Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа) на тему

Патриотическое воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно  по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром. И желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного. Трудового, эстетического и физического воспитания.

В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию должны решаться и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребёнку помогает яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство, которое помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по новому то, что им хорошо знакомо.

Работа по патриотическому воспитанию детей связана с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к труду, формирования ответственности за его результаты.

Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных методов воспитания. Поэтому данная работа включает целый комплекс задач:

-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

-формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду людей;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о России, её столице;

-знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

-формирования толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, т.к. воспитывает в ребёнке патриота.

 Для реализации патриотического воспитания дошкольников по такой системе необходимы:

-создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

-обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

-последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

-тесный контакт по этой проблеме с семьёй, опора на её традиции и опыт.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребёнка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье  и под вашим руководством растет будущий гражданин… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»- эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с родителями.

Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и  не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых  традиций.

 Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушки, дедушки. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении патриота. С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. Причём факты, явления, к которым привлекается внимание детей должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

 Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, е также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, для данного края – то, что можно увидеть только здесь.

Любой край, область неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

К концу дошкольного детства ребёнок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества, т.е.воспитывать будущего гражданина своей страны.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний  традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное  предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

  1. Определить цель православного воспитания и образования?
  2. Как осуществляется православное воспитание в семье?
  3. Какую позицию занимают дети православные?
  4. Назовите задачи деятельности педагога православного детского сада?
  5. Назовите принципы организации жизни детей в православном детском саду?
  6. Что является средством духовного воспитания детей дошкольного возраста?
  7. Как осуществляется трудовое воспитание физическое детей дошкольного возраста и ознакомление с искусством?

Ответы

  1. Светская педагогика определяет воспитание как «процесс целенаправленного формирования личности», имея под этим в виду «специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» Милосердие добропорядочность, вера в бога. Развивать чувство сострадания, доброта, стремление к здоровому образу жизни, здоровому питанию (соблюдение постов). Режим и распорядок, склонный к библейским заповедям.

В соответствии с таким пониманием христианства целью воспитания в православной педагогике является, прежде всего, подготовка ребенка к вечной жизни, «к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой» . В этом одна сторона воспитания. Не менее важной является и вторая сторона - это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести жизнь вечную, но даёт возможность и потерять ее. «Как будет пройдена эта жизнь -- так она отзовется в вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является только ступенью в вечность» . Таким образом, обе цели (воспитание для вечной жизни и воспитание для земной жизни) должны правильно сочетаться и образовывать единую, целостную цель воспитания. Цель воспитания личности в свете православного педагогического мышления неотделима от цели жизни православного человека, а также пути ее достижения. Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом через воцерковление своей жизни, то есть ее одухотворение. Теснейшего единения с Богом можно достигнуть только посредством совершенной любви к Господу Богу и ближним. В непрестанном возрастании в этой любви и состоит назначение земной жизни.

  1. Воспитание должно быть полным. Нельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела. Одностороннее воспитание почти всегда влечет за собой негативные последствия. К чему, например, приведут обширные познания, если испорчено сердце? К каким ошибкам может привести доброе сердце, если оно оставлено без разумного руководства?
  2. Воспитание должно быть гармоничным. Эта гармония должна согласовываться с назначением человека, с целью его жизни – постоянном совершенствовании в добре. Поэтому развитие всех его физических и нравственных сил необходимо подчинять этой цели.
  3. Воспитание должно быть сообразно с личными способностями воспитанника. Педагог должен строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития детей, применяться к обстоятельствам места и времени.
  4. Воспитание должно быть непрерывным и постоянным. Требование постоянства вытекает из определения процесса спасения. Спасение, по мысли отцов Церкви, — постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой. Усилия человека должны носить постоянный целожизненный характер, потому что духовная борьба непрестанна. Святые отцы сравнивают  православное воспитание с ручейком, «постоянно текущим и никогда не иссыхающим».
  5. Воспитание должно начинаться рано и сообразовываться с возрастом. Это требование относится как к телесному  (физическому) воспитанию, так и к воспитанию нравственному. Последнее должно начинаться гораздо раньше, чем оно обыкновенно начинается.
  6. «Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия» — наставляет святитель Тихон Задонский.
  7. Очень важно с ранних лет приучать детей к правильному образу жизни. Приучение их к скромности, приличному поведению, послушанию очень многое даст им в будущем. Дети, привыкшие к правильному образу жизни, впоследствии, при постепенном осознании ими смысла происходящего, легко сообщат своим прежде приобретенным привычкам истинно нравственный характер.
  8. Воспитание должно быть постепенным и основательным. «Человек развивается постепенно, поэтому воспитание должно следовать за «ходом природы», не опережая её, а помогая ей». Зачастую родители и воспитатели бывают недовольны «постепенностью» природы и стараются, как можно раньше сформировать ребёнка, как в умственном, так и в нравственном отношении. Но это вредно. Хотя в детях необходимо пробуждать способности с ранних лет,  избегать преждевременного их напряжения. Это не только затрудняет тело в развитии, но и причиняет вред духу.
  9. Воспитание должно быть строгим. По мысли святителя Филарета, воспитание должно быть  строгим: «Апостол Павел говорит о строгом воспитании, как не о предосудительном, а о об обыкновенном (обычном) и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество».
  10. Главное требование к воспитанию – воспитание страха Божия.
  11. При православном воспитании самое важное, чтобы в детях глубоко укоренялась и всегда поддерживалась живая вера в Бога, навык «хождения перед Ним», постоянная забота о том, чтобы не оскорбить его грехами.
  12. Страх Божий возбуждает в сердце ребёнка возвышенные чувства, обуздывает порывы своеволия, приводит в порядок желания и наклонности. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твёрдым и великодушным, «образует его в истинного гражданина, подготовленного как к земной, так и к вечной жизни. Одна из традиций – это чтение детских книг с духовным содержанием, особое место занимает  детская  «Библия». Ребёнок ещё не умеет читать, но внимательно слушает, рассматривает иллюстрации, запоминает основные события и правила веры. ВЫКЛЮЧИТЕ ТЕЛЕВИЗОР! 

3.  Вопрос деторождения и планирования семьи (англ. family planning) является немаловажным для христиан-славян. В христианской среде по поводу деторождения, методов контрацепции и допустимого количества детей в семье существуют самые разнообразные мнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...