Проект по формированию патриотических качеств личности старших дошкольников "Наш город Покачи"
проект (подготовительная группа)

Морозова Екатерина Александровна

Цель:  Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе  исследования своей малой родины.

Задачи:

· формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе   исследования истории возникновения родного города;

· предоставлять дошкольникам  возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в исследовательской работе;

· формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

· поддерживать и развивать интерес  к своим землякам-труженикам, достойным  подражания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_gorod_pokachi.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Наш город Покачи»

(Проект по краеведению детей подготовительной группы) 

)

   

                                               

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Морозова Е.А.

г. Покачи  2016 г.

Введение

В наше время для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка,  как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.  Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть   красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. И мы серьёзно задумываемся, как воспитать у детей патриотические чувств, которые будут выражаться в соответствующих поступках и поведении.

 Изучение родного края  помогает ребёнку стать настоящим гражданином своей страны. Личные впечатления, которые появляются у дошкольников в процессе исследовательской деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания: нравственного, гражданского, эстетического.  

Проблема:

2017 год – юбилейный для нашего города. Молодому городу Покачи исполнится 25-лет. Дети заинтересовались историей возникновения родного города. О нашем любимом городе издано много книг. Но все они – для взрослых. У детей возникло желание создать детскую мини-энциклопедию для дошкольников «Наш город».

 

Цель:  Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе  исследования своей малой родины.

Задачи:

 формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе   исследования истории возникновения родного города;

 предоставлять дошкольникам  возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в исследовательской работе;

 формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

 поддерживать и развивать интерес  к своим землякам-труженикам, достойным  подражания.

Новизна исследовательского проекта:

 В ходе исследовательского проекта реализован инновационный подход к патриотическому воспитанию дошкольников. В период подготовки жителей  города к празднованию юбилея наши воспитанники не остаются в стороне от общественной жизни города и сами принимают в этом непосредственное участие.

 Принципы реализации проекта:

  • Принцип доступности изучаемого материала.
  • Принцип историзма, который реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).  
  • Принцип «Единство эмоций, действия, интеллекта» -  этот принцип предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т.к. всё, что пропущено человеком через душу, в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь.
  • Принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой своего города может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.

Субъекты проекта:

 дети подготовительной группы;

 педагоги;

 родители.

 


Поэтапное решение проблемы

Подготовительный этап

 Подбор художественной литературы о городе.

 Составление плана интегрированных занятий.

 Сбор информации об истории города Покачи.

 Подбор  иллюстрированного материала о городе.

 Составление методической копилки «Это должен знать каждый».

 С родителями.

  • Подборка материала по темам «Мои любимые Покачи»,  «Улицы города», «Достопримечательности Покачей», художественное слово о Покачах.

С педагогами.

  • Консультации по патриотическому воспитанию «Растим гражданина», «Мы любим свой город»

Основной этап

С детьми.

  • Беседы: «Как всё начиналось», «Город нефтяников».
  • Чтение художественной литературы о городе.
  • Интегрированные познавательные занятия:  «Улицы нашего города», «Мой родной город - Покачи», «Картинки истории нашего края», и т.д..
  • Экскурсия в краеведческий музей, экскурсия по улицам города.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр: «Мы – экскурсоводы»; «Нефтянники»; «Буровики» и т.д.
  • Рассматривание символики города,  работа с картой,  составление схем  «Где я живу?»  (дом – улица – город – округ – страна – планета).
  • Рассматривание иллюстративного материала с видами достопримечательностей города.
  • Рисование и изготовление альбома «Мой город».

Заключительный этап

  • Изготовление (моделирование) энциклопедии (с разъяснениями, иллюстрациями, познавательной информацией).
  • Презентация энциклопедии «Мой город».

 


Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

Тематические занятия

декабрь-май

Воспитатель Морозова Е.А.

Воспитатель Игнатенко Т.Х.

2.

Посещение библиотеки

декабрь

Воспитатель Морозова Е.А.

Воспитатель Игнатенко Т.Х.

3.

Работа с родителями по сбору информации о городе Покачи

Январь-май

Воспитатель Морозова Е.А.

Воспитатель Игнатенко Т.Х.

 

Посещение музея

март

 

4.

Экскурсия по городу

май

Воспитатель Морозова Е.А.

Воспитатель Игнатенко Т.Х.

5.

Тематические занятия в изостудии  

июнь

ПДО Мальцева М.С.

6.

Составление мини-энциклопедии «Мой город»

Июль-август

Воспитатель Морозова Е.А.

Воспитатель Игнатенко Т.Х.

 План мероприятий


Заключение 

В наше время остро встаёт вопрос о воспитании гражданственности и патриотизма. Формировать и развивать социально значимые ценности необходимо уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели мы использовали  проектную деятельность, которая способствовала развитию у дошкольников любви к своей малой родине, гордости за людей, трудами  и талантами которых  славится наш город.

В ходе проекта был предоставлен большой простор для детского творчества, что позволило детям, научиться самостоятельно, исследовать отдельные факты и общие закономерности.

   Погружение в прошлое, знакомство с реальными историческими корнями послужило сохранению и укреплению  преемственности поколений.

Нельзя считать себя культурным человеком, нельзя по-настоящему любить свой край, не зная его истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Фо...

Методическая разработка педагогического проекта «Формирование патриотических качеств личности у детей 6-7 лет на примере событий Великой Отечественной войны».

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере событий Великой Отечественной войны....

Презентация "Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников"

Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников...

Статья "Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников"

Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников на материале фольклора...

«Формирование патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через расширение представлений о родном крае».

В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому ...

"Все, что сердцу дорого" проектПедагогический проект по формированию нравственно-патриотических качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста

Педагогический проект по формированию  нравственно-патриотических качеств личности ребенка  старшего дошкольного возраста...

Проект « LEGO - конструирование и робототехника в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования нравственно – патриотических качеств личности».

Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что работа с образовательными конструкторами  позволит дошкольникам  в форме познавательной игры узнать инновационные  идеи ко...