Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Профессия – строитель»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мельникова Елена Петровна

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professiya-_stroitel.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Профессия – строитель»

Выполнила: Мельникова Е. П.

Воспитатель МБДОУ «Ромодановский  

детский сад комбинированного вида».

Тема «Профессия – строитель»

Программное содержание:

- обобщить знания о строительных профессиях;

- обогащать познавательные знания: знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления;

 - обогащать  речь детей –  существительными, обозначающими название строительных материалов;

- показать значимость профессии строителя.

- воспитывать желание оказывать помощь, уважительное отношение к человеку труда.

Методы и приемы: игровая мотивация, загадывание и отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, картинок и фотографий, использование литературных произведений.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

1. Беседы: «Строительные профессии», «Кто построил детский сад»

2. Чтение художественной литературы: русских народных сказок « Теремок»,  «Заюшкина избушка», С.Михалков «Три поросенка»,   С. Баруздин. «Строим дом», А. Маркуши « Здесь будет город»

3. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями.

4. Проведение сюжетно-ролевой игры « Мы - Строители»  и дидактической игры «Кому, что нужно для работы?», « Кто, что делает?»

5. Рисование на тему: « Строительство дома»

5. Моделирование строительной  площадки и высотного дома с помощью конструкторов.

Материалы и оборудование: картинки с изображением домиков из сказок  «Теремок»,

«Заюшкина избушка», «Три поросенка», картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий, фотографии с изображением красивых зданий и домов города Саранска

Методика проведения.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кем работают ваши родители?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как много вы назвали разных профессий.  Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте поиграем в игру.

Игра с мячом «Кто что делает?» Воспитатель называет профессию, дети – действие.

Врач - лечит, повар - готовит, пилот – летает, художник – рисует и т.д.

Воспитатель. Молодцы ребята.  Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Медведь:  Здравствуйте ребята. Стоял в поле теремок, был не низок, не высок. Жили в

нем и не тужили, весело и дружно жили,  щи да кашу варили разные животные. А я, медведь                    

– косолапый, разрушил теремок. Вот какая   в моей сказке случилась беда.

Воспитатель: Ребята,  из какой сказки пришел медведь?

(ответы детей)

Медведь:  Правильно, я из  сказки « Теремок». Ребята, я принес вам письмо от жителей разрушенного дома.

Воспитатель: Сейчас мы прочитаем, что нам написали жители сказки.

«Ребята, помоги нам построить новый, крепкий, большой и теплый дом. Скоро  наступит зима и на улице станет очень холодно.

Мы хотим построить дом,

Чтоб окошко было в нем.

Чтоб у дома дверь была,

Чтобы вместе мы в нем жили,

И медведя в дом пустили,

Чтобы терем – теремок,

Был не низок,

А высок».

Воспитатель.  Милый  Медведь, ты правильно сделал, что к нам обратился. Мы тебе обязательно поможем. Правда, ребята? (ответы детей)

Медведь: Я знаю одну лису, она построила домик из-за льда. Может и нам построить ледяной домик.

Воспитатель: Ребята, а в какой сказке у лисы был ледяной дом.

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Милый медведь, ты разве не знаешь, что случилось с домиком лисы весной?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята скажите, а почему растаял домик лисы?

(ответы детей)

Медведь: Значит лед – непрочный материал. И для строительства дома он не подойдет.

Воспитатель: Правильно медведь, лед не подходит для строительства домов. Ребята, а давайте вспомним, какая избушка была у зайца в сказке?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. А из чего была сделана такая избушка?

(ответы детей)

Воспитатель: Верно, избушка у зайца была  сделана из дерева, ведь луб – это верхний слой коры дуба. Ребята, а как вы думаете, кора – прочный материал, давайте поверим? У меня в руках кора дерева, и я попробую ее сломать. ( Воспитатель отрывает или отрезает кусочек коры).  Видите, кору дерева я могу порвать или разрезать ножницами. Подходит она  для строительства домов?

(ответы детей)

Медведь:   Значит и луб не подходит для строительства теремка.

(ответы детей)

 Медведь:  А я слышал, что в сказочном мире  поросята живут. Говорят, они красивые

дома строят из различных материалов.

