Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-zanyatiya-po-lepke-filimonovskaya-igrushka.docx476.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка.

Цели: Познакомить обучающихся с филимоновской игрушкой, как одной из яркой представительницей народного творчества страны.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить кругозор детей о народном творчестве. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

2.Отрабатывать навыки лепки и глины, используя приёмы лепки скатывание, раскатывание оттягивание, сплющивание.

Развивающие:

3. развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности изделия различных народных промыслов.

4.Коррекционные: развитие мелкой моторики кисти рук(развитие ритмичности, плавности движений)

Воспитательные:

5.воспитывать умение взаимодействовать в процессе совместной работы, воспитывать самостоятельность и творчество.

Материалы и оборудование: пластилин, инструменты, иллюстрации народных глиняных игрушек.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Постановка проблемы. Педагог загадывает загадку.

Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
(Филимоновские игрушки)

II. Сообщение темы.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.

История Филимоновской игрушки началась много столетий назад. В те времена на Руси правил царь Иван Грозный. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. При обжиге игрушки получались белыми. Расписывались игрушки просто не замысловатые полоски, палочки, веточки. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; 
потом их обводят красным; затем зеленым. (слайд16) Игрушки получаются сказочными и оригинальными.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается всё дело в природных свойствах глины-синьки (так называли за цвет) Она очень жирная и при сушке игрушки покрываются трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы. Обычно животные, вылепленные филимоновскими игрушечниками, высокие, голенастые, с удлиненными шеями и маленькими головками. Своеобычны и женские фигурки: у них более высокая вытянутая юбка-колокол, на голове вместо кокошника высокая шляпка с загнутыми полями, такие когда-то носили горожане .

Все филимоновские игрушки свистульки.

Почему игрушку называют филимоновской?

C:\Users\Natasha\Desktop\c1fa6b451d33343f7ca7425d01839053.jpg    C:\Users\Natasha\Desktop\1bf723706b1420fcccbd795a68u4.jpg  C:\Users\Natasha\Desktop\filimonovskaya_igrushka_raskraska_4.jpg

Особенности игрушки?

Какими цветами расписывают игрушки? Какие узоры?

C:\Users\Natasha\Desktop\c9f81e951dc416f64201e36ec7d838d1.jpgC:\Users\Natasha\Desktop\b40199bbebe7c1567977489f6f678d00_RSZ_560.jpg

   

                                                   C:\Users\Natasha\Desktop\filimonovskie_igrushki_1.jpg

III.Физкультминутка. 

Раз-два, раз-два - стали дети мастера.

(руки поднимают вверх, затем к груди)

Сели, встали, сели, встали

Мы работать не устали.

Ручки наши - хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки наши - топ, топ, топ.

Раз-два, раз-два - наши дети мастера.

Воспитатель: - Вот вы и превратились в мастеров. Сели мастера за работу, а чтобы лучше игрушки получились, да узоры не размазывались мастера всегда готовили свои руки к работе.

Пальчиковая гимнастика

Стоит в поле теремок

(ладошки соединяем домиком)

Он ни низок, ни высок

(показывают вниз руки и вверх)

Дверь закрыта на замок

(пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок

(сомкнуть пальцы в колечки)

Вокруг терема забор

(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

Чтобы не забрался вор.

(кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг!

(Руки развести в стороны)

IV. Практическое занятие.

Филимоновская игрушка лепится целиком из одного куска глины (пластилина), не считая небольшого налепа

В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Включена негромкая народная музыка. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки, самостоятельно оценивая свои работы. Педагог не забывает похвалить каждого обучаемого, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось

V. Рефлексия.

Чему учились на занятии?

Что хотелось бы вам слепить?

Какие трудности были?

Подведение итога урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тульский край – моя малая родина: знакомство с филимоновской игрушкой»

НОД по познавательной деятельности в старшей группе...

ООД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из пластилина с последующей росписью» открытый показ НОД в старшей группе

Цели:Познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.Воспитывать любовь к народному творчеству.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, тв...

Знакомство с филимоновской игрушкой

презентация для занятия в кружке "Веселая ярмарка"...

Конспект по изобразительной деятельности в младшей группе знакомство с «Филимоновской игрушкой».

Образовательные области: художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.Методические задачи: продолжать знакомить детей ...

Проект "Знакомство с Филимоновской игрушкой"

проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка на тему "Знакомство с филимоновской игрушкой"

Цель: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-приклад...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с филимоновскими игрушками»

Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования куриным пером.Задачи:- расширить представления детей о народных промыслах;- развивать интерес детей подготовительной группы...