Методическая разработка педагогического проекта «Формирование патриотических качеств личности у детей 6-7 лет на примере событий Великой Отечественной войны».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере событий Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования – детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ с. Алексеевка, расположенное по адресу: 446640, Самарская область, муниципальный район Алексеевский, ул. 50 лет Октября, д.25 А.
Методическая разработка
педагогического проекта «Формирование патриотических качеств личности у детей 6-7 лет на примере событий Великой Отечественной войны».
Автор:
Сергеева Лариса Васильевна,
воспитатель подготовительной
к школе комбинированной
группы.
Алексеевка 2015
Актуальность
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.
В 2015 году Россия отметит 70-летие с момента окончания Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитывать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникает вдруг, из неоткуда.
К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941-1945 годов.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми старшего дошкольного возраста был проведен блицопрос (Приложение 1) по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал низкий уровень знаний ребят о героях Великой Отечественной войны, причинах возникновения праздника.
Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством нравственно-патриотического воспитания является метод проектов. Имея в основе личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Учитывая дефицит знаний старших дошкольников относительно участия соотечественников, земляков, старших членов семьи в Великой Отечественной войне, был разработан педагогический проект по формированию патриотических качеств личности у детей 6-7 лет на примере событий Великой Отечественной войны.
В ходе реализации проекта были использованы следующие формы и методы – беседы познавательного характера; экскурсии в детскую библиотеку, краеведческий музей, музей Боевой Славы, к вечному огню, мемориалу Славы; мемориалам-памятникам соотечественникам Героям Советского Союза; тематические, интегрированные занятия по разным видам детской деятельности; обсуждение и моделирование ситуаций; прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен военных лет; чтение художественной литературы; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; просмотр документального фильма о соотечественнике, герое Советского Союза Ваничкине И.Д.; оформление тематического уголка, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участие в параде победы.
Анализ ресурсов:
- кадровые (воспитатели, библиотекари, сотрудники краеведческого музея, сотрудники музея Боевой Славы, обучающиеся, родители обучающихся, музыкальный руководитель)
- административные (нормативно-правовые документы, договора с детской библиотекой, музеями)
- учебно-методические (подбор методической литературы по данной теме, подбор наглядного материала (иллюстраций, фотографий), подбор художественной литературы о подвигах Великой Отечественной войны, исторических материалов по героям-соотечественникам, подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности и создания тематического уголка «Как это было», дидактических игр. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)
- материально-технические (мультимедиапроектор, телевизор, DVD, СД диски)
Цель проекта: Создать условия для расширения знаний детей о героическом прошлом русского народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности, способствующие нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
- Изучить педагогический опыт, методическую литературу по данной теме.
- Формировать и расширять элементарные знания детей о событиях в Великой Отечественной войне на основе ярких представлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающие у них эмоциональные переживания.
- Развивать интерес к истории своей страны, села, событиями прошлых лет, подвигами соотечественников.
- Формировать толерантность, уважение к участникам Великой Отечественной войны, защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, высказывать свои чувства.
- Привлечение родителей к участию в педагогическом проекте.
- Обобщить и определить эффективность данного проекта.
Ожидаемые результаты
У детей
- Формирование у детей целостной смысловой картины об исторических, героических подвигах народа, соотечественников в Великой Отечественной войне.
- Активизация у детей поисково-исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
- Пробуждение национального самопознания.
- Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании, аппликации) темы любви к Родине, уважении к участникам Великой Отечественной войны и защитникам Родины.
У родителей
- Активизация и систематизация исторических знаний о историческом, героическом подвиге нашего народа, наших односельчан.
- Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности в рамках реализации проекта.
- Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса в рамках реализации проекта.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Срок реализации: 1 месяц (с апреля по май).
Этапы реализации проекта:
- Этап - подготовительный включает в себя:
- Сбор и анализ сведений о исторических событиях Великой Отечественной войны, героического прошлого нашего народа, соотечественников.
- Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
- Подбор необходимого оборудования, материалов и пособий для практического обогащения проекта.
- Анкетирование родителей воспитанников с целью выявления их отношения к работе по формированию патриотических чувств у детей, на примере событий Великой Отечественной войны (Приложение 2).
- Скоординировать действия педагогов и родителей по реализации проекта.
- Разработать план совместной деятельности по реализации проекта.
- Этап – Основной
Цель: Нравственно-патриотическое воспитание на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне и о людях, одержавших победу на фронтах и в тылу (внедрение разработанной системы мероприятий в рамках реализации проекта)
- Знакомить детей с героическими событиями минувшей войны на примере соотечественников; военных профессиях, военной техникой, родах войск.
- Знакомить детей с памятниками, памятными местами, связанными с событиями ВОВ, городами героями.
- Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности (поисковая деятельность, изо-деятельность, художественное творчество, конструирование и т.д.)
- Воспитывать уважение к участникам Великой Отечественной войны.
- Приобщать детей и родителей к культурному наследию, праздникам, традициям.
Содержание деятельности по реализации проекта
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности, цель. |
Познавательная деятельность | Беседа «Детям о Великой Отечественной войне». Цель: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину. |
Экскурсия в краеведческий музей. Цель: Закрепить представления детей о Великой Отечественной войне; продолжать знакомить детей с героическим наследием родного края. | |
Непосредственно образовательная деятельность «Города герои». Цель: познакомить детей с героическими подвигами защитников нашей Родины, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны. | |
Беседа «Земляки-фронтовики» Цель: познакомить детей с ветеранами Великой Отечественной войны, которые проживали в нашем родном крае, селе; воспитывать сострадание и уважение к пожилым людям | |
Экскурсия в музей Боевой Славы. Цель: закрепить представления о Великой Отечественной войне; продолжать знакомить с героическими подвигами героев-земляков. | |
Непосредственно образовательная деятельность «Великая Отечественная война: лица Победы, дети войны». Цель: познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважение к воинам-героям. | |
Непосредственно образовательная деятельность «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Цель: подвести детей к восприятию художественных произведений о Великой Отечественной войне; воспитывать чувства патриотизма, уважение к истории нашего народа. | |
Экскурсия в библиотеку. Цель: познакомить детей с литературными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне; героическом подвиге нашего народа. | |
Поисковая работа в кругу семьи «В нашей семье есть герои». Цель: развитие самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. | |
Конкурс чтецов: «Мы помним и чтим…» Цель: подготовить к празднованию Победы, воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, гордость за народ, победивший врага. | |
Встречи с ветеранами. Цель: Передача духовного богатства от старшего поколения к младшему. | |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Одень солдата», «Что в военном пакете?», «Сигнальные флажки», «Салют», «Будем в армии служить», «Ордена войны», «Памятные места нашего села», «Род войск и боевая техника», «Кто больше знает», «Похож-не похож». Цель: Закреплять знания воспитанников о событиях Великой Отечественной войне, памятных мест нашего села, боевой техники, родах войск. Развивать логическое мышление, память, речь, наблюдательность, любознательность. |
Подвижные игры: «Саперы», «Снайперы», «Стенка-мишень», «Кто дальше?», «Переправа через мост», «Разведчики», «Кто быстрее соберется по тревоге», «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет…», «Пограничники», «Не попадись», «Полоса препятствий». Цель: Укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников, формировать патриотические чувства. | |
Русские народные игры: «Русское единство», «Снять часового». Цель: Воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским народным играм. Развивать смекалку, любознательность, ловкость, чувство товарищества. | |
Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Военные», «Медсестры», «Военные моряки», «Разведчики». Цель: развитие игровой деятельности детей, формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. | |