Воспитатель: Да,  есть такая замечательная сказка.  Ребята, а давайте вспомним, как называется эта сказка?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним,   как звали поросят в сказке?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Мы сейчас с вами посмотрим, какие поросята строители. Только, медведь, запомни: в строительстве красота не главное. Ребята, скажите, какими должны быть дома.

(ответы детей)

Воспитатель. Верно. Ребята, вспомните, из каких материалов строили свои домики поросята?

(ответы детей)

Воспитатель.  Молодцы. А теперь давайте подумаем, солома подходит  для строительства домов?

(ответы детей)

Воспитатель. Верно, солома - непрочный материал, и в этом мы сейчас убедимся,        легко разломать соломинку пополам (воспитатель просит одного ребенка сломать  соломинку).  Видите, соломинка сломалась. Для строительства крепких и надежных домов  солома не подходит.  А веточки и прутики  подойдут для строительства домов?

(ответы детей)

Воспитатель:  Верно,  веточку тоже легко сломать (воспитатель  просит одного ребенка сломать  веточку). Можно использовать этот материал для строительства?

(ответы детей) 

Воспитатель. Верно, веточки – тоже непрочный материал.  И надежный дом из веточек построить нельзя. Ребята,  а как вы думаете камень  прочный материал? Мы сейчас проверим его на прочность (Воспитатель предлагает детям потрогать камушки: выбираются 2-3 ребенка, которые стучат камушками друг о друга, роняют камушки на пол, пытаются сломать).

(ответы детей)

 Воспитатель.  Правильно. Как вы думаете, какой дом построил Наф- Наф?  

(ответы детей)

Воспитатель. Правильно. Наф-Наф оказался самым сообразительным и трудолюбивым.  Он не торопился  и выбрал  самый прочный материал. И его домик получился надежным и крепким.

Медведь:   Ребята, я узнал, как строили свои дома три поросенка. А можно узнать, из какого материала люди строят дома?  

 Воспитатель. Конечно, можно.

Проводится дидактическая игра «Подбери строительный материал».

(Воспитатель показывает картинку с изображением дома, а дети подбирают картинку с изображением строительного материала)

Физкультминутка.

  «Не пропусти профессию»

Дети встают в круг, воспитатель называет слова, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте: Лампа, водитель, ножницы, строитель, липа, токарь, столяр, болтун, крановщик, архитектор, фантазия, стрекоза, маляр, огонь, гроза, плотник, листок, электрик, тетрадь, врач, экскурсовод, цветок, учитель.

Воспитатель: Милый медведь, ты, наверное, впервые в нашем поселке. Ребята,

скажите, как называется наш поселок?(Ответы детей)

 Воспитатель: Верно. Наш поселок  с каждым днем становится все краше: появляется много прочных и красивых зданий, и мы тебе сейчас их покажем. (Воспитатель показывает картинки с изображением зданий)

Медведь: Красивые дома, высокие (медведь рассматривает картинку с изображением панельного дома) Какой красивый дом, а из чего он сделан?

Воспитатель: Это панельный дом. Его строят из бетонных плит. Для вас ребята,  это новые слова. Давайте вместе проговорим: бетон, бетонный (дети повторяют). А как вы думаете, какие дома получаются из этих строительных материалов?

(ответы детей)

Медведь: Я тоже хочу жить в  крепком и надежном доме.

Воспитатель. Думаю, тебе медведь и ребятам  будет интересно узнать, как получается этот надежный строительный материал.  Слушайте внимательно. Для изготовления бетона необходимы такие известные нам материалы: песок и вода. А еще необходим щебень. Что он вам напоминает?

 (ответы детей)

Воспитатель.  И  цемент. Цемент сыпучий и сухой, как и песок. Давайте повторим названия новых строительных  материалов: щебень, цемент. Если  перемешать  все наши материалы и разлить   по формам,  получится  прочный материал для строительства домов – бетон. Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. Для строительства домов необходимо много бетонных плит, их делают на бетонном заводе, затем уже готовые плиты привозят на стройку. Но чтобы настоящий дом построить, много мастеров и машин должно потрудиться. А каких? Мы сейчас с вами  узнаем. А для этого нам нужно загадки отгадать. ( Воспитатель  читает загадки, а когда дети ее отгадают, показывает картинку с изображением профессии или машины)

Есть у мастера сноровка –

Водит кистью очень ловко.

