Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа».
проект (старшая группа) по теме
«Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа».
Актуальность. На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность.
Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Цель. Приобщение детей к культуре татарского народа.
Задачи.
- Воспитывать интерес к татарской национальной культуре, народному творчеству, традициям, народным детским играм.
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, малой родине – селу, к родной земле.
- Знакомить детей с истоками народной мудрости: сказками, потешками, загадками, закличками, пословицами и поговорками.
- Развивать у детей чувство причастности к традициям и бытовой культуре татарского народа.
- Воспитывать желание создавать красоту своими руками.
По продолжительности проект долгосрочный (1год); познавательно – творческий.
Подготовительный этап.
- Подбор материала для бесед, игр и занятий.
- Сбор иллюстрации, демонстрационного материала, литературы.
- Подбор фольклорного материала.
- Составление картотеки подвижных и хороводных игр.
- Сбор материала и предметов быта для развивающей среды (с помощью родителей).
Работа над проектом.
Основные формы реализации проекта: занятия, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, игровая деятельность, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, работа с родителями и социумом.
Прогнозируемый результат.
Культурные традиции татарского народа окажут большое воспитательное влияние на воспитанников. В результате реализации проекта у детей формируется:
- нравственно-патриотические чувства;
- основы национального самосознания;
- умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;
- положительное эмоциональное отношение к произведениям татарских
- писателей; предметам народной культуры.
Тематический план
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Народная культура и традиции татар. | Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне. |
Октябрь | «Я и моя семья». Обычаи и традиции. | Знакомство с понятием «Семья» - Гаиля. Закрепить представление детей о семье, семейных традициях. Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей. |
Ноябрь | Народные татарские праздники и игры. | Познакомить детей с татарскими национальными праздниками: их историей, когда проводятся, какие обычаи на празднике соблюдаются. «Праздник гуся – Каз омясе». Разучить татарские народные подвижные игры: «Продаём горшки», «Тюбетейка», «Спутанные кони». День татарских народных игр. |
Декабрь | Татарская национальная одежда (мужская и женская). Художественное творчество. | Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кюльмэк, калфак, читек) костюмов. Рисование. Украшение фартука татарским национальным орнаментом. Чтение стихотворения «Калфак» Р. Валеевой. |
Январь | Национальная кухня и гостеприимство татарского народа. | Ознакомление с национальными блюдами. Национальные блюда: чак-чак, бэлеш, кош теле, губадия, кыстыбый и др. Лепка: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» Ознакомление с правилами приема гостей в татарских семьях. |
Февраль | Татарстан. | Познакомить с республикой Татарстан, с ее символикой, природой и людьми. Знакомство со столицей Татарстана – город Казань. Развлечение «Путешествие в Татарстан» |
Март | Устное народное творчество | Знакомство детей с малыми жанрами татарского фольклора. Познакомить детей с пословицами, как формой выражения народной мудрости. Знакомство с татарскими народными сказками. Слушание татарских мелодий. Проведение праздника «Грачиная каша – Карга боткасы». |
Апрель | Творчество поэтов и писателей Татарстана. | Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая. Чтение сказки «Шурале» (Леший). Разучивание стихотворения Г. Тукая «Работу закончил – можно поиграть» Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребёнок и мотылёк». Экскурсия в библиотеку. Расширить представление детей о татарском народе. |
Май | Люби свой край и воспевай. Фестиваль славянской культуры «Дикий пион» | Дать понятие о празднике «Сабантуй»: как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к татарской культуре. «Венок дружбы». Представление татарской площадки. |
Литература:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2004 г.
- Ахметзянова Ю.А. Татарские блюда/ Ю.А. Ахметзянова – Казань, 2008 г.
- Зиганшина Р.Г. «Чишмэ» (Родник) методическое пособие по ознакомлению дошкольников с языком и культурой татарского народа. Ульяновск, 2010.
- «Культура народов Поволжья» УИПК ПРО г. Ульяновск. 2011 г., А. Ш. Кержнер. В.А. Архипова.
- «Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста». УИПК ПРО г. Ульяновск. 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект «Приобщение детей старшей группы к культуре татарского народа»
В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который б...
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа».
Индивидуальный перспективный план самообразования воспитателя...
Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа»
Приобщение детей к культуре татарского народа....
Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями башкирского народа»
приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир; воспитание толерантного отношения к другому народу...
Проект "Ознакомление детей средней группы с русскими народными традициями, творчеством и культурой»
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственн...
Проект «Ознакомление детей средней группы с русскими народными традициями, творчеством и культурой»
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...
Проект «Ознакомление детей средней группы с русскими народными традициями, творчеством и культурой»
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игруш...