Слаженная работа педагога-психолога, воспитателей подготовительных групп и родителей - залог высоких показателей готовности к школе.
методическая разработка

Абазян Елена Сарибековна

Методическая разработака на основе полученных результатов диагностики на готовность к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_gotovnosti_k_shkole.docx143.47 КБ

Предварительный просмотр:

Слаженная работа педагога-психолога, воспитателей подготовительных групп  и родителей - залог  высоких показателей готовности к школе.

В процессе работы в дошкольном отделении я применяла разные методики для диагностики готовности детей  к школьному обучению. Вначале этого учебного года был проведен диагностико-прогностический скрининг готовности к школе   Е.Екжановой. Он дал возможность получить  достаточно наглядные результаты, показал необходимое направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкретным ребенком. На начало учебного года нами были получены низкие показатели готовности к школе. Сразу после первичной диагностики,  были проведены встречи для педагогов  подготовительных групп и индивидуальные встречи для родителей. Педагоги групп ознакомились с общими результатами диагностики по группе, а  родители  узнали о  развитии у своего  ребенка предпосылок к учебной деятельности : умении  самостоятельно анализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности, доводить начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия, переключиться на выполнение другого задания, умением  последовательно выделять звуки в слове, сформированное зрительно-пространствеиное восприятие и развитием продуктивной деятельности. Узнали также уровень развития  интеллекта своего ребенка, его  обучаемость,  визуальные  представления об окружающем мире, о работоспособности, утомляемости и других психо-физиологических составляющих психической деятельности. Всю эту информацию мы получили по данной диагностике. Были даны рекомендации по устранению сложностей, которые мешают в формировании готовности к школе.

 Диагностико-прогностический скрининг готовности к школе   Е.Екжановой можно проводить вне зависимости от использованной вначале года диагностики. Если в нашем случае можно увидеть выше перечисленные особенности в динамике, то однократное ее использование также очень эффективно, т.к. полученные результаты объективно показывают уровень готовности ребенка на конец года. Мало того, после проведения весенней диагностики, желательно ознакомить родителей (по конкретному ребенку) и педагогов (по всей группе) с результатами. Это даст возможность подготовить детей к школе, за оставшееся время (родители дома, воспитатели с детьми продолжающими посещать дошкольное отделение летом). По результатам весенней диагностике можно также выявить детей, нуждающихся в непосредственной помощи специалистов службы сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда) и направить их на ЦПМПК. Рекомендовать некоторым родителям оставить на повторное обучение в подготовительных группах детей (по диагностике попали в группу риска или экстро риска), которые  имеют возможность в силу своего возраста (на сентябрь 6.6 - 6.11 лет) остаться в детском саду. Данная диагностика легла в применении, ее основную часть можно проводить со всей группой, а заключительную в индивидуальной форме в группе ( пока одни заканчивают первую часть, другие по очереди проходят заключительную).

Данную диагностику можно проводить как в подготорвительных группах детского сада, так и в 1 классах школы.

Слаженная коррекционно-развивающая работы специалиста, занятия педагогов в группе и индивидуальная работа родителей, даст возможность увидеть хорошую динамику и высокие показатели готовности к школе.

Инструкция произносится голосом средней громкости с четкой дикцией и паузами между словами. На значимых словах инструкции высота голоса понижается. Инструкция дается детям в речевой форме, без показа способов выполнения заданий на доске, сразу обо всем объеме работы.

«Ребята, сегодня вы будете выполнять интересные задания на листочках. Посмотрите на мой листочек бумаги. У вас будут точно такие. Сейчас я объясню, что надо будет сделать. Сначала вы будете рисовать вот такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листочка. Здесь нарисовано 4 узора, и все они разные. Рисовать вы будете сначала верхний узор, потом тот, что под ним, и так до самого нижнего (педагог предъявляет детям подготовленный лист бумаги в горизонтальном положении и, обрисовывает пальцем первое задание). Второе задание — это тоже узор, только из точек. Вам надо будет внимательно посмотреть на образец и рядом нарисовать точно такой же узор один раз. Когда вы закончите рисовать узоры, вы перевернете листочек на другую сторону и будете рисовать рисунки (одновременно с этими словами педагог переворачивает листочек на чистую сторону). Посмотрите, здесь (палец показывает пространство листа, охватывающее левую часть листка) вы нарисуете ДОМ, вот здесь — (палец обрисовывает правую сторону листочка) — ДЕРЕВО, а вот здесь — (середина листа обводится пальцем) – ЧЕЛОВЕКА. Ребята, вам понятно, что мы сегодня будем делать?»

После предъявления детям инструкции проводится повторный беглый инструктаж, но уже по вопросам к детям. После чего детям раздаются листочки с заданиями, и они начинают работать. По мере того, как дети выполняют задание и поднимают руки, сигнализируя, что они закончили первую и вторую части работы, педагог переходит к третьей части обследования, направленной на изучение состояния операции звукового анализа у детей.

Когда первый ребенок поднимает руку, педагог жестом вызывает его к своему столу и говорит достаточно тихо, чтобы не привлекать внимания других детей: «Сейчас я скажу тебе слово, а ты назовешь подряд звуки, из которых оно состоит». Далее шепотом четко произносится слово, и педагог спрашивает:

  1. «Какой первый звук в слове?»,
  2.  «Какой второй звук в слове?»,
  3. «А что идет потом?»,
  4.  «А потом?»,
  5. «Сколько всего звуков в слове ....?»

Количество этих вопросов определяется звуко-буквенным составом слова. Если обследуются дошкольники или у педагога есть уверенность, что дети не дифференцируют понятия «звук» и «буква» или, что употребление этих терминов затруднит выполнение детьми предлагаемых заданий, то вопросы задаются следующим образом:

  1. «Скажи слово «лук» (например)».
  2.  «Что ты слышишь в начале этого слова?»
  3.  «Что слышишь потом?»
  4. «А потом?»
  5. «Сколько букв ты напишешь в этом слове?»

Всего предъявляется 4-5 слов. Предъявляемые слова частично меняются от ребенка к ребенку с тем, чтобы дети на первых партах не выучили ответы своих одноклассников. Предъявляемое слово вписывается на листочек в свободном от детских рисунков месте, и под ним педагог ставит «+», отмечая правильно названные в нужном месте звуки, и «-», отмечая пропуск звука или его неверное обозначение.

Слова, предлагаемые для звукового анализа

  • лук    бык    мак   рак   сок    кот    пух
  • вата   рука   ноты   шуба  сани   укол
  • бант   волк   танк   лист  рост   мост
  • стол   стул   врач   кран   гром   прут  шарф
  • паук   банан фикус замок

Более сложные слова:

  • бочка     миска      палка     кофта булка
  • труба     круги      крыша     глина
  • груша    кактус    бублик     лыжник
  • лапа   крыса   игра    воздух
  • луг    стол    шнурок турист
  • роза   парк    миска   игла    спинка

Бланк заданий

http://onln.pro/wp-content/uploads/2015/11/diagnostika-gotovnosti-k-shkole-skrining-e-ekzhanovoj-blank-zadaniya.jpg

Критерии оценки выполненной работы

Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определяется суммой баллов по всем выполненным заданиям.

Графические ряды

1 балл — за каждый верно выполненный ряд, причем уплотнения или расширения элементов в узоре, выход узора за пределы строки, «сползание» узора вверх или вниз ошибкой не считаются. Главное — четкость в воспроизведении заданного чередования, т.е. умение выполнить заданную программу действия.

0,5 балла — за один сбой в ряду, за потерю вступительного элемента (в третьем и четвертом рядах); за изолированное, правильное, фрагментарно повторяющееся воспроизведение только заданных элементов образца, без    связи    их    в единую кинетическую (двигательную) мелодию.

0 баллов — школьникам за изолированное, правильное, фрагментарно повторяющееся воспроизведение только заданных элементов образца, без    связи    их    в единую кинетическую (двигательную) мелодию; при двух и более сбоях, при одном сбое и одном нарушении вступительного элемента, при неверной последовательности.

Узор из точек

1 балл — за верное воспроизведение   узора   один раз    без повторений и грубого искажения пропорций.

0,5 балла — за верное воспроизведение с   персеверациями (повторениями) и незначительным уплотнением или растяжением.

0 баллов — за заполнение всего пространства точками и добавление точек к образцу, за соединение точек образца линиями; за значительное искажение всего узора, добавление точек и линий в образец или утрату точек в собственном рисунке.

Рисунок

1 балл — за хорошо выполненное изображение каждого из трех рисунков в плоскостном и/или контурном виде с отражением основных и второстепенных деталей (за каждый рисунок).

