Социальный проект: Изучение детьми старшей группы коми культуры
проект (старшая группа) на тему
Продолжительность проекта: 2018 – 2019 учебный год.
Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы №7, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность:
В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является приобщение детей к национальной культуре родного края. Общие задачи воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры народных традиций, которые веками создавались народами.
Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о жизни, традициях, обычаях своего народа, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя гражданином.
На наш взгляд, на сегодняшний день не менее важно и интегрированное понятие сотрудничества педагога, ребенка и семьи, особенно при изучении культуры коми края.
Современное образование ориентируется на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, на формирование у дошкольника глубокого личностного мотива и стимула при изучении коми края. Все это становиться возможным только при сотрудничестве педагога, ребенка и семьи. Детский сад и родители должны вместе способствовать созданию этих благоприятных условий.
Семья для дошкольника оказывает сильное, первостепенное влияние на его личность и на его деятельность. Тем более что большая часть современных родителей проявляет искренний интерес к тому чему и как учат его ребенка. Педагогам, работающим с дошкольником, остается только этим воспользоваться и взять родителей в союзники. Объединив усилия, родители и педагог помогут ребенку раскрыть и развить нужные качества, которые помогут ему преодолеть все трудности, возникающие при изучении коми языка.
Цель проекта: приобщение детей и родителей к культуре народа коми и привитие любви к родному краю.
Задачи проекта: Для детей
- Расширять знания воспитанников о культуре Коми края.
- Развивать интерес к истории Коми края, чувство уважения, сопричастности к национальной культуре.
- Развивать творчество, активность, интерес к поисковой деятельности.
- Воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.
Для родителей
- Создавать условия для повышения активности родителей воспитанников в участии в различных формах партнёрства с ДОУ.
- Расширять знания родителей о культуре Коми края.
- Способствовать становлению и сплочению детского коллектива, семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2018-2019.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад №13 общеразвивающего вида»
Социальный проект:
Изучение детьми старшей группы коми культуры
Старшая группа №7
Воспитатели: Гмызина Н.В.
Тимушева Е.А.
Сыктывкар, 2018
Продолжительность проекта: 2018 – 2019 учебный год.
Тип проекта: познавательно-творческий, социально-коммуникативный, практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы №7, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность:
В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является приобщение детей к национальной культуре родного края. Общие задачи воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры народных традиций, которые веками создавались народами.
Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о жизни, традициях, обычаях своего народа, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя гражданином.
На наш взгляд, на сегодняшний день не менее важно и интегрированное понятие сотрудничества педагога, ребенка и семьи, особенно при изучении культуры коми края.
Современное образование ориентируется на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, на формирование у дошкольника глубокого личностного мотива и стимула при изучении коми края. Все это становиться возможным только при сотрудничестве педагога, ребенка и семьи. Детский сад и родители должны вместе способствовать созданию этих благоприятных условий.
Семья для дошкольника оказывает сильное, первостепенное влияние на его личность и на его деятельность. Тем более что большая часть современных родителей проявляет искренний интерес к тому чему и как учат его ребенка. Педагогам, работающим с дошкольником, остается только этим воспользоваться и взять родителей в союзники. Объединив усилия, родители и педагог помогут ребенку раскрыть и развить нужные качества, которые помогут ему преодолеть все трудности, возникающие при изучении коми языка.
Цель проекта: приобщение детей и родителей к культуре народа коми и привитие любви к родному краю.
Задачи проекта: Для детей
- Расширять знания воспитанников о культуре Коми края.
- Развивать интерес к истории Коми края, чувство уважения, сопричастности к национальной культуре.
- Развивать творчество, активность, интерес к поисковой деятельности.
- Воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.
Для родителей
- Создавать условия для повышения активности родителей воспитанников в участии в различных формах партнёрства с ДОУ.
- Расширять знания родителей о культуре Коми края.
- Способствовать становлению и сплочению детского коллектива, семьи.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный – сентябрь
Определение цели и задач проекта, определение направлений, объектов и методов, сбор информационного материала с детьми и родителями: диагностика, выбор материалов для работы над проектом.
