Конспект НОД "Знакомство с русской избой"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Зарипова Эльвира Расиховна

Знакомство  детей с  жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям, обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_izba.docx631.96 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект занятия «Знакомство с русской избой»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи: познакомить с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта; обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа:

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, как и в наше время,  у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей) Как мы чувствуем себя дома? Почему говорят «В гостях хорошо, а дома лучше»?  (ответы детей). Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у  огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. А из чего люди  раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Отпадают те иголки» (лиственница)

-  Почему же из лиственницы строили дома? Потому что, когда лиственница намокает,  она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, и не будет гнить. Но строили дома из сосен, а нижние бревна  старались класть из лиственницы. В таком доме всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо и тепло зимой, когда за окном мороз и вьюга.

- Дети, как вы думаете, что в избе было самым главным? Послушайте и отгадайте мою загадку:

«Летом спит, зимой горит

Рот открывает, что дают – глотает» (печь).

Печь – это сердце дома.  Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и  даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает  растапливать печку. Печка – деревенская кормилица.

- Как же могла печь накормить своих хозяев? Да, в русской  печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий» или куток – это  угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

- Как вы думаете,  где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»? Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы – кто родом из леса, кто – с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы находились в русской избе? Хватит молча гостевать – пора загадки отгадать. Я буду загадывать, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник - ….»  (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами. Самовар был символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, вся в дырках» (сито).

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла пряжу, нитки. А затем из ниток вязали, ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

а сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости  тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит» Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

«Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать  любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:

«Не бык, а бодает,

 не ест, а еду хватает

Что схватит – отдает,

а сам в угол идет» (ухват).

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем строить дом. Каждый из вас сделает бревнышко, из которого мы соберем дом. Бревнышки мы сделаем из бумаги с помощью карандаша.

Дети изготавливают бревнышки.

D:\Подгот группа\фото д.с\осень 2014 песенка\DSCN8975.JPG

- Молодцы, ребята. Сейчас  мы из наших заготовок соберем красивый бревенчатый дом, каждый из вас по очереди  положит свое бревнышко по очереди по порядку  (изготовление дома).

D:\Подгот группа\фото д.с\осень 2014 песенка\DSCN8973.JPG

- Молодцы, ребята. А в следующий раз мы украсим наш дом. Ведь наши предки тоже украшали свои дома, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ – в другой раз.  Спасибо, гости дорогие, я гостям всегда рада!

Гость на порог – хозяину радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Знакомство с русской избой»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Знакомство с русской избой »...

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Конспект познавательного занятия "Русская изба"

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....

Конспект образовательной деятельности "Русская изба"

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...

Конспект "Посиделки в русской избе"

Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа....