий для самостоятельного изуч...

Методическая разработка на тему:"Мои любимые игрушки"

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе :"Мои любимы игрушки"...

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: "Игрушки для детей 2-3 лет"

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Игрушки для детей 2-3 лет....

Методическая разработка:консультация для родителей. Тема: "Игрушки своими руками из цветного песка"

Ознакомление родителей с техникой «цветного песка», с различными приёмами и способами изготовления поделок, показать родителям как при помощи техники «цветно...

Методическая разработка. Конспект обыгрывания новой сюжетной игрушки в первой младшей группе " Поиграем с котёнком"

Методическая разработка . Конспект обыгрывания новой сюжетной игрушки в первой младшей группе "Поиграем с Котиком"...