ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Гудникова Светлана Викторовна

Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%) и медицины (15-20%). В структуре здорового образа жизни центральное место занимает физическая культура. Это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, это прежде всего работа с внутренним миром человека.

Особое значение физкультура имеет для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этой категории физическая культура и спорт являются мощным средством социальной адаптации и интеграции их в общество.

Наряду с общей соматической слабостью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные чести. Затруднения вызывают такие задания, как, например, перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Отмечается недостаточная координация движений пальцев рук, кисти руки, обнаруживается замедленность, и торможение  на одной позе. В основе воспитания в детском саду лежит идея обогащения духовного мира ребенка, насыщение его жизни яркими, необычными, интересными событиями. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, создавать благоприятные условия для детского эстетического творчества. Детям – логопатам необходима частая смена, чередования действий. Такой ребенок не может долго сосредоточиться на одном виде деятельности. Смена их даст возможность расширить объем внимания, преодолеть гиподинамию.

         Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Основным принципом нашей педагогической работы с детьми является личностно-ориентированная модель общения, которая предполагает передачу детям знаний, навыков и умений через игру. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. В процессе оперирования игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности; внимание, память, воображение. На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности. В творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

1.      формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

2.      изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

3.      развитие речи посредством движения;

4.      формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

5.      управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

В ходе работы по физическому воспитанию учитываются серьезная подготовка всех специалистов. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребенка формируется базис личностной культуры, рождаются и развиваются главные образующие личности: воображение, основанное на нем творчество, произвольность, потребность ребенка активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.    В процессе работы с детьми используются физкультминутки, физкультпаузы.  Дети принимают участие в физкультурно-массовых мероприятиях, интеграционных спортивных праздниках, досугах. Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность.

В совокупности обозначенные образовательные области обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы решения.

Основной формой коррекционно-развивающей работы по физическому развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи остаются специально организованные занятия, утренняя гимнастика. Кроме этого, проводятся различные виды гимнастик (глазная, для нормализации ЖКТ, адаптационная, корригирующая, остеопатическая), закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные досуги, спортивные праздники и развлечения.

Для детей с нарушением речи - одно из важных занятий для укрепления организма является плавание.  Активно развивается позвоночник ребёнка, а правильное и своевременное укрепление костной системы позволяет избегать искривления позвоночника, формируется правильная осанка. Занятия плаванием помогают правильному развитию дыхательной, сердечно - сосудистой и других систем организма.

  Логопедические группы в детском саду малочисленны, так как дети, находящиеся в них, страдают нарушением речи, дезкоординацией движений, а значит, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Ещё до начала занятий рекомендуется проводить закаливающие процедуры: обливания с постепенным снижением температуры, обтирания. В работе с такими детьми необходимо использовать общеразвивающие упражнения для укрепления рук и ног.

Систематическое проведение занятий по физической культуре и плаванию дает положительную динамику в коррекции психических процессов и речи у детей. Так снижается заболеваемость, укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, повышается активная жизненная позиция детей и чувство эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_usloviya_sotsialno.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гудникова Светлана Викторовна,

Степаненко Ирина Владимировна,

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 «Мишутка» Старооскольского городского округа, г. Старый Оскол,

Киреева Галина Сергеевна,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Родничок» Старооскольского городского округа, г. Старый Оскол.

Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%) и медицины (15-20%). В структуре здорового образа жизни центральное место занимает физическая культура. Это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, это прежде всего работа с внутренним миром человека.

Особое значение физкультура имеет для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этой категории физическая культура и спорт являются мощным средством социальной адаптации и интеграции их в общество.

Наряду с общей соматической слабостью и замедленным развитием локомоторных функций детям с нарушением речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные чести. Затруднения вызывают такие задания, как, например, перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Отмечается недостаточная координация движений пальцев рук, кисти руки, обнаруживается замедленность, и торможение  на одной позе. В основе воспитания в детском саду лежит идея обогащения духовного мира ребенка, насыщение его жизни яркими, необычными, интересными событиями. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, создавать благоприятные условия для детского эстетического творчества. Детям – логопатам необходима частая смена, чередования действий. Такой ребенок не может долго сосредоточиться на одном виде деятельности. Смена их даст возможность расширить объем внимания, преодолеть гиподинамию.

         Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Основным принципом нашей педагогической работы с детьми является личностно-ориентированная модель общения, которая предполагает передачу детям знаний, навыков и умений через игру. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. В процессе оперирования игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности; внимание, память, воображение. На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности. В творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

1.        формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

2.        изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

3.        развитие речи посредством движения;

4.        формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

5.        управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

В ходе работы по физическому воспитанию учитываются серьезная подготовка всех специалистов. Только в этом случае – в атмосфере всеобщего внимания, заинтересованности, профессионализма взрослых – у ребенка формируется базис личностной культуры, рождаются и развиваются главные образующие личности: воображение, основанное на нем творчество, произвольность, потребность ребенка активно действовать, совершенствуется интеллектуальное развитие.    В процессе работы с детьми используются физкультминутки, физкультпаузы.  Дети принимают участие в физкультурно-массовых мероприятиях, интеграционных спортивных праздниках, досугах. Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность.

В совокупности обозначенные образовательные области обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы решения.

Основной формой коррекционно-развивающей работы по физическому развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи остаются специально организованные занятия, утренняя гимнастика. Кроме этого, проводятся различные виды гимнастик (глазная, для нормализации ЖКТ, адаптационная, корригирующая, остеопатическая), закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные досуги, спортивные праздники и развлечения.

Для детей с нарушением речи - одно из важных занятий для укрепления организма является плавание.  Активно развивается позвоночник ребёнка, а правильное и своевременное укрепление костной системы позволяет избегать искривления позвоночника, формируется правильная осанка. Занятия плаванием помогают правильному развитию дыхательной, сердечно - сосудистой и других систем организма.

  Логопедические группы в детском саду малочисленны, так как дети, находящиеся в них, страдают нарушением речи, дезкоординацией движений, а значит, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Ещё до начала занятий рекомендуется проводить закаливающие процедуры: обливания с постепенным снижением температуры, обтирания. В работе с такими детьми необходимо использовать общеразвивающие упражнения для укрепления рук и ног.

Систематическое проведение занятий по физической культуре и плаванию дает положительную динамику в коррекции психических процессов и речи у детей. Так снижается заболеваемость, укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, повышается активная жизненная позиция детей и чувство эмпатии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкально-образовательной деятельности в условиях ДОО"

Проект составлен  и проведён с детьми  ограниченных возможностей здоровья в тесном партнёрстве со здоровыми детьми  с целью развития творческих способностей в музыкально-образовательной...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ

Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры....

Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культуры в дошкольном учреждении

Сегодня во многих учреждениях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны программы, нацеленные на обеспечение условий их успешной социальной реабилитации. Однако ...

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством подвижных игр на занятиях по физической культуре»

С помощью подвижных игрн у детей с нарушением развитии двигательная активность расширяется. становится не просто хаотичногй. а приобретает смысм. Игра помогает детям с ОВЗ удовлетворить естественную п...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...

Влияние физической культуры на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.Физическая культура выступает как средство для интегра...