Проект « LEGO - конструирование и робототехника в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования нравственно – патриотических качеств личности».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Отрадных Оксана Викторовна

Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что работа с образовательными конструкторами  позволит дошкольникам  в форме познавательной игры узнать инновационные  идеи конструирования (роботостроение), развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки (профориетирование),  а также научиться проектированию военной техники, что в свою очередь будет способствовать формированию  нравственно - патриотических качеств личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lego_-_konstruirovanie_i_robototehnika.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Новосибирская классическая гимназия № 17»

(Дошкольное отделение)

630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 32/1,

тел. 347-89-50, e-mail: detsadgym17@ngs.ru

« LEGO - конструирование и робототехника  в образовательном процессе

 детей старшего дошкольного возраста,

как средство  формирования нравственно – патриотических качеств личности».




Подготовила:

Отрадных О.В.

Новосибирск, 2024

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ:

 «ЛЮБАЯ ДОРОГА НАЧИНАЕТСЯ С ПЕРВЫХ ШАГОВ,

ЗДАНИЕ – С ФУНДАМЕНТА,

А ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ТОЛЬКО В СЕМЬЕ»

Актуальность 

Сегодня как никогда важно уделять больше внимания духовно-нравственному, а также патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как не личным примером, лучше всего показать ребёнку любовь к семье, дому, Родине. 

Патриотическое воспитание дошкольников является в настоящее время одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине. В детских садах мероприятия приурочены к государственным праздникам: День ПобедыДень народного единстваДень защитника ОтечестваДень РоссииДень Государственного флага в Российской Федерации и другим. Воспитатели рассказывают об истории праздников, дети узнают, кому или чему они посвящены. Данный проект приурочен к празднику День защитника Отечества.

Сегодня перед детским садом и обществом в целом поставлена задача по воспитанию у детей чувства любви к Родине, формированию гражданской ответственности и уважения к народной памяти и героизму, проявленному советскими солдатами в боях за свою Отчизну.

          Каждое время диктует свои средства  и методы, позволяющие тему воспитания   нравственно – патриотических качеств личности решать актуальными и интересными  для современных детей средствами. 

           Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения, а  государство, современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах. Поэтому  созданные  в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO - конструирования и робототехники,  позволят заложить на этапе дошкольного детства  не только первоначальные технические навыки,   но и  позволят проводить профориентационную работу, направленную на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.

  Новизной проекта является инженерная направленность обучения, которое базируется на новых информационных технологиях –  LEGO WEDO 2.0., что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. 

Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что работа с образовательными конструкторами  позволит дошкольникам  в форме познавательной игры узнать инновационные  идеи конструирования (роботостроение), развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки (профориетирование),  а также научиться проектированию военной техники, что в свою очередь будет способствовать формированию  нравственно - патриотических качеств личности. 

Тип проекта: практико-ориентированный, игровой.

По продолжительности: краткосрочный

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Участники проекта:

  • педагоги группы
  • дети подготовительной к школе группы
  • родители

Проблема детская: какие виды военной техники существуют?

Метод «Трех вопросов» помогает, совместно с детьми спланировать содержание и формы работы по теме проекта, учитывая их интересы и потребности.

Проблема педагогическая: у детей недостаточные знания о военной технике.

Цель проекта: Развитие инженерно – технических способностей  у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирование военной техники с использованием инновационных конструкторов.  

Задачи:

  1. Учить детей основным приёмам сборки  моделей военной техники;
  2. Формировать у старших     дошкольников     навыки       начального программирования;
  3. Расширять и обобщать представление   детей о солдатах, о военных профессиях, о военной технике;
  4. Развивать творческую инициативу, самостоятельность, технические навыки в процессе создания модели;
  5. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  6. Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости к своей стране.

Планируемые результаты

  • Сформируются представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, в будущем связанных с изобретением и производством технических средств;
  • Сформируются представления о правилах безопасного поведения при работе с компьютером, конструктором LEGO необходимым при конструировании робототехнических моделей;
  • Сформируются представление у  детей о солдатах; о военной технике, о военных профессиях.
  • Научатся основным приёмам сборки и программирования моделей военной техники с использованием инновационных конструкторов LEGO.
  • Сформируются навыки сотрудничества: работа в команде, в паре.

 Содержание Проекта 

Формы и методы  работы с детьми

Изобретательная деятельность

-мастерская по изготовлению продуктов детского творчества «Военная техника» (увеличивается количество видов техники);

-реализация проектов

Речевое развитие

-   расширение и обогащения словаря;

-   беседа; 

-ситуативный разговор; 

-составление и отгадывание загадок; 

-общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; -придумывание историй.

Познавательно-исследовательская

-«История создания роботов»;

-«Военная техника»;

-рисование схемы-постройки «линкор», «сапер», «бомбардировщик» и т.д.;

-решение проблемных ситуаций;  

-моделирование;  

-реализация проекта;  

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); 

-исследования объектов окружающего мира.

Конструктивно –  модельная деятельность

-конструирование по образцу;

-конструирование по модели;

-конструирование по условиям; -конструирование по усложнёнными чертежам и наглядным схемам;

-конструирование по теме.

-конструирование по замыслу.

Организация образовательной деятельности выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми.

Освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов: LEGO WEDO 2.0.

  Организация образовательной деятельности выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми.

Физкультминутки «Роботтанцор», «Умный робот», «Дружелюбный робот», «Андроид».

Раскрашивание картинок с изображением военной техники.

Сборка конструкций военная техника LEGO

Формы и методы, используемые для реализации мини - проекта:

  • Наглядные (просмотр мультипликационных фильмов, рассматривание схем, иллюстраций, дидактические игры)
  • Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы)
  • Познавательные  (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов, чтение энциклопедической литературы);
  • Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);
  • Работа в парах (используется при сборке моделей).
  • Проблемный метод  (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)
  • Игровой метод  (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)

Формы организации  игр - занятий

  • Активная помощь педагога;
  • Сотрудничество с родителями (законными представителями);
  • Беседа, показ, объяснение;
  • Практическое занятие с помощью педагога;
  • Выставка.

Формы работы с родителями:

  1. Буклет «Занимательное путешествие по Леголендам».
  2. Консультация: «LEGO – конструирование с детьми старшего дошкольного возраста».
  3. Открытое онлайн-занятие для родителей на платформе YouTube
  4. Просмотр видеороликов и презентаций на родительских онлайн-встречах.
  5. Выставки детско - родительских моделей военной техники.
  6. Совместная деятельность детей и родителей по лего-конструированию.

Материал и оборудование:

  • конструкторы
  • ноутбук

Этапы реализации и содержание  проекта «Военная техника»

1 этап. Организационно – подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
  • Формулирование цели и задач проекта.  
  • Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта.
  • Конструкторы Lego Wedo 2.0.
  • Ноутбуки

2 этап. Практический.

Виды деятельности

Формы и методы работы

Познавательная

  • Проблемная игровая ситуация: «Узнать виды военной техники».
  • Выставка книг и иллюстраций по теме проекта «Защитники Отечества»
  • Просмотр презентации «День защитника Отечества», «Военная техника»
  • Беседа «Военная техника. Какая она?»
  • НОД «Военная техника» https://pandia.ru/text/80/254/61711.php 
  • Развивающий мультфильм. «Мультик про военную технику»

https://rutube.ru/video/51162fca9c2f5082fee0187e9b167a4b/ 

  • Познавательный фильм «Изучаем военную технику»

https://www.youtube.com/watch?v=F82SmVXcSoY 

  • Познавательный мультфильм «История Лего»

https://yandex.ru/video/preview/?text=мультфильм%20История%20из%20лего&path=wizard&parent-reqid=1644065571245423-9664165430517445625-vla1-3230-vla-l7-balancer-8080-BAL-2226&wiz_type=vital&filmId=4097793391762919948

  • Энциклопедии  «Военная техника»
  • Рассматривание иллюстраций, атласов, альбомов об армии, военной технике
  • Экскурсия в библиотеку А.С. Пушкина Знакомство с творчеством А.И. Гайдая «Тимур и его команда»

Речевая

  • Загадки об армии
  • Знакомство с пословицами и поговорками об армии
  • Заучивание стихотворений

Игровая

  • Сюжетно-ролевая игра

«Разведчики»

«Госпиталь»

  • Дидактические игры:

«Волшебные кирпичики»

«Угадай на ощупь»

«Узнай по силуэту»

«Собери картинку»

  • Пальчиковые игры:

«Отважный капитан»

«Солдатики»

«Аты-баты, шли солдаты»

«Часовой»

«Вертолет»

«Солдатская каша»

  • Пазлы
  • «Найди, где находится»
  • «Найди различия»
  • «Собери танк» и т.д.

Чтение художественной

литературы

  • В. Светлая «Ракетные войска»
  • В. Светлая «Моряки – подводники»
  • О. Емельянова Непобедимая и легендарная. Современная российская армия (стихи о российской армии и силе русского оружия)
  • А. Карамышев «Летчик»

Продуктивная

  • Рассматривание картин советских и современных художников об армии и военной технике
  • Раскраски «Военная техника»

Музыкальная

  • Слушание песен:
  • «Моя армия самая, самая»
  • «Прадедушка»
  • «Катюша»
  • «Три танкиста»
  • «Буду военным»

Конструктивная

  • Конструирование в парах -моделей военной техники из конструктора Lego Wedo 2.0
  1. Хамер
  2. Истребитель
  3. Катапульта
  4. Катюша
  5. Пушка
  6. Радар
  7. Самолёт
  8. Танк
  9. Вертолёт

3 этап. Рефлексивно - обобщающий

Презентация итогов проекта

  • Демонстрация моделей собранной военной техники
  • Совместная деятельность с родителями «Конструируем вместе»
  • Участие в конкурсах
  • Презентация по результатам реализации проекта

 Список литературы:

  • Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  • Детская энциклопедия. Техника будущего., М; изд.Литера, 2007 г.
  • Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
  • Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.
  • Петр Шадрин. М.; Роботы будущегоизд . Махаон, 2014 г.
  • Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие-М. :ТЦ Сфера,2017г
  • «ФГОС ДО» Минобрнауки России от  07.10.2013г.
  • Электронный ресурс https://school-science.ru/4/4/56
  • Электронный ресурс https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temurobototehnika-3659847.html
  • Электронный ресурс        https://xn--d1agd3b.xn--p1ai/mehatronika-irobototehnika-chto-za-professii-kem-rabotat-zarplata/
  • Электронный ресурс
  • https://www.iguides.ru/main/gadgets/obzor_lego_boost_robot_ot_lego_5_v_1/
  • Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
  • Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  • Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  • Куцакова Л.В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014
      

 

 

 

 

 




 

 

 

https://fs.znanio.ru/8c0997/a8/4b/acfb3e5c6bedc4d510c259d108066c1532.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.

Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Картотека игр по LEGO – конструированию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

LEGO – это качественный конструктор из Дании. Он представляет собой разноцветные пластмассовые кирпичики и яркие мини фигурки, соединяющиеся в бесконечных вариациях благодаря которым возмож...

Методическая разработка на тему: "Лего-конструирование и робототехника для детей старшего дошкольного возраста"

Образовательная робототехника - новое направление, нацеленное на повышение эффективности образования, на активное использование детьми современных технологии, элементов компьютерной грамотности, форми...

Сценарий Лего-турнира «Космотехники» по лего-конструированию и робототехнике среди воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Полет на Луну»

Сценарий Лего-турнира среди воспитанников старшего дошкольного возраста. С использованием робототехнических конструкторов lego wedo 2.0, и лого робота Bee-Bot "Умная пчела"....

Методическая разработка комплексно - тематических планов «LEGO-Космодром» по Лего-конструированию и Робототехнике для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Развитие технического творчества и конструкторских способностей детей через создание макета Космодром из конструктора Лего....

"Все, что сердцу дорого" проектПедагогический проект по формированию нравственно-патриотических качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста

Педагогический проект по формированию  нравственно-патриотических качеств личности ребенка  старшего дошкольного возраста...