Конспект "Посиделки в русской избе"
план-конспект занятия (старшая группа)
Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_v_russkoy_izbe.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Посиделки в русской избе»
Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа.
Задачи:
- Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;
- Познакомить с традициями русского народа;
- Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;
- Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;
- Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;
- Обобщить знания детей о народных промыслах;
- Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»
Предварительная работа:
- Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская изба»;
- Чтение русских народных сказок, былин;
- Рассматривание иллюстраций;
- Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;
- Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Методы и приемы:
- Игровой (появление интерьера русской избы);
- Наглядный (презентация на тему: «Посиделки в русской избе», показ предметов старины);
- Практический (лепка из соленого теста);
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя);
- Музыкальный (русская народная песня «В деревне, то было в Ольховке», игра: «Кумок, кумок продай уголок»).
Материал: лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, презентация на тему: «Посиделки в русской избе», бусы, леденец-петушок, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные деревянные(по количеству детей), противень – 2 шт.,
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики). В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: Ребята, а знаете почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно!
Воспитатель: Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается. (Дети становятся в круг, берутся за руки, раскрываются шторы и открываются декорации русской избы.)
Музыка (Волшебство)
Воспитатель: Куда же это мы с вами попали? (в русскую избу). Правильно! Сегодня мы будем знакомиться с жилищем наших прадедушек и прабабушек. Узнаем, как они жили, чем занимались, как весело и задорно умели отдыхать.
Воспитатель: Раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом могли заниматься? (шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить игрушки). Правильно.
Воспитатель: Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны. Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта.
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
Воспитатель: А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)
То печет блины,
То показывает сны. (печка)
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Воспитатель: Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит. (дети показывают).
Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки. Ведь одна голова- это хорошо, а много лучше!
Воспитатель: Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней. (в шкатулке пословицы и поговорки о труде).
Красна птица опереньем, а человек – уменьем.
Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт.
Дело мастера боится.
Торопливый дважды одно дело делает.
Воспитатель: А какие вы пословицы знаете? (дети рассказывают пословицы).
Любишь кататься – люби и саночки возить.(Рома)
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.(Олег)
Делу - время, потехе - час.(Рита)
Сделал дело – гуляй смело.(Армен)
Семь раз отмерь – один раз отрежь.(Злата)
Терпение и труд, всё перетрут.(Лера)
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Взрослые в старину трудились и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. (по ходу рассказа воспитатель показывает детям расписную посуду, прялку). Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глинянная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись). Молодцы!
Воспитатель: В старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем. Давайте встанем по кругу парами и поиграем в старинную русскую игру: «Кумок, кумок, продай уголок».Молодцы, ребята, садитесь на стульчики.(дети садятся на стульчики).
Воспитатель: В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. (воспитатель показывает иллюстрации посиделок). Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески. (Презентация)
Воспитатель: Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?(да). Расскажите их.
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется.
Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка.
Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку.
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин.
Воспитатель: Молодцы. Но парни и девушки на посиделках не только работали, но и песни пели. Давайте и мы с вами споем русскую народную песню – «В деревне, то было в Ольховке».(Поют песню, показывая сценку).
Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).
Воспитатель: Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить , да лучше березовых, они жарче горят! (воспитатель кладет дрова в печку). Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете.(пальчиковая гимнастика – «Я колю, колю дрова…»).
Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки —
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.
Воспитатель: Молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить. (воспитатель берет блюдо с тестом начинает перемешивать тесто). Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Воспитатель: Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно. (воспитатель раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи складывают их на противень, ставят в печку)
Воспитатель: Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку. А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.
«Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, одевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая! ». Алёнушка в тоже время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая! ».
Воспитатель: Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему? (Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме. А Настя только, любит наряжаться).
Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».
Воспитатель: Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас давайте угостим наших гостей. (Воспитатель достаёт из печи калачи и дети угощают гостей).
Музыка (Волшебство)
Ну, что ребята пришло время возвращаться нам из старины в наше время и в наш детский сад. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и скажем раз-два-три домой попади.
РЕФЛЕКСИЯ.
Понравилось вам путешествие? (да).
Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)
Чем освещали избу, когда темнело?(лучиной)
Каким ремеслом занимались люди в старину? (шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).
Как называлось событие, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений? (посиделки)
Что было главным украшением избы? (красный угол, печка).
- Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...