Изобразительная деятельность | Рисование «Памятники воинской славы нашего села», «Храбрые защитники», «Парад Победы», «Салют Победы». Цель: Развивать умение использовать различные художественно-изобразительные материалы (акварель, карандаши) для придания образу большей выразительности и точного воплощения замысла; закреплять знания о событиях Великой Отечественной войны; воспитывать уважение, чувства благодарности к людям, отдавшим все для фронта. Создание самодельных книг «Наше село в годы Великой Отечественно войны», «Дети войны», «Герои тыла». Оформление альбомов «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», «Ордена и медали Великой Отечественной войны». Цель: Цель: Закреплять умение отображать в рисунке впечатления от увиденного и услышанного, развитие навыков партнерской деятельности и сотрудничества, умения взаимодействовать друг с другом. Конкурс рисунков: «Мы за мир». Цель: Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за ветеранов, совершивших ратные и трудовые подвиги во имя Победы, развитие творческих способностей подрастающего поколения. Лепка барельефов: «Звезда», «Танк», «Самолет», «Медали наших прадедов». Цель: Вызвать интерес к лепке. Закрепить полученные знания. Аппликации: «Мир на земле», «Поздравительные открытки к 9 мая», изготовление книжных закладок для ветеранов. Цель: Закрепить у детей навыки работы с бумагой. Формировать умение составлять композицию. Воспитывать чувство уважения к ветеранам, чувство благодарности к людям, отдавшим все для Победы. |
Конструирование | Конструирование из бумаги «База подводных лодок», «Эскадрилья самолетов». Цель: развитие познавательных интересов; творческих способностей в процессе конструирования из бумаги. Конструирование из бросового материала: «Танки-оружие Победы». Цель: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания поделки, используя различные материалы и техники. «Мы склонились низко-низко у подножья обелиска» (коллективная работа по созданию макета Обелиска, Вечного огня). Цель: Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. Вызвать эмоционально-ценностное отношение к героическому прошлому родного края. Приучать детей чтить память павших в Великой Отечественной войне. |
Коммуникативная, музыкальная деятельность; восприятие художественной литературы. | Прослушивание марша «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева), «У Кремлевской стены» муз. М. Магиденко; Слушание фронтовых песен; «Из чего наш мир состоит» (муз. Б. Савельевой, сл. М. Танича); «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова); «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. Лебедева-Кумача). Цель: Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Чтение пословиц и поговорок о героизме и храбрости. Чтение «Рассказов о Великой Отечественной войне» А. Митяева. Чтение произведений В. Давыдова «Дозор», О. Высотской «Мой брат уехал на границу», Е. Благининой «Миру-мир», К. Смирнова «Товарищ», А. Твардовского «Рассказ танкиста», В. Катаева «В разведке», А. Акима «Цветные огоньки», П. Воронько «Лучше нет родного края». Чтение стихотворения В. Берестова «Нет, слово «мир» останется едва ли…» Цель: Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведений. |
- Этап – Итоговый (обобщение и распространение полученного опыта)
- Повторное анкетирование родителей (с предложением поделиться своими впечатлениями по реализации проекта).
- Обобщение и анализ работы по проекту, оценка его эффективности.
- Распространение полученного опыта на педагогических советах, методических объединениях, конференциях, средствах массовой информации.
Полученные результаты
в рамках повторного блицопроса старших дошкольников:
у детей - повышение уровня осведомленности, патриотических чувств дошкольников, об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России, нашего края в период Великой Отечественной войны;
- имеют представления о военных профессиях, родах войск, медалях, орденах и знаков Великой Отечественной войны, понимают важность праздника День Победы в жизни русского народа;
- знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
- владеют расширенным словарным запасом по теме проекта;
- умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени;
- дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ;
- участие детей в мероприятиях различного уровня по патриотическому воспитанию (Всероссийский виртуальный творческий конкурс поделок и рисунков «Весна-Победы»; Всероссийская Акция «Читаем детям о войне», региональный конкурс рисунков и поделок «Подвиг деда не забудем никогда!», окружной конкурс рисунков и поделок «Война глазами детей», окружной конкурс чтецов «С чего начинается Родина?»).