0,5 балла — за контурное выполнение рисунка при отсутствии некоторых второстепенных деталей (шея, пальцы – у человека; листья, ветки второго порядка - у дерева; крыша с дополнительными деталями, занавески на окнах, ступеньки - у дома); за мелкое, но правильное изображение; за попытку изобразить человека в профиль, дом — с угла, отобразить вид дерева, даже если в рисунке не учитываются пропорциональные соотношения всех трех предметов между собой и слаба техника изображения.

0 баллов — за очень мелкое изображение; за схематичное, контурное изображение с нечеткостью в передаче формы предметов; за грубое схематичное изображение, в котором отсутствуют основные детали; за фрагментарное, плохо узнаваемое изображение.

Звуковой анализ

1 балл — за безошибочное выделение всех звуков в слове, без единого пропуска и наводящих вопросов со стороны педагога; за самостоятельное выделение последовательности звуков в слове с небольшой организующей помощью со стороны педагога; дошкольникам за одну ошибку (но не на пропуск гласной в слове).

0,5 балла — школьникам за одну ошибку (но не на пропуск гласной в слове).

0 баллов — за две и более ошибки; за пропуск гласных в слове.

Моторика

1 балл — за четкость движений, необходимых для выполнения прямых линий с четкими углами, замкнутыми контурами   и   надлежащей   координацией   при раскрашивании без тремора (дрожания) и грязи при хорошем среднем и сильном нажиме.

0 баллов — в остальных случаях.

Распределение детей по итоговым показателям

Высокая возрастная норма: 10 – 8,5 баллов

Высокая возрастная норма: 10 – 8,5 баллов. К ней относятся дети с высокой для их возраста психо-физиологической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, а также самоорганизации в произвольных видах деятельности, развитые фонематический слух и зрительно-двигательная координация. Эти дети имеют хорошо поставленную руку, гибко владеют образами-представлениями и представлениями об окружающем их мире. Для них является доступным как уровень работы по образцу, так и по речевой инструкции. Большинство из них обладает достаточно высоким темпом психической деятельности. Дети активны, любознательны, уверены в себе и в доброжелательности окружающих людей. Мотивационно-потребностная сфера таких детей направлена на успешное решение познавательных задач. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности.

Стабильная середина : 8 – 6,5 баллов

Стабильная середина (возрастная норма - для дошкольников и шестилеток, недостаточно хорошо - для семилеток и ниже среднего - для второклассников): 8 – 6,5 баллов. К ней относятся дети в основном с соответствующей их возрасту психофизиологической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, а также достаточно стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявляется в более полной мере при выполнении детьми заданий, которые вызывают у них интерес или внушают уверенность, что они могут выполнить их достаточно успешно. Дети, отнесенные к этой группе, слышат мерный, последний звук и слове, могут без ошибок пронести звуковой   анализ   односложных слов без стечений согласных, но иногда пропускают гласный звук в слове. Часто они допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью. По мягкое подбадривание и привлечение их внимания к изучаемому предмету или явлению способствует тому, что ребенок успешно справляется с заданием. Обычно дети, отнесенные к этой группе, любят рисовать, лепить и заниматься конструированием. Их рисунки - крупные, достаточно подробные, но по невнимательности дети могут опустить существенные или второстепенные детали. Однако в речи такой ребенок восполняет с лихвой то, что он забыл нарисовать или оказался неспособен выразить графически.