- Основной – октябрь-апрель
Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта: наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, творческая деятельность, утренники, развлечения, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- Заключительный – май
Обобщение результатов работы, анализ, диагностика знаний детей, закрепление полученных знаний, выводы.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап. Сентябрь.
Информирование родителей на собрании о цели и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Анкетирование семей.
Подбор литературы познавательной, публицистической, художественной по данному проекту.
Оценка развивающего пространства ДОУ и группы.
Подбор материала для реализации проекта.
Список литературы:
1. Подборка художественной литературы по теме «Коми культура».
2. Вавилова Л.Д. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке детей дошкольного возраста к школе. – Сыктывкар, 1994.
3. Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре. – Сыктывкар, 1991.
4. Дошкольное воспитание. - № 7, 1991. – с. 10.
5. Жеребцов Н.Л., Конаков Н.Д. Из жизни древних коми.
6. Конаков Н.Д. Коми – зыряне. – Сыктывкар, 1992.
7. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1983.
8. Нравственно-эстетическое воспитание и образование детей и подростков в условиях Севера. Материал межрегиональной конференции. – Сыктывкар, 2002.
9. Осипова А.И., Потолицына Н.Б. Путём оптимизации обучения лексике второго языка, как основному компоненту речи в детском саду. – Сыктывкар, 2002.
10. Остапова З.В. Программа детского сада по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком. – Сыктывкар, 1995.
11. Остапова З.В. Обучение коми языку в детском саду. – Сыктывкар, 1996.
12. Остапова З.В., Потолицына Н.Б. Коми язык в дошкольных образовательных учреждениях. – Сыктывкар, 2002.
13. Остапова З.В., Москвина Т.А. Программно-методические материалы. Часть 1, 2. – Сыктывкар, 2008.
14. Потолицына Н.Б. национальное образование в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации. – Сыктывкар, 1995.
15. Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми «Парма». – Сыктывкар, 2003.
Анкета для родителей
Цель: изучение состояния семейной педагогической работы по ознакомлению детей с коми культурой.
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты. Выберите один ответ из предложенных и отметьте, пожалуйста, соответствующую букву кружочком или галочкой.
1.В вашей семье кто-нибудь владеет коми языком?
А) Да. Б) Нет. В) затрудняюсь ответить.
Г) свой вариант_____________________________________________________
2. Какие учреждения коми культуры в Сыктывкаре вы знаете.
Написать______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Способствуете ли Вы знакомству ваших детей с коми национальной культурой, традициями? ( Совместное посещение выставок, музеев, театров, участие в народных гуляниях, праздниках, проведение домашних праздников с коми национальной кухней, играми, традициями и т.д.).
А) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить.
Г) Свой вариант____________________________________________________
4)Имеются ли у вас дома литература коми писателей и поэтов, коми песни?
А) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить.
5)Знаете ли Вы коми народные игры, песни, стихи, сказки?
а) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить.
Если ответ «да» - то напишите их название:
6) Как Вы считаете, надо ли, давать детям информацию о столице, городах РК, национальном флаге, гербе, гимне?
а) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить.
7)Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов, специалистов детского сада в ознакомлении детей с родным краем?
А) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить
8) Что бы Вы могли пожелать нашей группе работающей с детьми по теме «Изучение детьми старшей группы коми культуры»?
Написать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за искренние ответы!
- Основной этап. Октябрь-апрель.
1)Октябрь
Тема: «Республика Коми»
Задачи:
- формировать у детей познавательный интерес к родному краю;
- дать детям знания о республике, коми народе;
- познакомить с основными промыслами коми народа, национальным костюмом, традициями и бытом коми крестьян;
Работа с детьми:
- Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о Республике Коми;
- Беседы: «Коми край наш северный», «Значение животных в жизни Коми народа», «Коми народная игрушка», «Почему леса нашей республики называют лёгкими планеты?», «Достопримечательности нашей республики»
- Дидактическая игра: «Наша Родина» (пазлы); «Лото – коми орнамент»; «Собери картинку» (символика Республики Коми);
- Лепка из пластилина коми узоров: «Чум», «Солнце», «Дерево», «Рыба», «Ребѐнок». «Пила»;
- Подвижные игры: «Ловля оленей», «Стой, олень!»
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным Коми краем»
- Брошюра для родителей «Знакомство с Коми орнаментом».
- Наглядная информация: «Приобщение детей к народным традициям»
- Викторина «Люби и знай свой Коми край»
- Создание альбома «Достопримечательности Республики Коми»
2)Ноябрь
Тема: «Город, в котором я живу»
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе; формировать уважительное отношение к символам города;
- Закрепить названия крупных городов и рек, названия народных промыслов, имена знаменитых сыктывкарцев;
- Воспитывать любовь к малой Родине.
Работа с детьми:
- Рассматривание иллюстраций с видами Усть-Сысольска, Сыктывкара,, альбомов, открыток, книг, энциклопедий (улицы, учебные заведения, памятники, достопримечательности и т. д., музыка, карта России, энциклопедии, разрезные картинки.)
- Беседы «Достопримечательности нашего города», «Сыктывкар в прошлом и настоящем», «Знаменитые люди нашего города»
- Чтение стихотворений о Сыктывкаре;
- Рисование «Герои коми сказок», «Берёзовая роща», «Наш город осенью»
- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу», «Путешествие по городу»
- Дидактическая игра «Собери герб», «Узнай наш герб», Лото «Наш город», пазлы «Достопримечательности»
- Конструирование «Дома на нашей улице»; «Улица моего города»;
Работа с родителями:
- Создание папок – передвижек для родителей: «Знаменитые люди
Сыктывкара», «История родного города», «Памятники Сыктывкара», «Их
именами названы улицы»
- Создание коллажа «Мой город»;
- Выставка творческих работ воспитанников
3)Декабрь
Тема: «Коми писатели»
Задачи:
- Закрепить знания детей о писателях Республики Коми
- Познакомить с произведениями этих писателей
- Прививать любовь к национальным художественным произведениям.
Работа с детьми:
- Рассматривание иллюстраций в книгах, портретов коми писателей
- Экскурсия в библиотеку. Знакомство с творчеством Коми писателя А.К.Журавлёва.
- «Конкурс чтецов», посвященный поэтам Республики Коми А. Ванеева, В. Лыткина (Илля Вась, С. Попова, В. Кушманова, Е. Евсенина)
- Знакомство с творчеством писателя Е.В. Габовой. Выставка книг, чтение художественной литературы «Гришуня на планете Лохматиков»; «Невидимки в лагере»; «Тайкина тайна»; «Вареная сосулька»; «Зануда Дема»; «Жизнь и фантазии Сени Елкина»; «Дети древней земли»; «Воспитанная муха»
- Знакомство с творчеством писателя Елены Козловой «Гöгыля-вугыля» («Волшебные очки»)
- Рисование «По страницам книг»
- Дидактические игры «Подбери пару», «Собери сказку»
Работа с родителями:
- Привлечь родителей к пополнению библиотеки в соответствии с разработанным планом
- Привлечь родителей к организации конкурса чтецов
4)Январь
Тема: «Коми народные сказки»
Задачи:
- Формировать у детей способность понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное.
- Пробуждать интерес к коми народным сказкам.
- Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Работа с детьми:
- Чтение Коми сказок: «Фома»; «Три брата и сестра», «Ёма и две сестры», «Медвежьи няньки», «Пера-богатырь», «Лиса и заяц».
- Показ кукольных спектаклей по коми сказкам: «Медвежьи няньки», «Фома», «Как Иван нужду закопал»
- Просмотр коми сказки «Дедушка Нёрым»
- Рисование Коми орнамента «Украсим рубаху Пере - богатырю», «Сарафан для Настук», «Кӧрт - Айка- герой Коми легенд».
- Раскраски «Герои Коми сказок» (Пера БогатырЬ, Корт- Айка, Баба Ема)
Работа с родителями:
- Наглядная информация: «Особенности Коми сказок»
- Изготовление родителями вместе с детьми творческих работ: «Герои коми сказок»
- Викторина по сказкам коми народа
- «Спортивный час» — игры – поединки Перы- богатыря .
5)Февраль
Тема: «Коми фольклор»
Задачи:
- формировать интерес к произведениям коми фольклора с использованием загадок, пестушек, дразнилок, прибауток и т.д.;
- формировать двигательные навыки, развивать мелкую моторику пальцев;
- воспитывать любовь к коми фольклору
Работа с детьми:
1. Чтение коми потешек: причесывание, во время приема пищи, перед сном.
2. Чтение коми народных стихотворений: «Кöч йöктö, йöктö», «Кекöнач», «Катша-катша, китш-котш».
3. Рассматривание иллюстраций, картин к сказкам.
4. Отгадывание загадок.
5. Лепка «Пышкай» («Воробей»)
6.Обыгрывание пальчиковых игр: «Этот пальчик…» («Тайö чуньыс…»), «Замок» («Томан»).
7. Разучивание коми народных танцев и игр.
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы: «Знаете ли Вы коми фольклор».
- Наглядная информация: Папка-передвижка «Детский фольклор коми»
6)Март
Тема: «Коми фольклор»
Задачи:
- Сформировать представление детей о разнообразии игр народов
- Коми; поощрять их стремление больше узнать о родном крае;
- Обогатить игровой опыт детей; учить согласовывать движения с речевым и песенным сопровождением игры;
- Способствовать в процессе игры развитию творческих способностей детей, поощрять инициативу и самостоятельность
Работа с детьми:
1. Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки»
2. Дидактические игры: - «Подбери узор», «Собери орнамент», «Домино», «Укрась шапочку».
3. Подвижные игры: «Волк и олени», Перетягивание каната, «В салки» (Тымöн), «Невод», «След Ёмы», «Охотники и утки»
4. Сюжетно-ролевые игры: «Мы - Оленеводы»; «Рыбаки»; «Коми мастерская»
5. Разучивание пословиц и поговорок
- Без крыльев не полетишь - Бордтöг этша лэбалан.
- Без работы ничего не добыть - Уджтöгыд нинöм оз шед
- Без работы ничто не по вкусу, любая пища не лезет в рот - Уджавтöгыд нинöм оз чöсты, быдтор вомсьыд усьö
- Без работы скоро протянешь ноги - Он кö уджав, регыд на-й кыстö нюжöдан
Работа с родителями:
- Спортивное развлечение « Коми вермасьÖм»
- Помощь в изготовлении картотеки коми игр
7) Апрель
Тема: «Музеи Республики Коми»
Задачи:
• Приобщение к культурным ценностям и традициям родного края
Работа с детьми:
- Посещение национального музея Республики Коми
- Посещение музея истории просвещения Коми края
- Рисование
Работа с родителями:
1. Совместное посещение музеев Республики Коми
8) Май
Тема: «Итоги работы»
Задачи:
• Обобщить и закрепить знания о Коми крае.
Работа с детьми:
1. Изготовление книжек-малышек совместно с родителями.
Работа с родителями:
1. Итоговое анкетирование.
2. Родительское собрание на тему: «Итоги работы за 2018-2019 год, отчёт о проделанной работы по проекту: «Изучение детьми старшей группы Коми культуры».
3.Заключительный этап – май
Обобщение результатов работы, анализ, диагностика знаний детей, закрепление полученных знаний, выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»
В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...
Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа»
Приобщение детей к культуре татарского народа....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с предметным и социальным окружением) с детьми старшей группы Тема: « Покормим птиц зимой»
Конспект организованной образовательной дея тельности по познавательному развитию...
Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа».
laquo;Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа»....
90 лет Югра Проект с детьми старшей группы «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края» 90 лет Югре
МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатели: Савина Е.И Проект с детьми старшей гр...
Проект с детьми старшей группы «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры....
Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы. Народная культура и традиции.
Тема/проект: Народная культура и традиции....