У родителей - повышение уровня осведомленности об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России, нашего края в период Великой Отечественной войны;
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность;
- повышение количества родителей как активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию;
У педагога: - повышение профессионального уровня;
- осуществление инновационной деятельности по данной теме;
- распространение педагогического опыта.
Ресурсное обеспечение:
- Обогащение предметно-пространственной развивающей среды:
- Оформление тематического уголка боевой славы (письма и фронта, фотографии, макеты).
- Дидактические игры с патриотическим содержанием.
- Подборка наглядно-дидактического материала на тему Великой Отечественной войны и солдатских будней.
- Подборка художественной литературы – рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 Мая, военных, мире.
- Подборка песен военных лет.
- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Приложение 1
Блицопрос для детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне
- Знаешь ли ты, какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
- Что случилось летом в 1941 году?
- Что такое война?
- Кто напал на нашу Родину? Зачем?
- Кто встал на защиту нашей Родины?
- Кто такие солдаты, что они делают?
- Когда закончилась война?
- Кто победил в этой войне?
- Что такое парад?
- Что такое памятник павшим воинам?
- Как страна празднует День Победы?
- Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?
- В вашей семье есть участники Великой Отечественной войны?
- Тебе читают книги о Великой Отечественной войне?
- Ты смотришь фильмы о Великой Отечественной войне?
- Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что для этого нужно?
Приложение 2
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
_______________________________________________________
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
____________________________________________________
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
_______________________________________________________
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители.
____________________________________________________
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей старшего дошкольного возраста с событиями Великой Отечественной войны?
____________________________________________________
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема патриотического воспитания?
______________________________________________________
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего села, края, области? Если нет, то почему?
______________________________________________________
- Рассказываете ли Вы своему ребёнку об истории села, достопримечательностях села, знаменитых людях? Каким образом?
________________________________________________________________
9.На Ваш взгляд, считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
________________________________________________________________
- Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Список использованных источников и литературы
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников - М.:ЦГЛ, 2004.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003;
- Виноградова Н.А., Н.В. Позднякова Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие – М.: Айрис – пресс, 2011;
- «Дошкольникам о защитниках Отечества» методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А. Кондрыкинской – М. ТЦ Сфера, 2006;
- «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». Под ред. Л.А.Кондрыкинской –М: ТЦ Сфера, 2011.
- Зацепина М.Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010;
- Казакова А.П., Т. А. Шорыгина «Детям о Великой Победе» 2007 г.
- «На ком держится земля русская» журнал Самарские судьбы, июль 2012, с.29.
- Печерова А.В. Развивающие игры для дошкольников – М.: Вако, 2010 г;
- «Сценарии праздника Великой Победы» авт.-сост. Ж.В. Черноиванова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2015.
Интернет-ресурсы:
1. http://mdou-pervouralsk.narod.ru/index/0-32
2.http://mdou33rodnichok.ucoz.ru
3. http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput40.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка познавательного проекта нравственно-патриотической направленности к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Проблема организации образовательного процесса в ДОУ весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами основно...
Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны "Дети войны"
Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны....
Патриотическое воспитание дошкольников на основе ознакомления с событиями Великой Отечественной войны.
описание событий...
Воспитание патриотических чувств у детей на примере событий Великой Отечественной войны.
Воспитание патриотических чувств у детей на примере событий Великой Отечественной войны....
Тема недели: «День победы». Цель: обогащение знаний у детей старшего дошкольного возраста об общественном событии – Великой Отечественной войне.
Рекомендации родителям по реализации непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в МАДОУ...
Патриотическое воспитание детей подготовительной группы на примере произведений Великой Отечественной войны « Пусть дети не знают войны»
Актуальность создания проекта 78 лет отделяют нас от страшной даты – 22 июня 1941 года – начала Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет...
«Формирование патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через расширение представлений о родном крае».
В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому ...