конспект интегрированного занятия "Русская изба"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
Тема: « Русская изба»
Образовательная область: познание.
Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность.
Цель: Знакомство детей с русской избой и русскими народными традициями через изготовление банничного веника.
- Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.
- Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук.
- Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
- Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
- Познакомить детей с изготовлением банничного веника, его применением и особенностями.
Материал для занятия. Русская изба: печь, чугунок, ухват, крынка, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи с колокольчиками «упряжки». Запись русской народной песни.
Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью , одеждой русского народа. Посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах.
Ход занятия:
Дети одетые в элементы русских народных костюмов (слайд).
Предлагаю детям отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами.
Дети делятся на пары надевают «упряжки», под русскую народную песню отправляемся в путь.
Останавливаемся у русской избы, стучимся. Здороваемся по старинному русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.
Рассматриваем русскую избу (Слайд).
Воспитатель: Мы пришли в горницу.- Самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.
Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Дети: печка.
Воспитатель: да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.
Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».
Печь была самой главной вещью в доме.
Воспитатель: Для чего же нужна была печь в избе?
Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.
Воспитатель: Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь?
Дети: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.
Воспитатель: А как вы думаете, чем топили печь?
Дети: дровами.
В-ль: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.
В какой посуде готовили русские хозяйки?
Дети: в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)
В-ль: ставят горшочек на шесток . Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?
Дети: Ухватом.
В-ль: Правильно. ( предлагаю ребенку показать ухват , все рассматривают)
Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.
Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.
Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молочко?
Дети. В крынке.
В-ль: Правильно. (предлагаю ребенку показать крынку, дети рассматривают, обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)
Предлагаю детям посмотреть на пол Чем покрыт пол?
Дети: Ковриками, половиками
В-ль: А для чего пол покрывали половиками?
Дети: Для тепла.
В-ль: Из чего же их изготавливали русские хозяйки?
Дети: Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)
Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.
Физ. Минутка.
Давайте покажем, как хозяйки прибираются в избе.
Пол подметают, чистят щетками, моют, половики трясут, печь белят, пыль вытирают и т.д.
В-ль : Где русские хозяйки хранили одежду?
Дети: В сундуке ( рассматриваем сундук)
В-ль: достаю из сундука березовый веник ( ветки), ребята а как вы думаете что это такое? ( ответы детей).
Правильно, это веник…, и я хочу вам рассказать об еще одном атрибуте масленицы.., а кто мне расскажет, что это за масленица??
Дети: масленицей зиму провожают, весну встречают.
Вос-ль: правильно, а какие вы традиции знаете, которые происходят на масленицу?
Дети: пекут блины, сжигают чучело зимы.
Вос-ль: правильно, я расскажу вам еще об одном атрибуте масленицы – Банченый веник, то есть украшенный бантиками. Такие веники ставили на масленицу в деревнях Ярославщине. В самый первый день масленичной недели, встречая масленицу наряжали « банченый» веник. Чаще всего это делали дети. На березовый веник вешали цветные тряпочки, привязывали бумажные бантики или бантики из фантиков. «набанченый» веник надевали на палку и втыкали в сугроб перед домом. И всю неделю нарядные веники, как цветущие деревца, украшали праздничную улицу. А в воскресенье, когда собирались жечь масленицу, веники забирали с собой и бросали в общий костер. Ну что вам понравился рассказ?? Я хочу вам предложить сделать свой такой веник, перед вами есть фантики, мы сделаем из них бантики и украсим наш веник.
Пока дети выполняют задание, звучит русская народная музыка.
Дети выполняют задание. После выполнения предлагается вынести этот веник на улицу и украсить участок. Показываем полученный веник всем собравшимся в зале.
Ну что ж нам пора прощаться и возвращаться. Надеваем упряжки и возвращаемся….под музыку.
Понравилось ли вам в гостях?
Как называется дом, где мы с вами были?
Как называется комната, в которой нас принимали?
Какая самая главная вещь в горнице?
Хвалю и благодарю за работу. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом
Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».
Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...
Конспект интегрированного занятия «Изба красна не углами, а пирогами»
Беседа о жилище человека в старину, его устройстве, о мебели.Словарная работа: «бабий куть», «изба», «хоромы», «терем», «красный угол», «полати».Драматизация русской народной сказки «Теремок» на новый...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «В русской избе»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»
Цель: Уточнение и расширение знаний детей о традициях русского народа и предметов утвари русской избы....
Конспект интегрированной ОД "«Знакомство с семейской избой».
Конспект предназначен для детей старшего возраста...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Русская изба».
laquo;Русская изба»...