«Группа риска»: 6 – 3,5 баллов

«Группа риска»: 6 – 3,5 баллов. В работах этих детей наблюдается явления частичного    соскальзывания    с    предложенной инструкции. У них отсутствуют навыки произвольного контроля за собственной деятельностью. То, что ребенок выполнил, он сделал некачественно. Иногда можно видеть, как дети, выполнившие задание на данном уровне, поглядывают на листочек соседа, копируя его работу, но это хороший показатель, поскольку он позволяет исключить у ребенка подозрение на более глубокое отставание в умственном развитии, т.к. умственно отсталый ребенок этого возраста даже не догадывается посмотреть, что делает сосед, и выполнить задание по аналогии. Однако многие дети затрудняются проанализировать заданный образец и нее графические пробы выполняют идентично. Но следующее задание они могут выполнить правильно, точно передавая образец из точек. И в этом мы видим своеобразие детей группы риска. Для таких детей характерно неравномерное развитие их функций. В их рисунках мы можем увидеть мышечный контроль среднего уровня, довольно ровные линии и углы, по сами изображения будут примитивными по содержанию и/или плохо ориентированными на плоскости. А в другом случае частично выполненные графические пробы, пусть и с плохим мышечным контролем, будут сочетаться с полным отсутствием фонематического слуха. У большинства из этих детей при последующем более углубленном обследовании выявляются явления так называемой «минимальной мозговой дисфункции». Это не означает, что все такие дети подлежат переводу из общеобразовательных классов в коррекционно-развивающие классы. По ним ребятам требуется несколько иная стратегия обучения. Для таких детей необходим более длительный пропедевтический период обучения в общеобразовательной школе. В это время особое внимание нужно уделить не усвоению учащимися программного материала, а становлению предпосылок учебной деятельности: формированию мотивации к учению, развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и со своими сверстниками, подготовке базовых познавательных навыков. К таким навыкам можно отнести развитие сенсорного восприятия, крупной и мелкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха. Формы обучения в такой пропедевтический период должны существенно отличаться от традиционных учебных форм. Они скорее ближе к игровым, занимательным занятиям, к проведению которых хорошо подготовлены воспитатели дошкольных учреждений. Детей, чьи работы попали в разряд «группа риска» целесообразно проконсультировать у врача-специалиста и дефектолога.

«Группа беда»: 3 – 0 баллов

«Группа беда»: 3 – 0 баллов. В самых тяжелых случаях наблюдается в детских работах полное   отсутствие понимания   того, что   от них требуется. Ребенок увидел зигзаги и заполнил ими все имеющееся в   его   распоряжении   пространство. Образец из точек    ребенок также не может проанализировать: он не понимает внутренней структуры образца, а иногда и смысла самого задания Особое внимание привлекают предметные рисунки, выполненные детьми этой группы.  В них отмечается наличие грубой схемы и грубых искажений. Так, у человека вместо рук могут быть нарисованы подобия плавников, дерево имеет "елочную", "телеграфную" конструкцию или напоминает какое-то сооружение из палочек, завиточков и штрихов. Операция звукового анализа не сформирована. Ребенок в лучшем случае слышит первый звук в слове, да и то в утрированном произнесении на фоне обучающих видов помощи. Но возможен и другой вариант. Графические пробы не выполнены, последовательность звуков в слове ребенок не слышит, но создает узнаваемые предметные изображения: достаточно крупные, отражающие основные детали объектов, с отнесением изображений к краю листа или к какому-либо обозначению земли на нем. При индивидуальной работе такой ребенок оказывается смышленым, показывает умение общаться со взрослым, понимает его инструкции. Это показатель хорошего прогноза в работе с этим ребенком, но педагогу придется учитывать, что такой ребенок на начальных этапах обучения будет нуждаться в большом количестве индивидуальной помощи. В противном случае он рискует выпасть из темпа деятельности класса или группы, и в действие включится механизм запуска дезадаптационных процессов. Однако во всех случаях следует помнить, что все дети, чьи работы попали в четвертую группу, должны быть проконсультированы специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружковой работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы.

Изначально, конспект был разработан для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности и детей с ОНР. Основной идеей занятия, была демонстрация совместной работы детей в ОВЗ и де...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога МДОУ № 133 подготовительные к школе группы № 07 и № 12

Цель: подготовка детей к обучению в школе.Задачи:развитие психических процессов,профилактика школьной дезадаптации,развитие коммуникации.Структура занятий: Приветствие. Основная часть. Релаксация. Про...

Программа "Путешествия по Радужной стране". Совместная работа педагога-психолога и воспитателей. Старшая/подготовительная группа группа.

Проект предназначен для детей 5-7 лет. Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей. Профилактика эмоциональных расстройств.Задачи: Развитие эмоционального интеллекта детей: умения раз...

план работы педагога-психолога для детей подготовительной группы на время дистанционного обучения

игры на развитие внимания, памяти и мышления с ссылками на электронные задания...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Примерное перспективно-тематическое планирование работы педагога - психолога с ребенком подготовительной к школе группе, имеющим статус ОВЗ (ЗПР)

     Данный план разработан педагогом-психологом на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для ребенка подготовительной к школе группе, ...