проект Защитники земли русской
проект (подготовительная группа) на тему

Векшина Светлана Николаевна

воспитание уважения к Защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа -вот цель данного проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx63.1 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Завражный детский сад Кадыйского муниципального района Костромской области

Тема по самообразованию:  « Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта «Защитники земли русской»

                                                                               Воспитатель:  Векшина С.Н.

                                                 2016-2017 г..

План по самообразованию

Воспитатель:     Векшина С.Н.            старший возраст

2016-2017 учебный год

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ФОРМА РАБОТЫ

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта «Защитники земли русской»

- вызвать у детей чувство гордости за свою страну;

- воспитывать интерес к ее героическому прошлому, русской военной истории;

- формировать патриотические чувства и представление о героизме;

- воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества.

1.Подбор методической литературы;

2.Подбор материала по теме самообразования;

3.Проведение подвижно-дидактических игр, занятий, бесед по теме.

4.Создание проекта.

5.Оформление уголка в группе для детей и для родителей

1.Предоставление информации для родителей;

2.Изготовление атрибутов к подвижно-дидактическим играм;

3.Презентация проекта;

4.Проведение

Досуга.

5.Анализ результата проделанной работы

Цель – воспитание уважения к Защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.

Задачи:

- вызвать у детей чувство гордости за свою страну;

- воспитывать интерес к ее героическому прошлому, русской военной истории;

- формировать патриотические чувства и представление о героизме;

- воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества.

Литература:

- Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» В.Н.Вишневская, М., 2004 г.

- Мое Отечество – Россия. Комплексная система патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. И.В.Богачева, В.П.Пененский, С.И.Губанова, А.П.Казаков, Г.А.Кузьменко. М., 2005 г.

- Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.Д.Маханева АРКТИ – 2004 г.

- Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду Под.ред. Л.А.Кондрыкинской.- М.,2013.

-Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: методическое пособие. Микляева Н.В. М., 2006 г.

- Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед – рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста С-Пб, 2005 г.

- Д/в № 1,5,8,10 – 2005 г.

- А.Н.Гумилев «от Руси до России»

- А.Ишимова «Большая энциклопедия истории России»

- В.О.Ключевский «Русская история»

Результат проектной деятельности:

 - сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;

- сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;

- воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;

- сформирован интерес к познанию истории России.

Перспективный план проекта «Защитники земли русской»

                                                                 Сентябрь

«История возникновения Руси»

Цель: формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории

Рассказ воспитателя «Древние славяне – наши предки».

Беседы: «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», « Славяне – ремесленники и творцы».

Чтение отрывков из рассказов для детей А.О. Ишимовой из истории России.

Рассматривание альбома «От поселков к славянским городам».

Дидактические игры «Древние славяне», «Славянская семья», « Чем отличается современный город от старинного?», «Какую посуду купили на ярмарке», «Одень купцов в русский и иноземный костюм», «Что изготавливают мастера оружейники», «У кого из купцов больше товара».

Игры-путешествия: «По Киевской Руси», «Помоги отыскать дорогу в стольный Киев».

Тематическое занятие «Здравствуй, Русь!».

Рисование «Славяне – гончары».

Конструирование: создание укреплений деревянного города.

Лепка «Корабли древних славян».

                                                    Октябрь

«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»

Цель: знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

Чтение былинных и сказочных произведений.

Рассматривание картины «Богатырская застава» В.Васнецова.

Слушание песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила».

Рисование на тему «На заставе богатырской».

Создание альбома «Богатыри Древней Руси».

Коллективная аппликация «Древняя крепость».

Конструирование - поселение древних славян.

Работа с родителями: макет «Богатырская застава»,

создание библиотеки «Защитники Отечества».

Режиссерская игра по мотивам жизни русских богатырей.

Дидактические игры «Воины Руси» и «Сторожевые башни» Цель: закрепить знания о снаряжении русского богатыря, доспехах, оружии.

Занятие «Богатырская Русь» Цельзакреплять и расширять знания детей о силе и славе Богатырской Руси, о любимых народных героях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, познакомить с новым богатырём - Дмитрием Донским, формировать историческую память; воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков, любовь к Отчизне, семье.

Итоговое занятие «Викторина клуба знатоков истории «Что? Где? Когда?» Цель: обобщение знаний по теме «Богатыри Руси».

                                                         Ноябрь

«Великие князья Руси»

Цель: познакомить детей с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Ярослав Мудрый, Александром Невским и Дмитрием Донским.

Консультация для родителей «Куликовская битва», «Александр Невский» обогащение знаний родителей о роли личности в истории.

Чтение книг о князьях и их подвигах: О. Тихомирова «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «На поле Куликовом». Главы энциклопедии «История», справочника дошкольника «История».

Игра – рассказ «С каких пор нашу столицу называют Москвой белокаменной».

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова « На поле Куликовом».

Занятия «О князе и его дружине», «Битва на Куликовом поле».

Дидактические игры«Чей воин», «Снаряди воина», «Доспехи русского воина», «Найди отличие».

Спортивные игры и конкурсы«Кольцеброс», «Дротики», «Попади в мишень».

Строительные игры с крупным материалом«Сторожевые башни», «Переправа».