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой. (Маляр)

Котлован под дом копать

 Целый год лопатой.

 Нам же будет помогать

 В этом…(Экскаватор)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят. (Каменщик)

Чтобы выросла стена               

 Дома-великана,

 Срочно помощь нам нужна

 Башенного….(Крана)

Топором, рубанком

Выстругивает планки,

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки. (Плотник.)

Бетонщик закладывает фундамент для дома. Крановщик кирпичи наверх подает. Каменщик стены из кирпича кладет. Штукатур выравнивает стены и потолки. Маляр красит стены и белит потолки. Монтажник скрепляет металлические конструкции. Плотник делает из дерева двери, окна, пороги. Плиточник кладет керамическую плитку на стены.  Электрик прокладывает провода. Все эти профессии нужны, чтобы строить прочные и надежные дома. И конечно же без помощи машин при строительстве дома не обойтись. Ребята, а какие машины помогают людям строить дома?

(ответы детей)

 Медведь:   Спасибо! Я теперь знаю, из какого материала нужно построить теремок, чтобы он был прочным, крепким и надежным  и  какая нужная и важная профессия - строитель. А теперь мне пора возвращаться в сказку. До свидания ребята.

 Воспитатель: До свидания милый медведь, мы очень рады, что помогли тебе стать настоящим строителем. И уверены, что ты построишь новый, крепкий и большой дом, чтобы было место в нем  для мышки-норушки; лягушки-квакушки; зайки - попрыгайки; лисички-сестрички; волчка – серого бочка  и  для тебя - медведя косолапого. (Дети прощаются с медведем). Профессия строитель имеет огромное значение в нашей жизни. Давайте еще раз назовем все строительные профессии.

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, все профессии назвали правильно. Какие же дома должны строить для людей строители?

(ответы детей)

Воспитатель. Правильно.

Точно в срок построит он:

 Небоскрёб и стадион.

 Детский садик и больницу,

 Магазинов вереницу.

 Даже дом, скажу вам я,

 Где живет моя семья,

 (и другие жители)

 Строили - строители!

 Там, на стройке,

 кран огромный

 Поднимает в небо тонны

 Плит из железобетона.

 Сварщики железо плавят,

 Штукатуры стены правят,

 Каменщик кирпич кладет,

 Маляры окрасят свод.

 Бригадир за всем следит,

 А прораб - руководит,

 Чтобы строить для народа

 И квартиры, и заводы!

Вот и подошло к концу наше занятие, на нем мы узнали какая важная профессия - строитель. И  среди вас,  наверное,  тоже есть будущие строители, которые скоро построят новые прочные, надежные и красивые дома. И эти дома украсят наш родной поселок.      

Список литературы

1. Белая К. Ю.  Как обеспечить безопасность дошкольников –М. «Просвещение»,1998                                                                                                                                                           2. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет 

3. Чермашенцева О. В.  Основы безопасного поведения дошкольников-Волгоград: изд «Учитель», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна»

Цель: Уточнить знания детей о весне, пробуждении природы ото сна, жизни животного и растительного мира в весенний период.Интеграция образовательных областей:Познание: Обобщить и систематизироват...

конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Сказочный мир»(конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста)ВоспитательНаталья Анатольевна Ханджян Цель: вызвать инт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Виртуальная экскурсия по родному городу Ивантеевка»

Конспект и мультимедийная презентация помогут вопитателям ДОУ, а также учителям начальных классов провести виртуальную экскурсию по подмосковному городу Ивантеевка....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Знакомство детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Лес"

Материал направлен на формирование у детей основ экологического сознания, закрепление правил поведения в природе; способствует развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, делать в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема. «Перелетные птицы. Трясогузка».

Цель. Формирование и закрепление знаний о перелетных птицах.Задачи. Образовательная: закреплять знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетн...