Методическая разработка семинара- практикума «ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».
методическая разработка (подготовительная группа)

Настоящая методическая разработка была создана с целью систематизировать знания и совершенствовать умения педагогов в области использования современных технологий развития монологической речи (ТРИЗ, моделирование, игровые технологии). Цель: повышение уровня воображения и речевого творчества педагогов с использованием метода морфологического анализа и типового фантазирования; формирование навыков для практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка семинара- практикума

«ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово организатора о ходе мероприятия.

Практическая часть

Педагогам предлагается разделиться на 4 малые творческие группы (по две на каждый метод).

  1. Составление творческого рассказа методом морфологического анализа.

Задача педагогов: воспитатели выбирают героев своего рассказа. Необходимо создать новый образ выбранного сказочного персонажа. Выделяют основные критерии, по которым можно охарактеризовать этого героя: возраст, место жительства, одежда, внешний вид, средство передвижения, характер, привычки, хобби и пр. Чем больше характеристик будет выбрано, тем подробнее получится образ. Сюжет рассказа педагоги придумывают сами. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу. Участники называют цифру от 1 до «…» по каждому столбцу характеристик. Так складывается образ.

Например, сказочный герой- Золушка.

возраст

характер

стиль одежды

хобби

средство передвижения

место жительства

средство связи

1

Юная девушка

Добрая

Хиппи

Коллекционирование

Тыква

Дворец

Телеграмма

2

Старушка

Вредная

Гламур

Вышивание

Автомобиль

Вилла на берегу моря

Интернет

3

девочка

капризная

Спорт. костюм

Рисование

Сапоги- скороходы

Домик в деревне

Почтовый голубь

и т.д.

и т.д

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

«На берегу синего моря в прекрасной вилле жила- была гламурно одетая злая старушка. Звали ее Золушка. И любила она вечерами вышивать крестиком у окна. Как-то раз, одним теплым вечером, почтовый голубь принес ей приглашение на бал по случаю женитьбы ее внука, живущего далеко за Синим морем в Тридевятом царстве. Достала Золушка самое модное платье, вышитое своими руками золотыми узорами, собрала гостинцев, погрузила все в свою только что отремонтированную ступу и отправилась на праздник. Но…»

  1. Составление творческого рассказа методом типового фантазирования.

Задача педагогов: воспитатели выбирают объект и придумывают о нем новую сказку на основе существующей, используя «волшебные» приемы:

  • уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая… Продолжи сказку);
  • наоборот (добрая Лиса и хитрые медвежата);
  • дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или необычного живого существа из частей других животных);
  • машина времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет или каким ты был маленьким);
  • динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; и т.д.).
  1. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»

В системе образования в последние годы происходят серьезные       изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...

Выступление на тему:"Сочинительство, как эффективное средство развития связной речи дошкольников"

"Сочинительство, как эффективное средство развития связной речи у дошкольников"...

Консультация для педагогов "ТРИЗ-технология как эффективное средство развития математических способностей детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные особенности работы с детьми дошкольного возраста по математическому развитию посредством ТРИЗ-технолгии....

СЛОВОТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Изучить вопрос как влияет словотворчество на развитие монологической речи дошкольников...

Методическая разработка семинара-практикума «Игровые технологии интеллектуально - математического развития»

Методическая разработка семинара-практикума «Игровые технологии интеллектуально - математического развития»...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...