Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа"
методическая разработка на тему
Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа". Цель: Распространение педагогического опыта среди педагогов в контексте практики введения ФГОС ДО в рамках регионального компонента. Создание мотивации педагогов к деятельности в направлении ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка семинара-практикума | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
семинара-практикума для воспитателей
«Интеграция образовательных областей
при ознакомлении дошкольников
с историей и культурой Петергофа»
Составил:
старший воспитатель ГБДОУ ДС № 11
Петродворцового р-на
Санкт - Петербурга
Дюжева Наталья Сергеевна
Санкт – Петербург
Петергоф
2017г.
Цель: распространение педагогического опыта среди педагогов района в контексте практики введения и реализации ФГОСДО. Создание мотивации педагогов района к деятельности в направлении ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа.
Задачи:
- познакомить педагогов района с опытом педагогов ГБДОУ дс №11
- проанализировать теоретические и практические основы создания условий для реализации направления Петергофоведение
- представление новых форм работы с детьми при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа
Участники семинара:
Воспитатели
Программа практикума:
1. «Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа»
Ст.воспитатель Дюжева Н.С.
2. «Познавательно-исследовательская деятельность в системе ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа»
Воспитатель Косихина Л.В.
3. «Цикл экскурсий для ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа»
Воспитатель Окуневич И.Ю.
4. «Экскурсия - викторина с использованием макета»
Воспитатель Кукушкина И.В.
5. «Развивающая предметно-пространственная среда для ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа»
Воспитатель Созыкина Н.В.
6. Развивающая предметно-пространственная среда в группе ДОУ. Экскурсия
7. Подведение итогов семинара. Обсуждение.
1.Ведущая:
«Парадиз», «русская Версалия», «столица фонтанов», «жемчужина искусств» - так по сей день называют этот дворцово-парковый ансамбль на берегу Финского залива, созданный по замыслу Петра Великого во славу победы России в Северной войне и ее выхода к Балтийскому морю.
Искусство и талант выдающихся зодчих, скульпторов, мастеров фонтанного и садово-паркового дела разных эпох воплотились в достопримечательностях Петергофа. И мы, спустя века, имеем возможность любоваться его красотой.
Во все времена Петергоф вдохновлял поэтов, художников, композиторов.
Петергоф вдохновил и нас.
Мы хотим сегодня познакомить вас с нашей работой.
Главной целью нашей работы является содействие становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Петергофа.
Девиз нашего семинара:
Кто добр душой и мыслью ясен
Всегда поведать всем готов
О том, как сказочно прекрасен
Великолепный Петергоф!
Условия Петергофа – города музея под открытым небом, города истории, уникального памятника подлинного искусства – позволяют ребенку погрузиться в атмосферу настоящего искусства, познать мир прекрасного, соприкоснуться с разными эпохами, стилями, историей, музыкой, поэзией и этикетом.
Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает одно из направлений деятельности, созданное самостоятельно и ориентировано
- на специфику социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- возможности педагогического коллектива;
- и сложившиеся традиции ДОУ.
Упражнение ВЕЕР (для активизации работы)
Цель: выявить уровень понимания сущности ознакомления с историей и культурой Петергофа.
Ведущая: для определения вашего понимания сущности ознакомления с историей и культурой Петергофа я предлагаю Вам лист бумаги, который я запускаю по кругу. Каждый из вас должен написать ассоциативное слово с выражением «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа. «Петергофоведение», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику.
(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Затем ведущая зачитывает высказывания, записанные педагогами)
Знаете ли вы Петергоф
Начнем мы с вами работу с небольшой разминки:
Разминка «Верите ли Вы, что….»
- Верите ли Вы, что вода к фонтанам Петергофа поступает с Финского залива? (Нет)
- Верите ли Вы, что Готическая капелла посвящена святому Александру Невскому (Да)
- Верите ли Вы, что Петергоф в переводе означает Дворец Петра (Нет) (Петров двор)
- Верите ли Вы, что Герман Греф является почетным гражданином Петергофа? (Да)
- Верите ли Вы, что вода в фонтаны попадает самотеком? (Да)
- Верите ли вы, что Ольгино, Санино, Марьино названы в честь детей Николая 1? (Да)
- Верите ли Вы, что парк Петергофа создан в стиле Барокко (Да)
- Верите ли Вы, что статус города Петергоф приобрел в 1762 году (Да)
Вот сколько загадок и тайн хранит в себе Петергоф. И мы сегодня попытаемся открыть некоторые из них.
2. Система ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа
Цель
- содействие становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Петергофа
В целях приобщения дошкольников к истории и культуре Петергофа, историческим ценностям, воспитания нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности нами были выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления деятельности:
- создание целеполагающей, педагогически обоснованной, развивающей предметно-пространственной среды в группах, направленной на ознакомление дошкольников с основами истории Петергофа
- разработка и внедрение системы ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа
- приобщение дошкольников к различным видам искусства Петергофа – архитектура, живопись, фольклор, музыка, поэзия
- планомерное воспитание в детях патриотических, и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родному городу, историческому прошлому, мировому культурному наследию родного города
- воспитание культуры юного жителя Петергофа в условиях социума
В ходе реализации поставленных целей проводятся следующие основные мероприятия:
- Экскурсии в ГМЗ «Петергоф»
- Петергофские ассамблеи
- Организация совместной деятельности детей и педагогов по ознакомлению с историей и культурой Петергофа
- разработаны методические пособия и разработки, дидактические материалы
- оформлена наглядность по ознакомлению с историей и культурой Петергофа
- действующая выставка творческих работ «Мой любимый Петергоф»
3.Основное направление Петергофоведения –
нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста.
Ведущая:
Как уже было сказано ранее нашей творческой группой разработана система ознакомления дошкольников старшего дошкольного возраста с историей и культурой Петергофа «Петергофоведение.
Система разработана для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана система на организацию образовательной деятельности с детьми на учебный год. Организованная совместная деятельность проводится 1 раз в неделю, в виде интегрированных занятий.
Тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Петергофа.
Итак мы с вами подошли с вами к
4.Интеграции образовательных областей
при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа
Содержание образовательной программы ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие;
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
4.1.Речевое развитие включает
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Значимость ознакомления дошкольников с историей и культурой Петергофа для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы, экскурсии, поэзия и т.п.), накопление жизненного опыта, развитие психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.
Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствующем контексте высказывания. Развивается лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению
Ознакомление с Петергофом в полной мере отвечает поставленным задачам речевого развития: в речи отражаются названия предметов, их свойства, действия, признаки и т.п. В процессе ознакомления с Петергофом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словообразования, воспитывается орфоэпически правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется выразительность и плавность речи, дикция, воспитывается культура речевого общения.
Формы образовательной деятельности:
Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа
позволяет с успехом совершенствовать речевые умения и навыки детей через следующие формы образовательной деятельности:
- беседа, как метод обучения диалогической речи
- обучение рассказыванию по предмету, по картине, из опыта, по воссоздающим наблюдениям
- обучение творческому рассказыванию
- формирование связных высказываний типа суждений
- рассказывание воспитателя
- разучивание стихов
- наблюдение
- рассматривание объектов природы, сюжетных и предметных картин;
- рассматривание картин (пейзаж, натюрморт и т.п.) и составление по ним связных рассказов;
- речевые игры;
- речевые игровые упражнения;
- обсуждение (произведений искусства и др.);
- создание соответствующей предметно-развивающей среды;
- создание библиотеки;
- театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые
- тематические досуги;
- театральные постановки спектаклей; др.
- экскурсии;
-прогулки;
Задание для педагогов практикума:
1.Отгадайте о чем говорили дети?(приложение )
2. Продолжите стихотворение(приложение)
Практический материал к практикуму :
1..Стихи о Петергофе автор музыкальный руководитель Жебенева Л.В.
2.Стихи о Петергофе известных поэтов.
3. Продолжи стихотворение.
4.2.Чтение художественной литературы
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Задачи:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Формы образовательной деятельности
-беседа;
- рассматривание книг и иллюстраций к произведениям;
- игровое упражнение;
- конструирование на тему прочитанных произведений;
- обсуждение (произведений и др.);
- создание детской библиотечки (книжки-малышки своими руками);
- работа с энциклопедиями, справочниками
- чтение художественной литературы
- занятия: рисование, лепка, аппликация, конструирование могут иметь темы по мотивам прочитанных произведений;
- театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые);
- тематические досуги;
- выставки книг;
- создание соответствующей предметно-развивающей среды;
- экскурсии;
- прогулки;
- создание детской библиотеки;
4.3.Познавательное развитие направлено на
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- о малой родине и Отечестве,
- представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
- об отечественных традициях и праздниках,
- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира
.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается субъективно-новый продукт.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н.Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим механизмом творчества ребенка.
Петергоф- великолепный ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Это единственный ансамбль в мире, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Давайте вместе попробуем разобраться в устройстве этих сложных механизмов.
Для того, чтобы детям было легче понять принцип действия фонтанов проведем вместе с ними серию опытов «Как работают фонтаны»
Формы образовательной деятельности:
- наблюдение;
- беседа;
- рассматривание предметов, объектов природы, быта;
- игровое упражнение;
- проблемная ситуация;
- создание коллекций;.
- экспериментирование;
игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, математические, логические);
- тематические досуги;
- математические КВН;
- выставки работ, сделанных своими руками;
- самостоятельная конструктивная деятельность;
- создание соответствующей предметно-развивающей среды;
- экскурсии;
- прогулки;
Задание для педагогов практикума:
Проделать опыты вместе с педагогом ГБДОУ дс №11 «Как работают фонтаны»
Практический материал:
Экспериментирование «Как работают фонтаны»
4.4. Физическое развитие
Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя реализацию здоровьесберегающих технологий.
Формы образовательной работы:
«Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной
Пальчиковая гимнастика
Логоритмические упражнения
С использованием здоровьесберегающей технологии «Ритмическая мозаика» педагог музыкальный руководитель нашего ГДОУ знакомил педагогов района на семинаре. (Представить презентацию в печатном виде)
Задание для педагогов практикума:
Старинные подвижные игры Петергофа
Пальчиковые игры
Практический материал:
Старинные подвижные игры Петергофа
Пальчиковые игры
4.5. Социалильно-коммуникативное развитие направлено на
- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Педагогическая работа, направленная на решение данных задач – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, выражения отношения к людям, к себе, к природе. Результатом данной работы являются появление и утверждение к личности определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, архитектура, памятники и музеи Петергофа, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные чувства.
Формы образовательной деятельности:
- беседа;
- наблюдение;
- рассматривание иллюстраций и сюжетных картин с этическим содержанием;
- игра;
- игровое упражнение;
- обсуждение художественных произведений, поступков главных героев и др.);
др.
- создание соответствующей предметно-развивающей среды;
- игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые);
- тематические досуги;
- экскурсии
- уроки этикета
Развитие игровой деятельности.
Сюжетно-ролевые игры.
Подвижные игры.
Театрализованные игры.
Дидактические игры.
Задания для педагогов практикума:
1.Знаете ли Вы имена почетных граждан Петергофа?
Представление цикла экскурсий.
Работа с макетом
4.6.Художественно-эстетическое развитие
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве. Только через искусство, по мнению Б.М.Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений»
Живопись, скульптура, архитектура обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достигло своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. Ознакомление с историей и культурой Петергофа способны решить эти задачи.
Лучшей формой закрепления и осмысления впечатлений и знаний, полученных детьми при ознакомлении с историей и культурой Петергофа, выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками.
Формы образовательной деятельности:
- рассматривание эстетически привлекательных объектов искусства и природы;
- игра;
- игровое упражнение;
- обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.);
- создание коллекций;
- совместная деятельность (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка);
- изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;
- экспериментирование;
- тематические досуги;
- выставки детских работ «Мой любимый Петергоф» в ГДОУ
- выставки творческих работ в других местах (библиотека)
- создание коллекций;
- экскурсии;
- прогулки;
- самостоятельная изобразительная деятельность
Музыка
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Формы образовательной деятельности:
- беседы;
- рассматривание эстетически привлекательных предметов и объектов;
- слушание музыки;
- логоритмические игры;
- обсуждение музыкальных произведений искусства, средств выразительности и др.
др.
- занятия музыкальные;
- занятия: рисование, аппликация, худож.. конструирование, лепка могут иметь музыкальное сопровождение для полноты создания образа;
- игры (музыкально-дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые);
- музыкальные досуги;
- создание коллекций музыкальных произведений;
- создание соответствующей предметно-развивающей среды;
- экскурсии;
- прогулки;
Музыкальный руководитель нашего ГДОУ работает по программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой Петергофа, через знакомство с музыкой, поэзией, танцем и искусством», с которой она тоже знакомила педагогов района (Презентация в печатном виде)
Задание для педагогов практикума:
Исполнить танец «Менуэт» под руководством музыкального руководителя.
Практический материал:
Текст Песни Л.В.Жебеневой «Мой Петергоф»
5. Развивающая предметно-пространственная среда
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями данной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Закончить нашу встречу мы бы хотели песней автором которой является музыкальный руководитель ГБДОУ №11 Жебенева Л.В.
Песня «Мой Петергоф»
6. Обсуждение итогов практикума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Семинар-практикум «Комнатные растения».
научить воспитателей ДОУиспользовать комнатные растения при оформлении групп детского сада....
СТАТЬЯ "ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ПЕТЕРГОФА"
В основной образовательной программе дошкольного образования определен региональный компонент образовательной деятельности, который реализуется через авторскую систему работы по ознакомлению дош...
Методическая разработка: "Семинар-практикум для родителей "Какие игрушки нужны вашему малышу"
Пример семинара-практикума для проведения с родителями детей раннего возраста. Практические задания "Ярмарка" и "Изготовление игрушки" позволят сделать встречу с родителями менее формальной. К материа...
Методическая разработка семинара - практикума для родителей "Развитие навыков словообразования у дошкольников"
Методическая разработка посвящена такому сложному вопросу, как развитие навыков словобразования у детей средней возрастной группы. Будет полезна в работе учителям - логопедам и заинтересов...
Методическая разработка Семинар-практикум для педагогов и специалистов ГБДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников
Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу в 2019 году, в разделе Характеристика обобщенных трудовых функций, среди трудовых действий в педагогической деятельности по реализации...
Методическая разработка семинара- практикума «ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».
Настоящая методическая разработка была создана с целью систематизировать знания и совершенствовать умения педагогов в области использования современных технологий развития монологической речи (ТРИЗ, м...
Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством LEGO – конструирования»
Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания....