Конспект НОД "Знакомство с русской избой"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям, обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkaya_izba.docx | 631.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Знакомство с русской избой»
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи: познакомить с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта; обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа:
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, как и в наше время, у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей) Как мы чувствуем себя дома? Почему говорят «В гостях хорошо, а дома лучше»? (ответы детей). Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Отпадают те иголки» (лиственница)
- Почему же из лиственницы строили дома? Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, и не будет гнить. Но строили дома из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо и тепло зимой, когда за окном мороз и вьюга.
- Дети, как вы думаете, что в избе было самым главным? Послушайте и отгадайте мою загадку:
«Летом спит, зимой горит
Рот открывает, что дают – глотает» (печь).
Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица.
- Как же могла печь накормить своих хозяев? Да, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий» или куток – это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
- Как вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»? Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы – кто родом из леса, кто – с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы находились в русской избе? Хватит молча гостевать – пора загадки отгадать. Я буду загадывать, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник - ….» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами. Самовар был символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Новая посудина, вся в дырках» (сито).
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла пряжу, нитки. А затем из ниток вязали, ткали полотно и шили одежду.
«Всех кормлю с охотою,
а сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит» Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
«Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:
«Не бык, а бодает,
не ест, а еду хватает
Что схватит – отдает,
а сам в угол идет» (ухват).
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем строить дом. Каждый из вас сделает бревнышко, из которого мы соберем дом. Бревнышки мы сделаем из бумаги с помощью карандаша.
Дети изготавливают бревнышки.
- Молодцы, ребята. Сейчас мы из наших заготовок соберем красивый бревенчатый дом, каждый из вас по очереди положит свое бревнышко по очереди по порядку (изготовление дома).
- Молодцы, ребята. А в следующий раз мы украсим наш дом. Ведь наши предки тоже украшали свои дома, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ – в другой раз. Спасибо, гости дорогие, я гостям всегда рада!
Гость на порог – хозяину радость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект «Знакомство с русской избой»
Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »...
конспект интегрированного занятия "Русская изба"
Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...
Конспект познавательного занятия "Русская изба"
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....
Конспект образовательной деятельности "Русская изба"
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...
Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе
Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...
Конспект "Посиделки в русской избе"
Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа....