конспект интегрированного занятия "Русская изба"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Пивоварова Анастасия Сергеевна

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_izba.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Тема: « Русская изба»

Образовательная область: познание.

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность.


Цель: Знакомство  детей с русской избой и русскими народными традициями через изготовление    банничного  веника.

 Задачи:

  • Продолжать  знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.
  • Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук.
  • Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
  • Воспитывать интерес  и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
  • Познакомить детей с изготовлением банничного веника, его применением и особенностями.

 Материал для занятия. Русская изба: печь, чугунок, ухват, крынка, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи с колокольчиками «упряжки». Запись русской народной песни.

 Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью , одеждой русского народа. Посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах.

 Ход занятия:

   Дети одетые в элементы русских народных костюмов (слайд).

Предлагаю детям  отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся  мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках  с бубенцами.

Дети делятся на пары надевают «упряжки», под русскую народную песню отправляемся в путь.

  Останавливаемся у русской избы, стучимся. Здороваемся по старинному русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.

   Рассматриваем русскую избу (Слайд).

Воспитатель:  Мы пришли в горницу.- Самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.

Скажите, какой предмет занимает больше всего места в  горнице?

Дети: печка.

Воспитатель: да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

Про неё в народе говорили:  «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Печь была самой главной вещью в доме.

Воспитатель: Для чего же нужна была печь  в избе?

Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Воспитатель: Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь?

Дети:  Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.

Воспитатель:  А как вы думаете, чем топили печь?

Дети:  дровами.

В-ль:  Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.

В какой посуде готовили русские хозяйки?

Дети: в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)

В-ль:  ставят горшочек на  шесток . Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?

Дети:  Ухватом.

В-ль: Правильно. ( предлагаю ребенку показать ухват , все рассматривают)

Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.

Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.

Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молочко?

Дети.  В крынке.

В-ль: Правильно.  (предлагаю ребенку показать  крынку, дети рассматривают, обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)

Предлагаю  детям  посмотреть на пол Чем покрыт пол?

Дети: Ковриками, половиками

В-ль:  А для чего пол покрывали половиками?

Дети: Для тепла.

В-ль:  Из чего же их изготавливали русские хозяйки?

Дети:  Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)

Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.

   Физ.  Минутка.

Давайте покажем, как хозяйки прибираются в избе.

Пол подметают, чистят щетками, моют, половики  трясут, печь белят, пыль вытирают и т.д.

В-ль :  Где русские хозяйки хранили одежду?

Дети: В сундуке ( рассматриваем сундук)

В-ль: достаю из сундука березовый веник ( ветки), ребята а как вы думаете что это такое? ( ответы детей).

Правильно, это веник…, и я хочу вам рассказать об еще одном атрибуте масленицы..,  а кто мне расскажет, что это за масленица??

Дети: масленицей зиму провожают, весну встречают.

Вос-ль: правильно, а  какие вы традиции знаете, которые происходят на масленицу?

Дети: пекут блины, сжигают чучело зимы.

Вос-ль: правильно, я расскажу вам еще об одном атрибуте масленицы – Банченый веник, то есть украшенный бантиками. Такие веники ставили на масленицу в деревнях Ярославщине.  В  самый первый день масленичной недели, встречая масленицу наряжали « банченый» веник. Чаще всего это делали дети. На березовый веник вешали цветные тряпочки, привязывали бумажные бантики или бантики из фантиков. «набанченый» веник надевали на палку и втыкали в сугроб перед домом. И всю неделю нарядные веники, как цветущие деревца, украшали праздничную улицу. А в воскресенье, когда собирались жечь масленицу, веники забирали с собой и бросали в общий костер.  Ну что вам понравился рассказ?? Я хочу вам предложить сделать  свой такой веник, перед вами есть фантики, мы сделаем из них бантики и украсим наш веник.

Пока дети выполняют задание, звучит русская народная музыка.

Дети выполняют задание. После выполнения предлагается вынести этот веник на улицу и украсить участок. Показываем полученный веник всем собравшимся в зале.

Ну что ж нам пора прощаться и возвращаться. Надеваем упряжки и возвращаемся….под музыку.

Понравилось ли вам в гостях?

Как называется дом, где мы с вами были?

Как называется комната, в которой нас принимали?

Какая самая главная вещь в горнице?

Хвалю и благодарю за работу. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».

Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...

Конспект интегрированного занятия «Изба красна не углами, а пирогами»

Беседа о жилище человека в старину, его устройстве, о мебели.Словарная работа: «бабий куть», «изба», «хоромы», «терем», «красный угол», «полати».Драматизация русской народной сказки «Теремок» на новый...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «В русской избе»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»

Цель: Уточнение и расширение знаний  детей о традициях русского народа и предметов утвари русской избы....

Конспект интегрированной ОД "«Знакомство с семейской избой».

Конспект предназначен  для детей старшего возраста...