Конспект занятия для детей подготовительной группы "Как жили люди на Руси"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 «Колосок»
Непосредственно образовательная деятельность
«Как жили люди на Руси»
подготовительная группа
воспитатель
Шура Наталья Николаевна
2023 г.
Цель:
создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
- продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением;
- закрепить в речи детей названия предметов мебели, кухонной утвари, народных музыкальных инструментов;
-развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно–русскими словами: предки, летопись, люлька, ухват, ручник, кичка и др.;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; творческие способности;
-воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа; доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.
Материал:
демонстрационный: мультимедиа; русский народный костюм, русские женские головные уборы, богатырский шлем; клубочек ниток; видеофильм «Как жили люди на Руси»; аудиозаписи древней славянской музыки, звучания музыкальных инструментов (балалайка, гусли, свирель, жалейка, скрипка);
раздаточный: дидактические игры - разрезные картинки “Быт и занятия славян”; карточки «Раньше и теперь»;
материал для экспериментирования: свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, тарелочки, белые лоскуты ткани, прищепки.
Предварительная работа:
посещение мини-музея ДОУ «Русская изба»; рассматривание иллюстраций (слайдов) русской избы, народного костюма, обуви; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о Родине, заучивание пословиц, поговорок, закличек; рисование, лепка на тему народных художественных промыслов; проведение дидактических игр.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие.
Организация деятельности детей:
I. Вводный этап
Игра-закличка «Солнышко» (дети в кругу)
- Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей: счастье, подарки, хорошая погода)
- Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной русской заклички:
Солнышко, солнышко, красное семенышко,
Выйди поскорее, будь к нам добрее!
Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,
Сядь на пенек, погуляй весь денёк!
- Почувствуйте щекой тепло солнечных лучей! Почему вы улыбаетесь?
(ответы детей)
Введение в тему
- Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.
Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре)
(дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, гусляры)
- Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? (о жизни на Руси, как жили в русской избе)
- Почему вы так решили? (рассуждения детей)
II. Основной этап
- Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы все вы знать могли о делах родной земли.
1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)
- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вам необходимо рассказать, о чем он и что нового вы из него узнали?
(просмотр видеофильма, во время которого переодеваюсь в русский народный костюм и выхожу к детям)
2. Беседа с детьми
- О чем же фильм? Что нового вы из него узнали? (ответы детей)
- Вот и я преобразилась. Что это на мне? (русский костюм)
Проблемная ситуация (дети встали полукругом около стола)
- Внимательно посмотрите и скажите, костюм полный или чего-то в нем не хватает? (не хватает головного убора)
3. Игра «Подбери головной убор»
(предлагается кичка, богатырский шлем, лента, кокошник)
- Помогите подобрать головной убор, который по-вашему мнению подойдет для моего костюма (обсуждаются варианты: лента для девушки, шлем для богатыря, кичка, кокошник)
- Вы знаете, почему в древности носили рогатые кички? Из каких источников мы можем об этом узнать? (из энциклопедии)
( дети присели на коврик)
Зачитывается отрывок с объяснением из энциклопедии
- Так почему же кички были рогатыми?
- Почему для меня вы выбрали этот головной убор?
- Теперь наряд полный.
- Прочитайте название книги («Мы - славяне»)
- Кто такие «славяне»? (славяне были нашими предками)
- Да, «славяне» – это славный, достойный и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю.
– Как вы понимаете слово «предки»? (это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень, очень давно)
- И сейчас я приглашаю вас в гости в русскую избу.
Замечают клубок ниток
- Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)
- Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу.
- Дорога длинная, пока будем идти за клубочком, поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки:
4. Физминутка
Мальчики:
Мы работали, устали, (косят траву)
Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)
Пояском их подвязали.
Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки)
На нас, нарядных, поглядите! ( руки в стороны, выставляют ногу вперед)
Девочки:
А мы тоже наряжались, (руки в бока)
В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают)
Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.
- Вот мы и пришли к избе.
Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли? (постучаться)
5.Словарная работа
- Милости прошу, гости дорогие! (дети прошли в избу и сели)
- По добру ль доехали?
- Гляжу на вас одежка справная. Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася. Куда сами путь держите? Ой, дети, что со мной? На каком я языке заговорила? Вам были понятны все слова? Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз (объяснения детей)
- Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны. Я предлагаю послушать отрывок из одного произведения.
Чтение ребенком отрывка из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею, На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
– Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? О ком идет речь в отрывке? Да, это та самая старуха, которая сидела у разбитого корыта. Какие старинные слова вы услышали в отрывке? Объясните их.
6. Контрольные вопросы
- Из чего строили жилище наши предки? (из дерева, бревен)
- Как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен? (избой)
- Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Найдите и назовите в избе предметы из дерева (лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька)
-А где наши предки брали эти предметы? (делали своими руками)
-В наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки?
7. Дидактическая игра «Раньше и теперь»
(предлагаются карточки с изображением старинных и современных предметов быта)
- Соедините линией по два предмета так, что бы проследить путь каким предмет был, и каким стал в современном мире (дети на коврике работают с карточками)
- Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга
8.Беседа с детьми
-Для чего нашим предкам нужна была печь? (обогревали жилище, готовили еду)
- Как называли печь в народе и почему? («кормилицей», на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку; на печи можно было спать)
- Найдите в избе предмет, который был необходим при работе у печи? Для чего он служил? (ухват, доставать горячий горшок)
- С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для народных сказок.
- Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)
- Рядом с печкой находилась люлька с младенцем. Как вы думаете, почему? (чтобы малышу было тепло)
9.Пластический этюд «Колыбельная»
( исполняется старинная колыбельная «Котик-коток»; дети имитируют укачивание ребенка, передавая мимикой эмоциональное состояние матери)
Кот, котенька – коток.
Котя серенький хвосток,
Приди, котя, почевать,
Мою дитятку качать.
Уж как я тебе коту,
За работу заплачу.
Дам те кринку молока.
Дам те миску творога.
- Что означает слово почевать?(ночевать)
-Какое ещё встретилось старинное слово? (дитятку)
10. Дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент»
-Делу время – а потехе час. Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Под музыку водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Выходите на полянку.
- Как одним словом можно назвать предметы, изображенные на картинках?
- Сейчас вы услышите звучание музыкального инструмента. Назовите его и найдите карточку с его изображением (звучат свирель, гусли, балалайка, жалейка, скрипка)
Словарная работа:
- От какого слова образовалось название инструмента жалейка? (от слова жалеть, что значило любить)
11. Дидактическая игра «Что лишнее»
- Посмотрите, какой, по-вашему, инструмент здесь лишний? Почему? (скрипка, она не является старинным русским музыкальным инструментом)
11. Эксперимент «Окрашивание тканей» (дети подходят к столам, ткани красят стоя)
- Посмотрите на мой костюм. Какие цвета вы видите в нем? Но предки наши ткали ткань серого цвета. Как же они получали цветные ткани? (красили)
- Чем могли красить ткани? (ответы детей)
- Посмотрите, что у меня на столе? (свекла, морковь, луковица)
-Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (ответы детей).
- Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (ответы детей).
-А как я получила коричневую краску? (предположения детей)
- Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!
- А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани и при помощи прищепки опускаем в блюдце с растительной краской.
(Дети самостоятельно окрашивают ткани)
- В какой цвет окрасилась ткань свекольным, морковным соком и луковым отваром? (ответы детей)
- А теперь нашим тканям дадим просохнуть, перенесите лоточки на скамьи
12. Рисование «Украсим рушник»
- Украшали одежду цветными тканями. А чем ещё украшали одежду, рушники? (вышивкой)
- Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали рушники. На что похожи узоры? (на солнышко, цветочки, листочки, ручейки, веточки)
- Вы правы, позаимствовали узоры наши предки-славяне у природы. Давайте мы тоже украсим рушник. Но иглой и цветными нитками нам послужат кисть и краски! (дети рисуют)
- Славно потрудились!
-«Руки да душа – горница хороша». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
III.Итог
- А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет:
- Что нового вы узнали сегодня?
-Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем мила!» (хлеб)
-Есть ещё одно угощение, которое дошло до наших дней.
С маслицем, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки - … (блины)
-Угощайтесь на здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы
Структура занятия Тема: «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст 6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...
Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".
Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6 Одинцова Магдалина Николаевна....
Конспект ООД в средней группе "Как жили люди на Руси"
Программное содержание: Продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные осо...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".
Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....
Конспект ОД в старшей группе "Как жили люди на Руси".
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия – Русь. Как жили на Руси».Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, воспитывать ...
Конспект занятия для детей средней группы "Жили-были овощи"
Конспект занятия по теме "Овощи"....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Как жили люди на Руси"
Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его ха...