Выставка детских рисунков и поделок: «Воины древней Руси», «Оружие древних воинов».

                                                                  Декабрь

«Петр Великий»

Цель: Познакомить с деятельностью Петра Великого. Воспитывать чувство гордости за Россию.

Рассказ воспитателя « Первый император Всероссийский», «Рабочий день Петра I».

Беседа «Великие дела великого царя».

Рассматривание репродукций картин Л. Лагорио «Русский флот при Петре I», М. Добужинского «Петр Великий в Голландии».

Работа с родителями: создание альбома для рассматривания «Российский флот».

Сюжетно- ролевые игры: «Цирюльня», «Печатная газета», «Школа».

Дидактические игры: «Сколько обуви на лавке?», «Найди одинаковые пары обуви дворян и крестьян», «Найди посуду, которая принадлежала боярам».

Музыкальная гостиная «Открытие Петром I театральных представлений»

Конструирование (оригами) «Самоходное судно».

                                                       Январь

«Полководцы и герои»

Цель: На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова воспитание в детях уважения к русскому воину, храбрости, доброты, дисциплинированности.

Рассказ воспитателя «Начало Отечественной войны».

Беседа «Бородинская битва».

Рассматривание альбома «Верные долгу и чести».

Чтение глав из книг: С.Алексеева «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах), А. Митяева «Москва».

Занятие «Пересказ рассказа А. Митяева «Герой 1812 года».

Досуг совместно с родителями « Наука побеждать».

                                                        Март

«Быт и уклад жизни наших предков»

Цель: Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму.

Занятия по темам: « Деревня – деревянный мир», « Печь нам – мать родная», «Эти мудрые народные сказки».

Выставка совместных работ детей и родителей «Ах, кокошник русский!»

Игра – путешествие «Берестяная грамота». «Игрушки наших бабушек».

Создание макета « Русская изба».

Занятие по ручному труду « Кукла – закрутка».

Экскурсия в краеведческий музей.

Развлечение «Праздник русской рубахи».

                                                      Апрель

«Народные традиции и промыслы»

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.

Беседы: «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица», «Ремесла далекого прошлого».

Занятия по темам: «Развлечение детворы и взрослых в старину», «Дымковская ярмарка», «Золотая хохлома», «В гостях у городецких мастеров».

Рассматривание иллюстраций.

Разучивание хороводов и элементов к русским народным танцам.

Создание мини – музея «Игрушки наших бабушек».

Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».

Праздник «Развеселая ярмарка».

Развлечение «Бабушкины посиделки».

                                                         Май

«Герои Великой отечественной войны»

Цель: Рассказать о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к ветеранам.

Рассказ воспитателя «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!»

Встреча с участником ВОВ.

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Гармонь» (отрывок из поэмы «Василий Теркин»), С. Алексеев «Идет война народная», С. Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов и песен военных лет.

Просмотр фильма о войне.

Экскурсия в музей боевой славы, к памятникам и обелискам.

Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты».

Беседа о героях, прославивших родной край.

Работа с родителямисоздание альбомов для рассматривания «Они защищали Родину», «Боевые награды». Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ (письма, фотографии и др.)

Выставка совместных работ детей и родителей по теме «Этих дней не смолкнет слава!».

Проведение досуга «Музыкальная летопись войны»

Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы

Подготовка выставки-экспозициифотоматериалов ко Дню битвы под Москвой, макетов боевых действий ВОВ.

                                     

                                     

  Актуальность.

Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни.

Это и вдохновляло наш народ к непрерывному трудовому напряжению в нелегких климатических условиях России, поднимало его на великие битвы во имя сохранения свободы и независимости, придавало духовные силы в творческом созидании, в развитии науки.

Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в последних программах: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001-2005 г.г. и 2006-2010 г.г.).

В них сказано: «Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и  видов».

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину; узнав ее, стать подлинным патриотом.» (С.Михалков)

К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, но главное, должны научить этому наших детей. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков, осознать себя их частью, любить и уважать семью, товарищей, окружающих.

Военная история нашей страны полна героизма, романтики, истинного патриотизма, насыщена интересными, драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями.

Все это дает богатейший материал для подготовки и реализации проекта «Защитники земли Русской».

Отчёт о реализации проекта.

Начиная работу по данному проекту, я наполняла душу детей начальными знаниями о Родине, давала базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Всю деятельность выстраивала на основе активной жизненной позиции самих детей, включая знания детей и родителей в общий контекст развития истории России.

Работу над проектом  начала с составления годового тематического планирования, подобрала темы для изучения и исследования, определила задачи, над которыми  предстояло работать, содержание деятельности и формы работы. На начальном этапе разработки проекта подключила родителей  воспитанников, подготовила и провела для них консультацию на тему «Мне сладок воздух Родины, настой медовых трав». Через консультацию расширила и обогатила представления родителей об истории, культуре и обычаях русичей, наметили планы дальнейших совместных действий по проекту, определили степень их участия в большом деле.

Первой темой  проекта является тема, раскрывающая историю возникновения Руси. На начальном этапе проектной деятельности  формировались у детей первые представления об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории. В этот период беседовали с детьми на темы «Кто такие славяне?», «Откуда пошла земля русская?», читали отрывки из истории России из рассказов для детей А.О. Ишимовой. Накопив определенный уровень знаний и сведений об истории Руси, провела тематическое занятие «Здравствуй, Русь!». Введя традицию ежедневного чтения, через былины, сказы, истории, сказки, рассказы продолжали обогащать представления детей об истории России, о былинных богатырях – первых ее защитниках. В игровую деятельность детей ввели дидактические игры «Древние славяне» и «Славянская семья», благодаря чему знания детей об истории славян значительно расширились и углубились.

«Былинные богатыри – первые защитники земли русской» - это вторая тема  проекта. В процессе работы над этой темой мы продолжили знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Через чтение былинных и сказочных произведений дети соприкасались с подвигами бесстрашных и могучих воинов, верных защитников земли русской, постигали истину: «Кто наступит на землю русскую, оступится». Мы видели, как на глазах наши дети становились старше, их разговоры о былинных богатырях – более осмысленными. В высказываниях мальчиков чувствовалась гордость и желание самим походить на древних воинов – богатырей. Особый интерес у детей вызвал образ Ильи Муромца, самого любимого, родного и близкого сердцу русского человека богатыря.

Рассматривая картину «Богатырская застава» В.Васнецова, провела тематическую беседу о славных подвигах русских богатырей. Через чтение книги В.Лебедева «На заставе богатырской» и разрешение проблемных вопросов дети подходили к более полному восприятию и пониманию роли былинных богатырей в защите русских земель от врагов. Дети узнавали, что богатыри наделены и многими талантами, природным умом и русским великодушием даже к врагам.

Для более полного, эмоционального восприятия характера былинного богатыря, подключила слушание песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Богатырская сила». С огромным интересом просмотрели видеофильм об Илье Муромце. Полученные знания дети отразили в продуктивной деятельности: рисовали на тему «На заставе богатырской»,  создавали альбом «Богатыри Древней Руси», выполняли коллективную аппликационную работу «Древняя крепость», из деталей цветного конструктора мастерили поселение древних славян. Через дидактические игры «Воины Руси» и «Сторожевые башни» дети закрепляли знания о снаряжении русского богатыря, доспехах, оружии. Итоговым занятием по этой теме была игра в интеллектуальном клубе знатоков истории «Что? Где? Когда?» по теме «Богатыри Руси», где дети показали высокий уровень знаний по истории Древней Руси.

Совместными усилиями собрали библиотеку «Защитники Отечества», подобрали иллюстрации древнерусских воинов, собрали образы защитников России в репродукциях художников.

Познавая русскую историю от былинных богатырей до героев современной России, мы видели, как меняются дети, меняется их осмысленность в оценке добра и зла.

Через тему «Великие князья Руси» дети познакомились с важнейшими историческими событиями и историческими деятелями России – Александром Невским и Дмитрием Донским. На познавательных занятиях рассказывала «О князе и его дружине», беседовали о Дмитрии Донском и битве на Куликовом поле. В беседах и разговорах с детьми по истории государства Российского давали понять, что весь материал, который мы преподносили нашим детям, ассоциируется с идеями благородства, рыцарства, мужественности нашего народа.

Из разговоров с детьми выяснилось, что у детей формируются первые базисные понятия о чести и совести, мужестве и отваге.

Мы прочитали много книг о князьях и их подвигах, такие, как «Александр Невский», «Дмитрий Донской», книгу «На поле Куликовом», дети слушали с большим интересом, обсуждали, рассматривали иллюстрации. При рассматривании иллюстраций обращали внимание на то, какими были в те времена доспехи воинов, рисовали и раскрашивали их. Родители наших детей интересовались и помогали нам в нашей работе. Дети и родители продолжали и дома рисовать на эту тему рисунки, составлять рассказы и истории о жизни защитников России. Через консультацию «Куликовская битва» обогатили знания родителей о роли личности в истории. В информационный экран поместили дополнительно  материал об Александре Невском.

Продолжая знакомить детей с защитниками нашего Отечества, мы давали понять им, что готовность к защите своей Родины, гордость за неё – самое лучшее, что есть в человеке. Человек, который любит свое Отечество, полюбит и родителей, и родной город, и свою улицу, и детский сад, и своих друзей.

На примерах подвигов полководцев А.В. Суворова и М.И. Кутузова  воспитывала в детях уважение к русскому воину, храбрость, доброту, дисциплинированность. Помогали детям осознать, что для того, чтобы стать мастером своего дела, каким был великий русский полководец Суворов, надо много над собой работать. Образ великого Суворова показывает детям, как можно изменить себя, на его примере воспитано не одно поколение полководцев. Ведь русский народ до сих пор поёт песни о его чудесных подвигах и доброте, до сих пор люди вспоминают и любят его. Всё дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной.  Но память о тех, кто героически сражался за Родину, живет в сердцах людей. Обо всем этом мы рассказывали нашим детям в дни празднования Великой Победы над немецко-фашистскими оккупантами в теме «Этих дней не смолкнет слава». Через беседу дети узнавали о том, как огромная фашистская армия без объявления войны вторглась на территорию России, знакомились с некоторыми важными событиями, произошедшими во время Великой Отечественной войны: битвами под Москвой и Сталинградом, блокадой Ленинграда. При проведении этих занятий широко использовали наглядный материал, репродукции картин и плакатов, посвященных войне, читали письма солдат, участников сражений. Дети с интересом рассматривали картины сражений 1941-1945г.г., что позволило глубже закрепить в представлении детей образы героев – защитников нашего Отечества, воспитать желание сопереживать им, быть похожими на них, помогло развить и обогатить словарный запас детей, научило их правильно излагать свои мысли и впечатления.

