Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет Тема: «Русский быт»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87 Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет
Тема: «Русский быт»
Технологии: технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии
.
Составила: воспитатель Смирницкая О.И.
г. Санкт-Петербург
2016
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
«Русский быт»
(занятие проводится в рамках проекта «В гостях у истории»)
Цель: формирование у детей представления о русской избе, русской печи и традициях русского народа
Задачи:
Образовательные
- Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, русской печью;
- Познакомить с «бабьим» кутом;
- Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;
Развивающие
- Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;
- Обогащать словарный запас новыми словами;
- Обобщить знания детей о народных промыслах;
Воспитательные
- Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;
- Воспитывать любознательность;
- Воспитывать любовь к нашей Родине.
Технологии: технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии
Материалы и оборудование: лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, бусы, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные деревянные (по количеству детей), противень.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора
Предварительная работа:
- Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская изба»;
- чтение русских народных сказок, былин, заучивание пословиц, поговорок;
- рассматривание иллюстраций;
- слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;
- организация и проведение с детьми русских народных игр;
Методы и приемы:
- Игровой
- Наглядный (показ предметов старины);
- Практический (лепка из соленого теста);
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя);
Ход совместной деятельности:
Дети находятся у входа в «Русскую избу».
Воспитатель | Ребята, сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается. |
Дети становятся в круг, берутся за руки. Открывается двери русской избы | |
Воспитатель | Куда же это мы с вами попали? |
Дети | В русскую избу |
Воспитатель | Правильно! Сегодня мы будем знакомиться с жилищем наших прадедушек и прабабушек. Узнаем, как они жили, чем занимались. |
Хозяюшка (воспитатель в русском народном костюме) | Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице». |
Проходите, проходите хорошо всё обглядите. Долго ж я вас дожидалась и вот вы опять ко мне пожаловали. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Ох, и заработалась я, не заметила, что на дворе стало темнеть. Ребятушки, раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (показ лучины), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом могли заниматься в старину? | |
Дети | Шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить игрушки |
Хозяюшка | Правильно. А сейчас давайте позовем моего домового. Вы уже с ним знакомы. Кто помнит, как его зовут? |
Дети | Кузьма. |
Хозяюшка | Правильно. Сейчас Кузьма загадает вам загадки о предметах быта. |
Появляется домовой Кузьма (дети знакомились с ним на предыдущем занятии в русской избе) | |
Кузьма | Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдаёт, А сам на отдых идёт. (ухват) Давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? Наша толстая Федора Наедается не скоро А зато, когда сыта От Федоры теплота. (печь) Ребята, в каких сказках встречается русская печка? |
Дети | «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка». Книзу узок, верх широк, Не кастрюля … (чугунок) Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит. «Выпускает жаркий пар Древний чайник…» (самовар). Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки. |
Хозяюшка | Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней. Давайте заглянем в нее. |
В шкатулке лежат пословицы и поговорки о труде. Хозяюшка их читает. | |
Хозяюшка | Красна птица опереньем, а человек – уменьем. Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт. Дело мастера боится. Торопливый дважды одно дело делает. А какие вы пословицы знаете? |
Дети рассказывают пословицы | |
Дети | Любишь кататься – люби и саночки возить. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Делу - время, потехе - час. Сделал дело – гуляй смело. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Терпение и труд, всё перетрут. |
Кузьма | Молодцы, ребята! Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду, начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочек учили прясть, а мальчики учились гвозди забивать (показ посуды). Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? |
Дети | Из дерева и глины |
Кузьма | Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. |
Хозяюшка | Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. «Хочешь есть калачи - не сиди на печи». Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить, послушайте, что расскажет вам Кузьма. |
Кузьма | Отгадайте-ка загадку. Наша барыня-сударыня Толста и бела. Щей да каши наварила Пирогов нам напекла. (печь) |
Хозяюшка | Правильно, дети! Самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа. |
Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части | |
Кузьма | Печь — это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую пищу в ней готовили? |
Дети | Щи, каша, картошка, блины |
Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше даже мылись. Зимой в мороз кур под печкой держали. В нижней части печки остается свободное пространство — подпечье части печи. Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. Поверху горнило в русской печи располагается лежанка. Дети, как вы думаете, для чего служило это место? | |
Дети | Для отдыха и сна людей |
Под лежанкой есть печурки. Они использовались не только для ускорения нагревания избы, но и в качестве сушилок. Что можно сушить в печурках | |
Дети | Валенки, носки, чулки и т.д |
Кузьма | Не зря в старину говорили: « Печка кормит, печка греет, печка мать родная» Что-то мы засиделись. Надо нам поразмяться. Повторяйте за мной движения! |
Проводится физкультминутка, показывается 3 раза с ускорением. | |
Кузьма | За дровами мы идём И пилу с собой несём, Вместе пилим мы бревно, Очень толстое оно. Чтобы печку протопить, Много надо напилить! Чтоб дрова полезли в печку, Их разрубим на дощечки! |
Хозяюшка | Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами» По тому, какой мастерицей была хозяйка, судили люди и о семье. Все хозяйство у печи называлось в избе «бабий кут». Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны. Ох, заболталась, я с вами! Я хотела калачей к чаю напечь! Поможете мне? Сначала надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (кладет дрова в печку). Для того чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята помогайте. Я колю, колю дрова, Колю дрова на чурочки — Гори огонь в печурочке! Гори, гори жарче, печь, Будет Дуня пышки печь. Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить (берет блюдо с тестом и начинает перемешивать тесто). Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали: Над квашнёй сижу, Пятернёй вожу, Мешу, мешу тесто, Есть в печи место. |
Кузьма | Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки». |
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова | |
Кузьма | Под моею крышей, Собрались мыши, Заяц, белка, жаба. Цап! |
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры. Пока дети играют, Хозяюшка раскладывает тесто детям на рабочее место | |
Хозяюшка | Вот и тесто подоспело, Нужно взяться нам за дело. Напечь калачи всем дружно. (все вместе лепят калачи и складывают их на противень, ставят в печку) Берем кусочек теста, скатываем его колбаской, вот так. Соединяем по кругу, получается у нас вот такая баранка, кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку. Ой, ты, печка - сударыня, Помоги нам, боярыня: Ты свари, испеки, Обогрей, освети, Помоги и спаси, В дом богатство принеси. (Ставит в печь угощения). |
Кузьма | Ребята, давайте послушаем еще добрые слова о печке. |
Дети | 1-й ребенок: Русской печки нет добрее Всех накормит, обогреет, Варежки сушить поможет Деток спать в тепле уложит. 2-й ребенок: Кот на печку пошел Горшок каши нашел На печке калачи Как огонь горячи Пряники пекутся Коту в лапы не даются. 3-й ребенок: И сверчок поет, где- то, рядышком Как тепло с тобой печка - матушка! |
Хозяюшка | Молодцы! А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю, а Настенька и Аленушка мне помогут |
Две девочки в сарафанах инсценируют рассказ. | |
Хозяюшка | «Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, надевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая! ». Алёнушка в тоже время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая! ». Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему? |
Дети | Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме. А Настя только, любит наряжаться |
Хозяюшка | Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди». - Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас давайте отведаем наших калачей. |
Хозяюшка достаёт из печи калачи, и раздает их детям. | |
Хозяюшка | Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Ну, а теперь подошло время нам прощаться, до новых встреч! |
Воспитатель | Ну, что ребята пришло время возвращаться нам из старины в наше время и в наш детский сад. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и скажем раз-два-три домой попади. |
Дети выходят из избы. | |
Воспитатель | Понравилось вам путешествие? Чем освещали избу, когда темнело? Каким ремеслом занимались люди в старину? |
Дети | Шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу |
Воспитатель | Что называли сердцем дома? (печку) Что было главным украшением избы? (красный угол, печка). Чем же могла печь накормить своих хозяев? (щами, кашей, блинами, пирогами, калачами) В каких русских народных сказках встречается ПЕЧКА? Молодцы, ребята! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы (6-7 лет)"
Конспект совместной образовательной деятельности "Путешествие в мир Театра" направлен на ознакомление детей подготовительной группы с историей театра, на знакомство с театральными профессиям...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 6-7 лет Тема: «Прогулка по Летнему саду»
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 6-7 летТема: «Улица, придуманная нами»Цель: Развитие интереса детей к конструктивной деятельности.Зада...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет). Проект «Строим дом»
Конспект совместной образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).Проект «Строим дом»...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста. Тематический досуг на тему: "По страницам книг А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста. Тематический досуг на тему: "По страницам книг А.Л. Барто" /с использованием ИК...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: "Жизнь и творчество А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: "Жизнь и творчество А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста Тематический досуг на тему: По страницам сказок братьев Гримм" /с использованием ИКТ/
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста Тематический досуг на тему: По страницам сказок братьев Гримм" /с использованием ИКТ/...