Педагогический проект "Музей - детям"
проект (подготовительная группа) по теме
Данный проект был представлен на Городском фестивале педагогических практик "Ребенок имеет право" и был высоко оценен доктором медицинских наук, профессором Валерием Анатольевичем Ковалевским (сейчас ректор КГПУ им. В.П. Астафьева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_muzey_-_detyam._gorodskoy_festival_pedagogicheskih_initsiativ.docx | 173.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской фестиваль педагогических инициатив
«Ребенок имеет право»
Номинация «Имею право» (работа с детьми)
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 23 «Солнышко»
Проект «Музей – детям»
Фролова Елена Николаевна
Мезенцева Татьяна Валериевна
воспитатели
г.Зеленогорск
Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством их социализации и самообразования. В этой связи посещение музея оказывает огромное воздействие. В музеях все необычно: интерьеры залов, экспонаты, экскурсоводы, царит особая атмосфера. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус и активную гражданскую позицию.
Можем ли мы, педагоги малых городов, приблизить дошколят к музейным ценностям? В нашем городе есть для этого определенные условия: музей боевой славы, экологический музей на территории звероуголка, музейно – выставочный центр, где созданы экспозиции по истории города и края, экспонируются работы городских художников, привозятся выставки из Красноярска. Однако анкетирование родителей наших воспитанников показало, что даже эти немногочисленные музеи ими не посещаются.
В каждой группе созданы функциональные зоны для самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности детей, уголки детского творчества. Они способствуют социальному развитию детей, их адекватной ориентировке в окружающей среде, пробуждению интереса к окружающей действительности. Учитываются и особенности детской субкультуры – стремление к коллекционированию. Взрослые, как и дети с радостью откликаются на предложение собирать всевозможные коллекции для группы.
Кроме того, в группах нашего ДОУ накопилось большое количество продуктов совместной деятельности воспитателей, детей и родителей, которые хотелось бы показать и другим.
Педагогический коллектив сделал вывод о том, что назрела необходимость в обновлении методов и организационных форм образовательного процесса. Это возможно, если активно внедрять средство музееведения и музейной педагогики и создать в ДОУ музейное воспитательно-образовательное пространство.
Таким образом, в ДОУ создались все предпосылки для разработки проекта «Музей – детям» и создания мини-музея.
Цель проекта: развитие творческих способностей всех участников образовательного процесса.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, родители, администрация ДОУ.
Задачи проекта:
- приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны;
- социализация детей с ограниченными возможностями здоровья;
- расширение кругозора детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование у детей художественного и эстетического вкуса и обогащение зрительных впечатлений;
- самообразование взрослых и детей в процессе реализации проекта;
- гармоничное развитие личности ребенка
Принципы реализации проекта:
- Принцип народности. Лежит в основе всего педагогического процесса: народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
- Принцип сотрудничества и сотворчества. Предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого участника проекта.
- Принцип культурологичности и интегративности. Реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры, разных сфер искусства.
- Принцип учета возрастных особенностей и концентричности. Позволяет рассматривать и решать различные проблемы на доступном для детей уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на более высоком уровне.
- Принцип развития личностных качеств ребенка. Направлен на повышение самооценки воспитанников путем создания ситуации успеха для каждого.
Сроки реализации проекта: с марта 2012 года по настоящее время.
Наша работа по внедрению музейной педагогики проводилась в несколько этапов.
Этапы | Задачи | Деятельность педагогов и детей |
Подготовительный | Осознание потребности во внедрении инновации, внесение мотивационно-целевого компонента. | Умение педагога понять причину явления, с которым он столкнулся. Знакомство с музейной педагогикой (методы и приемы, используемые в системе музейно-образовательной деятельности) |
Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции | Консультации у экскурсоводов музейно-выставочного центра на темы «Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста» и «Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с музеем». | |
Повышение квалификации педагогов в области музейной педагогики | Консультации, конкурсы мини-музеев, пед.советы, мастер-класс «Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами. Дымковская игрушка». | |
Непосредственная реализация | Разработка проекта «Музей – детям» | Ориентация в собственной профессиональной деятельности на «зону ближайшего развития». Определение педагогами ряда задач, опираясь на анализ условий образовательного учреждения, разработка тематики экскурсий с учетом лексических тем и возможностей музея. |
Создание в ДОУ музея, начало выставочной деятельности | Установление деловых контактов между педагогами на основе общих интересов, связанных с тематикой музейной экспозиции, разработка эскизов, подбор материалов для экспозиции, установление сотрудничества с музейно-выставочным центром и Открытым народным университетом «Старшее поколение». Организация выставки. Подготовка детей – экскурсоводов. | |
Итог | Рефлексия | Открытие выставки, проведение экскурсии. Личностное развитие всех участников проекта, профессиональная зрелость педагогов. |
Нами был составлен тематический план выставок нашего мини-музея, который успешно реализуется.
Дата | Название выставки |
Март 2012г. | «Музей народных промыслов». Открытие: занятие по изо-деятельности «Дымковская игрушка» с детьми группы |
Май 2012г. | Выставка, посвященная 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. Открытие: экскурсия – концерт |
Сентябрь 2012г. | «Природа Красноярского края» |
Декабрь 2012г. | «Ай, да валенки!» |
Апрель 2013г. | «Снесла курочка яичко. Да не простое!..» Открытие: занятие по изо-деятельности «Роспись пасхальных яиц» с детьми группы |
В настоящее время проект продолжает работать, планируется деятельность мини-музея «Солнышко» на 2013 – 2014 учебный год.
Оценка качества проекта:
- В результате реализации проекта мы расширили образовательное пространство ДОУ;
- В процессе подготовки экспозиций и экскурсий расширяется кругозор воспитанников и взрослых участников проекта;
- Самооценка детей – экскурсоводов значительно повысилась;
- Повысился творческий потенциал всех участников проекта;
- Педагоги познакомились с новым направлением образовательной деятельности – музейной педагогикой и активно включают в свою работу ее элементы.
Все это позволило нам сделать вывод, что наш проект «Музей – детям» можно считать успешным, т.к. он актуален и эффективен на данном этапе обучения и воспитания детей с ОВЗ. Он развивает творческие способности и коммуникативные навыки детей с ОВЗ, а также значительно повышает их самооценку, что позволяет им успешно адаптироваться в новой для них ситуации школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...
Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям
Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»
В данной работе рассмотрены условия для развития когнитивной и эмоциональной сферы ребёнка с риском возникновения ОВЗ (ЗРР) через включение поисково – экспериментальной деятельности в сист...