Конспект открытого занятия "Русская изба"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Романова Любовь Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_russkaya_izba_v_podgotovit.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 76 г. Челябинск

Конспект

ОД в подготовительной группе «Вини-Пух»

По теме: «Русская изба»

Воспитатель: Романова Л.А.


Вид: комплексное

Описание материала: конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Русская изба» для детей подготовительной группы. Занятие познавательное, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.

Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата. Познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Материалы для работы с тестом, платочки, баранки.

Ход

(Звучит музыка «А в доме горит огонек». Дети входят. Воспитатель встречает детей сидя за прялкой).

Воспитатель:

Ой вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В избу проходите.

Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т.е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).

Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься.

Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Давайте попробуем вернуться в прошлое и погрузимся в атмосферу русского быта.

(дети проходят)

Посмотрите, детки, какая красивая одежда на мне: сарафан, лента красная, а на вас одежда, просто загляденье: сарафаны, кокошники, косоворотки. Шили и украшали такую одежду сами хозяйки дома (не было фабрик и заводов по пошиву одежды), каждая хозяйка, хотела, чтобы одежда была у нее красивой.

Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом, построенный из дерева. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).

Проходите в горницу.

Посмотрите, в горнице (так раньше называли комнату), все деревянное: стол, лавки, посуда.

(воспитатель показывает горницу)

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Посреди горницы стоит печь. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.

Были о печи и поговорки и пословицы: «Без печи, и изба не изба», «Хочешь есть калачи- не сиди на печи». Она служила источником тепла и света. Были о ней и загадки: «Чего из избы не вытащишь?», «То она печёт блины, то показывает сны», «Попало наше тесто в теплое место, попало – не пропало, румяной булка стала», «В избе - изба, на избе – труба, зашумело в избе, загудело в трубе».

Печь являлась важнейшим элементом русского быта. Ребята, а какие вы знаете сказки в которых упоминается о печи? (ответы детей)

Персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку от погони. А так же сказки: «Царевна-лягушка», «Лиса и заяц», «Финист – ясный сокол», «Лисичка со скалочкой»

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи!

А может и нам баранки испечь?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да баранки накрутить.

Будьте добре, подсобите,

В моем деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!

Физ.минутка: «Гори, гори ясно».

Описание: участники становятся в круг держа в руках платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

Русь всегда была хлебосольной и доброжелательной.

Нигде так не умели привечать и встречать гостей так, как это было на Руси.

Усадить за стол, дать отведать традиционные угощения, а затем угостить квасом, создать гостям веселое настроение и ни в коем мере не дать почувствовать, что он неугоден хозяевам.

Вот и я прошу вас, гости дорогие, подойдем к столу.

Посмотрите здесь чаши какие,

Да непростые,

Все деревянные, расписные.

Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Туесок-это небольшая берестяная коробка с крышкой. Делали его, как вы думаете, из какого дерева? (Березы). В них хранили продукты. Бочонок в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки тоже были деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду.

(воспитатель показывает посуду, дети смотрят, берут в руки)

Ну что ж, печь мы затопили

Да тесто еще не замесили,

С тестом разберемся

Да за бараночки возьмемся.

А что для теста нам понадобиться?

Все продукты мы приготовили. Теперь нам надо замесить тесто.

пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто, скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Ребята, для того, чтобы сделать баранку, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь)

Молодцы! Красивые баранки у вас получились, а пока они пекутся присаживайтесь на лавки.

Ребята, давайте вспомним, как называется одежда, которую вы видите на мне и которая одета на вас. Скажите, как она называется?

Раньше все детки, как и сейчас, очень любили играть, но только богатые люди могли себе позволить покупать игрушки для своих детей. Но и детки простого люда не были обделены, ведь игрушки они делали своими руками. Изготавливали их не только взрослые, но и дети. Сейчас мы с вами попробуем сделать кукол. Давайте пройдем за стол, присаживайтесь на любые свободные места. Вы видите, что у нас из материалов (из которых изготавливается кукла), только лоскутки разного цвета - 4шт, и веревочка.

(Дети изготавливают куклу, совместно с педагогом)

Какие красивые куколки у вас получились, все большие молодцы!

А теперь отгадайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает.

А к чаю подавали баранки, давайте посмотри, готовы ли наши баранки?

(воспитатель достает из печи настоящие баранки и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Итог:

Ребята, давайте вспомним:

Как называется дом, в котором жили люди на Руси?

Как называется комната, в избе?

Что было самым главным в избе?

Надеюсь, что вам очень понравилось наше путешествие в прошлое.

А теперь возьмем наши бараночки угостим гостей, а остальные вы будите кушать со всеми ребятами группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста на тему: "Как живут в деревне? Добрые избы?"

Цель: Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представление об избе, учить детей изображать « лицо» рубленной избы с помощью мазка – брёвнышка, украшать её ...

Конспект открытого занятия в старшей группе детей с ОНР для воспитателей по теме «В деревенской избе, в светлой горенке».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей интерес к русскому быту,фольклору, обычаям, традициям.Воспитывать бережное отношение ко всему русскому,/вещам, традициям, быту, культуре народа/. Воспитыват...

Конспект открытого итогового просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой».

Прежде всего это сформировать у детей представления о русской избе. А именно познакомить, что представляет собой русская изба: внутри, снаружи. Также познакомить детей с домашним бытом....

Конспект открытого просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой»

Данное занятие направлено на формирование интереса детей к истории русской национальной культуры, развитие познавательной активности и любознательности детей через ознакомление с бытом и традици...

Конспект открытого ООД по познавательному развитию в первой младшей группе «Как коза избу строила»

Познакомить детей с новой сказкой, учить слушать и понимать сказку....

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»...

Конспект открытого занятия (в комнате – музее «Русская изба») в старшей группе

Конспект открытого занятия (в комнате – музее «Русская изба») в старшей группе...