Кроме занятий, составленных на основе бесед, мы проводили и дополнительную работу: читали художественную литературу, заучивали стихи и песни военных лет, совершали коллективные экскурсии в музеи боевой славы, к памятникам и обелискам, дома дети просмотрели фильмы о войне, беседовали о героях, прославивших родной край, Дети с родителями проводили элементарную исследовательскую работу в семьях: узнавали о родственниках, прошедших Великую Отечественную войну, рассматривали из семейных архивов военные фотографии, дети приносили боевые награды, а затем – рассказывали об этом своим друзьям. Сколько удивления, восхищения, гордости и восторга пережили дети, осознавая генетическую сопричастность и связующую нить поколений с защитниками и героями той страшной войны!

 Заключительная тема нашего проекта называется «Защитники современной России». Моя задача - вызвать в душах наших детей уважительное отношение к Российской армии, гордость за неё, желание самим в будущем стать защитниками своего Отечества. Перед празднованием Дня Защитника Отечества  много беседовали о разных  видах войск, разучивали песни и стихи об армии, вместе с мамами готовили подарки и поздравления папам, собрали их фотографии в дни службы в армии России.

В эти дни мы рассказали детям о всех родах войск нашей Армии, о том как и чем она вооружена. В процессе бесед-разговоров расширяли их познания о современном сложном вооружении, давали понять детям, что современному солдату нужно немало знать, чтобы уметь управлять военной техникой, а для этого надо много и долго учиться. В нашей стране есть много военных училищ и одно из них названо в честь великого полководца А.В.Суворова, с именем которого уже знакомы наши дети. Наша военная техника постоянно совершенствуется и обновляется. Самая современная подводная лодка была названа в честь князя Дмитрия Донского. Об этом также узнали наши дети в дни празднования Дня Защитника Отечества.  

Наши дети очень изменились за последний учебный год: получив знания по истории России и её защитниках, пережив много волнующих минут, окунувшись в поисковую деятельность, при активном участии родителей, дети очень повзрослели, их рассуждения и выводы стали очень вдумчивыми и серьезными, у большинства из них сформировались основные положительные качества личности, дети стали более самостоятельны в поиске новых знаний по истории России, у них пробудился определенный интерес к историческому прошлому своего народа. Пережитые положительные эмоции – удивление, гордость, радость успеха, сопричастность с историей своего народа – создали у детей уверенность в своих силах и сформировали первые гражданские и патриотические чувства.

С целью отслеживания результатов развития детей по социально-нравственному воспитанию  был проведен самоанализ деятельности по четырем разделам: «Человек среди людей», «Человек в культуре», «Человек в истории» и «Человек в своем крае». Данный анализ деятельности показал, что по всем разделам дети показали хорошую общую познавательную осведомленность, у них выявлен значительный интерес к культурно-историческому наследию русского народа: дети имеют обобщенные представления о традиционной культуре, о своем крае как части России, об истории возникновения родного города и края, проявляют интерес к истории своей семьи, детского сада, города, страны. В разделе «Человек в истории» дети показали себя настоящими знатоками, они владеют обобщенными представлениями о себе как носителе исторических ценностей, об основных исторических событиях страны, осознают нравственную ценность поступков людей, общественную историческую значимость событий.

               

В тесном союзе с родителями мы помогали нашим детям приобрести духовную силу и стойкость наших предков.

Диагностика по проекту.

Ф и ребёнка

«Человек среди людей»

«Человек в культуре»

«Человек в истории»

«Человек в своём крае»

Общий балл

  1. Василевский Макар

3              5

4                 5

2                 5

4               5

3,25          5

  1. Василевская Настя

2               4

3                 5

 2                 5

 3                5

2,5          4,75

  1. Векшин Дима

3                5

3                 5

2                   5

4                  5

3,25            5

  1. Тиркина Даша

3                5

3                 4

2                  5

3                  5

2,75         4,75

  1. Савина Катя

1                3

2                 4

1                  4

2                   4

1,5          3,75

  1. Крестьянинов Рома

1                 3

2                 4

2                  5

3                  5

2           4,25

  1. Якупбаев Ширхан

 1               3

3                  5

1                   4

2                  4

1,75      4

Средний балл

14                  28

20              32

12                33

21              33

17            31,5

2                      4

2,8              4,5

 1,7           4,7

3                 4,7

2,4             4,5

Конспект занятия «Здравствуй, Русь»

Программное содержание:- Способствовать развитию познавательных способностей детей.- Формировать высокую нравственность.- Воспитывать любовь к Отечеству.

Материал:- Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень» - Репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря»- Иллюстрации с изображением богатырей из былин.

Предварительная работа:

- Заучивание стихотворений о России, о богатырях, о природе (Т. Курбатовой, М. Понсоровой, И. Никитина, Н. Рубцова).

- Чтение былин и рассматривание иллюстраций о богатырях «На заставе богатырской» В. Лебедева, «Никита Кожемяка» пересказ К. Ушинского, «Родные сказки» Т. Шорыгина.

- Разучивание хоровода «Во поле береза стояла».

Здравствуй, Русь! Твои дубравы, Нивы, села, города,

Память подвигов и славы. Войн, молитв, любви, труда!

                                                                             (Е. Санин)

1 цикл: «Древняя Русь»

Она зовет, зовет нас снова В свои поля, в свои леса,

Суля уют родного крова, Суля родные небеса.

Я твердо верю — Русь Святая, Как Феникс, встанет из огня,

И вновь воскреснет жизнь благая  В лучах блистательного дня.

                                                              (С. Бехтеев)

«Здравствуй, Русь!»

(День знаний)

Воспитатель: День знаний — это особый праздник, потому что знания помогают человеку жить, трудиться, любить.

Знания о людях помогают нам становиться добрыми, честными, сильными, стремиться к добрым делам. И особенно любите наших мам, пап, бабушек, дедушек! (Песня о маме.)

Воспитатель: Знания делают маленького ребенка большим, разумным человеком. Благодаря знаниям дети учатся считать, писать, играть... (Проводится игра.)

Воспитатель: Знания помогают нам научиться рисовать, лепить... Что нужно, для того чтобы научиться рисовать? Прежде всего надо узнать, какие цвета существуют и как их можно использовать. Например, синий цвет…

Синий гном на свете жил.

Синий цвет малыш любил,

В синий красил все подряд:

Синий лес и синий сад,

Синий камень, синий дом,

Синий тополь за окном,

В окнах синие цветы

Небывалой красоты,

Синий иней, синий лед —

Синих красок хоровод. (Т. Курбатова)

Воспитатель: Но... как вы думаете: весело бы нам жилось, если бы все кругом было окрашено только синим цветом? Конечно нет! А знаете ли вы другие цвета? Какие?

А еще надо знать оттенки каждого цвета, их сочетания. Надо знать качество бумаги: какая для ч его подходит, знать качество и виды кистей, красок и т. д. Кроме того, обучаясь рисованию, мы получаем знания о великих художниках, которые пишут картины. Их можно увидеть в музеях, на выставках, они доставляют радость всем людям! (Демонстрация репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».)

Словами красок на своем холсте

Художник говорит о красоте.

Движенье кисти, как смычок в руке,

Поет о радости, о вере, о надежде,

О том, что есть, и том, что было прежде.

О тех, кто с ним, и тех, кто вдалеке...

Отдав холсту души своей тепло,

Творит художник тихо и светло.

(Т. Курбатова)

— Знания учат нас и петь. Мы с вами учим мелодию песни, запоминаем ее слова, учимся разбираться в форме музыкальных произведений (марш, вальс, полька...), их ритме, темпе, средствах выразительности... — все это дают нам знания!

Знания учат беречь и любить нашу природу, знать ее законы, видеть ее красоту, ее многообразие, ее свет и радость. Одни березки, сердце Руси, чего стоят...

Березовое кружево, ромашковая Русь,

Смотрю в глаза озерные, Гляжу — не нагляжусь.

Мне сладок воздух Родины, Настой медовых трав!..

Цветут ромашки белые Под кружевом дубрав.

(Т. Курбалова)

(Хоровод детей «Во поле береза стояла...».)

Воспитатель: Знания знакомят нас с нашей страной — Россией, Отечеством, в котором мы живем, и учат нас любить свой край.

Лесок веселый, родные нивы,

Реки изгибы, цветущий склон,

Холмы и села, простор привольный

И колокольный певучий звон.

С твоей улыбкой, с твоим страданьем,

С твоим дыханьем сливаюсь я,

Необозримый, Христом хранимый,

Мой край родимый, Любовь Моя!

(М. Пожарова)

Знания знакомят нас с образами святых, героев, богатырей Руси, и мы стараемся подражать им, быть похожими на них.

Русь всегда была богата богатырями, такими как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. (Демонстрация картины В. М. Васнецова и др.)

Три защитника, три брата, три богатыря...

«Русь на воинов богата!» — говорят не зря. ...

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь...

«Враг, не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы боевой огонь....»

(Т. Курбатова)

(Игра «Перетягивание каната» — кто сильнее?)

Воспитатель: В этом году вы много узнаете о нашей стране, ее просторах и красоте...

Под большим шатром

Голубых небес

Вижу, даль степей

Зеленеется,

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям

В моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

...Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

...У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?

...Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерю...

(И. Никитин)

Вот как много дают нам знания! Так честь и слава им! Россия богата ими. И мудрость ее отражается в пословицах. Какие вы знаете пословицы? (дети отвечают.)

Воспитатель: А знаете ли вы, откуда пошло название нашего Отечества — Россия, Русь? Когда-то наши предки (наши пра-, пра-, пра-, прадедушки и бабушки) селились по рекам, т. е. сроили вдоль рек свои села и города. Одна из таких рек называлась Росы, а тех, кто жил по берегам этой реки, называли росами или русами. Согласно легендам дошедшим до нас из тех далеких времен, название свое река получила за обильные росы, которые выпадали по утрам на прибрежных лугах, а жителей этой местности называли русами за их светлые, русые волосы. Как бы то ни было, начиная с тех давних времен, тех, кто жил по течению реки Росы, стали называть сначала русами, позже — русскими, а все земли с центром в городе Киёве — Русью. Русские люди были добры, честны и трудолюбивы, отчаянно храбры и терпеливы, перенося многие трудности.

Чтобы стать достойным своей Родины, России, надо знать ее историю, «преданья старины глубокой», как писал великий русский поэт А. С. Пушкин. Этим и многим другим, что дает знания, вы и будете заниматься весь этот год и всю последующую жизнь.

Россия, Русь куда я ни взгляну... За все твои страдания в битвы

Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы, И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив печальных у воды... Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Комплексное занятие в старшей группе

Тема: Русь богатырская

Цель: создание условий для формирования чувства патриотизма у детей через знакомство с произведениями искусства, посвященными богатырской эпохе.

Задачи:

  • познакомить детей с жанром былины;
  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости через отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке, киноискусстве;
  • знакомить детей с историей родной страны;
  • воспитывать уважительное отношение к Родине.

Оборудование: фортепиано, проектор, ноутбук (компьютер).

Материал: музыка М. П. Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки», новогодние песни; портрет М. П. Мусоргского, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»; слайды с изображением богатырей, видеофрагменты к/ф М. Кочнева «Илья Муромец».

Ход занятия:

Вход детей в зал под музыку М. П. Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».

Беседа о характере музыки, движении под неё (музыка звучала важно, серьезно, широко, сильно, торжественно, величественно).

(Можно использовать прием антонимов: музыка была трусливая или смелая? Игривая или серьезная? Идти под нее лучше быстро, бегом или не спеша, торжественно? Можно вызвать детей, желающих показать).

М.р.: А называется эта музыка «Богатырские ворота» и сочинил ее композитор М. П. Мусоргский (портрет). Можно еще раз вспомнить смежные профессии (художник, писатель).

А кто такие богатыри? Беседа о богатырях: защитниках Родины, сильных, смелых, справедливых людях.

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», сопоставление с музыкой (богатыри на картине мощные, сильные, могучие, они охраняют родную землю от врагов (перечислить по именам богатырей), кони у них тоже сильные, под стать седокам; обратить внимание на возраст богатырей, на их позы, выражения лиц).

Слушание и сопоставление репродукции и музыки.

Слушание фрагмента былины и просмотр видеоряда с включением фрагментов из к/ф «Илья Муромец»

Из того ли из города из Мурома.

Из того ли из села да Карачарова

Выезжал добрый молодец,

Славный богатырь – Илья Муромец. (Слайд 2«Богатырь с мечом»)

Услыхал старый казак, Илья Муромец

Да про сильного, могучего богатыря Добрыню Никитича.

И решил испытать его силу богатырскую.

Вот поехал Илья во чисто поле,

А навстречу ему молодой богатырь

Добрыня Никитич скачет. (Слайд3)

Соскочили они да с добрых коней,

Схватилися во схваточку боротися:

Двое суток боролися,

А на третьи сутки запросил Добрыня прощения.

Назвалися они братьями крестовыми,

Стали ездить по чисту полю,

Биться с нечистью басурманскою

Да охранять нашу мать-землю! (Слайд 4 «Добрыня Никитич»)

Много времени прошло иль мало –

Про то неведомо…

А только родился на Руси еще один богатырь – Алеша Попович.

Рос он не по дням, а по часам.

(Слайд 5 «Чингисханы»)

В ту  пору повадился на Русь

Тугарин-царь похаживать:

Земли русские жечь, девушек в плен уводить. (Фрагмент из фильма «Илья Муромец»1,52)

А Алеша Попович горяч был,

Закричал он громким голосом:

«Напустимся мы на рать-силу несметную,

Освободим от напасти Русь-матушку!»

Услыхал о том Илья Муромец.

В Киев-град с Добрынею приехали.

На большом пиру побраталися

Богатыри меж собой:

Старшим назвали Илью Муромца,

Средним – Добрыню Никитича,

А младшим – Алешу Поповича. (Слайд 6 «Три богатыря»)

И поехали  они на заставе богатырской стоять,

Стали землю русскую от недругов оборонять!

(Фрагмент из фильма «Илья Муромец»)

На том былина и кончилась,

А над Русью-матушкой взошло ясно солнышко –

Всем добрым людям на радость да на веселье.

М.р.: Не только победами славилась Земля русская, но и промыслами разными: могли и ткань соткать, и пряник испечь, и игрушку вырезать. А в мирное время любили в игры народные играть.

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

(работа над хороводным шагом, умением держать круг).

М.р.: Еще на Руси очень любили петь.

Распевка (любая русская народная, например «Ворон»).

Беседа о богатырях в современности (современные, благородные, смелые мужчины), сравнение с Дедом Морозом (который тоже богатырь русский, только он еще и волшебник: любит чудеса творить, ребятишек радовать), разговор о новогоднем празднике.

Пение, работа над новогодними песнями на усмотрение музыкального руководителя, оркестровка.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы

на тему:

«Князь Александр Невский»

Задачи:

  1. Познакомить с детством и подвигом во имя Руси Александра Невского.
  2. Дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.
  3. Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог.
  4. Вызвать эмоциональный отклик у детей.
  5. Воспитывать патриотические чувства, желание быть похожим на защитников России.

Наглядный материал: репродукции картин с изображением Александра Невского и его подвигов, аудиокассета, иллюстрации, книги «Что значит твоё имя?», энциклопедия «Герои русской истории».

   Моделирование ситуации: Беседа с детьми.

- Приближается праздник – День защитников отечества.

- Каких защитников Отечества вы знаете? (ответы детей)

- Как люди хранят память о своих защитниках? (ответы детей)

- Кто знает, на какой улице стоит наш детский сад?

- Кто такой Александр Невский? Хотите увидеть его портрет?

   Рассматривание картины «Александр Невский»:

  • Кто изображён на картине? (воин, защитник)
  • Какой это воин, современный или старинный? (старинный)
  • Как вы догадались? (по его одежде и оружию)
  • Во что одет воин? (железные доспехи, шлем)
  • Чем он вооружён? (мечом)
  • О чём он думает? Как вы догадались? (по выражению лица)
  • Что хотел нам сказать художник своей картиной?
  • Вы хотите больше узнать об этом человеке?

Рассказ о детстве Александра Невского.

Александр Невский родился очень, очень давно (7,5 веков назад). Тогда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Москва была всего лишь маленьким укреплением на вершине холма. В это время в семье новгородского князя Ярослава родился мальчик, которого назвали Александром. В три года его уже посадили на коня. Княжеские воины обучили его владеть оружием, и он быстро овладел этим мастерством. В те времена мальчиков сразу учили защищать себя и других, воспитывали их защитниками своей земли. Чуть позже, когда маленький Александр подрос, его обучили грамоте. Когда Александру исполнилось 16 лет, отец доверил ему княжить в городе Новгороде. Что делают в наше время мальчики 16-ти лет? (ответы детей). Обычно в 16 лет мальчики учатся.

Поисковая ситуация. Каждое имя имеет смысл. Кто знает, что означает имя Александр? Среди вас, дети, есть мальчики с таким именем? Как узнать, что означает имя? (ответы детей) Поиск значения имени в книге.

- Имя Александр означает «защитник людей». Как вы думаете, князь Александр оправдал своё имя? (ответы детей) Хотите узнать о его подвигах? Где можно узнать? (ответы детей) Нам поможет книга «Герои русской истории».

Чтение рассказа о битве на реке Неве.

В то время у нашей Родины - Руси было очень много врагов. Сначала напали на Новгород, в котором правил князь Александр, шведы. Шведский король собрал сильное войско и послал его завоевать русские земли. Шведские захватчики приплыли на огромных ладьях по реке Неве. Очень испугались новгородцы, никак они не надеялись с малым войском отбить сильного врага. Но, несмотря на это, князь Александр решает собрать войско и выступить против шведского короля. Он поднимает всех русских людей на защиту родной земли. Александр рано утром незаметно подошел к вражескому лагерю, который находился на реке Неве. Он напал неожиданно, когда шведы отдыхали и не ждали нападения. (Показ иллюстрации)

 Самоотверженно сражались русские воины, но только к вечеру одолели врага. Князь Александр с победой вернулся домой. С тех пор к имени Александр благодарные люди добавили ещё одно слово. Какое? (ответы детей) Александр Невский. Было Александру в ту пору всего 20 лет. Много подвигов и добрых дел совершил он за свою жизнь. Вы можете об этом узнать из книг и фильмов.

Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Руси от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь. За свои заслуги перед Родиной Александр Невский был причислен церковью к святым. Вот такую икону с изображением святого Александра Невского вы можете увидеть в церкви. (Показ репродукции)

Русские люди любят и почитают князя Александра Невского.

Сотни лет прошли с той были,

Многие ушли - как дым...

А вот князя не забыли -

Он великим стал святым!

Русская царица Екатерина I учредила орден Александра Невского, которым награждают выдающихся военачальников. Именем Александра Невского названа улица, на которой расположен наш детский сад.

Поисковый вопрос: Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один? (ответы детей)

- Нет, один в поле не воин. Ему помогали русские воины, а ещё их называли дружинники. Как вы думаете, почему их так называли? (ответы детей)

Продуктивная творческая деятельность: Давайте нарисуем дружину Александра Невского.

Звучит музыка (отрывок из кантаты С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»), дети рисуют.

Подведение итогов: Какого защитника ты нарисовал? (ответы детей: смелого, сильного, доброго и т. д.) С такой дружиной Александр Невский мог победить любого врага и защитить нашу Родину – Россию!

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Подготовительная группа

 «Славянские семьи и их ремесла»

Образовательные задачи:

  • Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
  • Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).
  • Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, лапти, прялка, сундук).
  • Видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.

Развивающие задачи: 

Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.

Оздоровительные задачи:

Поднимать эмоциональный настрой детей, способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминуток: «Дружно встали на разминку».

Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь, костюмы.

Материал к занятию: картина «Славянская семья», картинки «Славяне и их ремесла», подарки от хозяйки (в глиняной миске пироги, сушки, коврик), глина, ленточки, полотно для плетения коврика, клеенки, столы для практической работы.

Методическая литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», О.Л.Князева «Как жили люди на Руси», М.Семенова «Мы славяне», «Знакомство детей с русским народным творчеством» Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)

2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.

3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.

4. Рассматривание репродукции картин А.Васнецова «На пашне».

5. Разучивание хороводов «Земелюшка - чернозем», « Во поле березка стояла».

Ход занятия.

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает закличку.

Ку-ка-ре-ку-ка-ре-ку,

Не лежите на боку!

Добры молодцы, вставайте,

Девки, косы заплетайте.

Пастушок, в рожок играй

Занавес нам открывай.

Что за ним скорей узнайте

И загадку отгадайте.

Здесь не погреб, не чулан

Не растет за ним тюльпан

Есть там светлая светлица

Есть там русская девица

Есть и печка и труба

Это русская …….

Дети: - Изба.

Воспитатель: - Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба?

Дети: - Это деревянный дом……..

Воспитатель:. - Кто жил в избах?

Дети: - Люди, семья…….

Воспитатель: - А вы хотели бы побывать в гостях у наших предков?

Дети: - Да……

Открывается занавес.

Гостей встречает хозяйка избы, одетая в русский национальный костюм.

Хозяйка:- здравствуйте, гости дорогие!

- Доброму гостю хозяин рад. Зачем пожаловали?

Дети: - Мы хотим узнать, как жили наши предки………

Хозяйка: - Сейчас я вам расскажу и покажу.

Издавна славяне на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали.

Хозяйка показывает самовар детям.

Хозяйка: - А вы тоже пьете чай из самовара?

Дети: - Нет, из чайника………

Хозяйка: - Ребята, посмотрите! А это русская печь- «матушка»- символ полноты и благополучия. Печь обогревает избу, в ней мы готовим еду, печем хлеб.

На печи стоит чугунок. В нем варят щи, кашу.

Щи да каша - пища наша.

Хозяйка показывает чугунок. Дети с воспитателем рассматривают его.

В-ль: - какой чугунок?

Дети: - черный, железный, тяжелый, ручек нет………

Хозяйка: - А это ухват. С помощью него мы достаем горячий чугунок из печи.

Воспитатель: - А мы с вами тоже готовим еду в чугунках и на печи?

Дети: - Нет, мы готовим еду в кастрюлях, на сковородках. Кастрюли и сковородки ставим на плиту. Плиты у нас газовые и электрические………

Хозяйка: - Примите в подарок мое угощение (дает в глиняной миске пироги, баранки).

Хозяйка ведет дальше детей по избе.

Хозяйка: - А это прялка. В зимние долгие вечера мы женщины сидим за прялками прядем пряжу, чтобы из нее связать теплые носки, сшить рубахи.

Хозяйка подводит детей к сундуку.

Хозяйка: - Это сундук. Как вы думаете, что лежит в этом сундуке?

Дети: - в сундуке могут лежать вещи, игрушки…….

Хозяйка: - В сундуках мы храним - сарафаны, рубахи, рушники, украшения.

(дети рассматривают то, что лежит в сундуке)

Воспитатель: - Ребята, мы тоже храним одежду в сундуках?

Дети: - Нет, одежду мы вешаем в шкаф…….

Хозяйка достает из сундука коврик.

Хозяйка: - Этот коврик вам от меня в подарок.

Воспитатель и дети:- Спасибо Хозяюшка за рассказ и подарки.

Хозяйка: - И вам спасибо, что побывали у меня в гостях, жаль только, что моей большой семьи не было дома. (Хозяйка показывает на картину «Славянская семья»).

Дети смотрят на картину.

Воспитатель: - нам пора возвращаться домой в гостях хорошо, а дома лучше.

Дети садятся на стулья, а воспитатель ставит на стол подарки.

Воспитатель: - Ребята, вы обратили внимание, какие были большие семьи. Кого вы увидели на картине.

Дети: - Бабушку, дедушку, папу, маму, братьев, детей и т.д.

Воспитатель: - Каждая такая большая семья занималась своим ремеслом.

Давайте познакомимся с ремеслами наших предков.

Воспитатель на мольберт выставляет картинку и говорит пословицу:

- « Хлеб всему голова»

- О чем эта пословица?

Дети:- Эта пословица о хлебе………

Воспитатель: - Чтобы вырастить хлеб нужно сначала вспахать землю.

Кто пахал землю?

Дети: - Землю пахал пахарь (возможно дети скажут человек, тогда воспитатель сообщает, что этого человека называют - пахарь)

Воспитатель: - Одна большая семья занималась земледелием и выращивала пшеницу, рожь, а потом пекли хлеб.

Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?

Дети: - Славяне ходили в лес, охотились на зверей…….

Воспитатель: - Как называли славян, которые охотились на зверей?

Дети: - Их называли охотниками……..

Воспитатель выставляет на мольберт картинку славянского охотника.

Воспитатель: - У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.

- Кто же ковал охотникам эти металлические предметы?

Дети:- Металлические предметы для охотников ковали кузнецы………

Воспитатель вывешивает картинку славянского кузнеца. В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины. Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.

А вы, хотите быть такими сильными?

Дети: - Да, хотим…………..

Физкультминутка: «Дружно встали на разминку».

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(поворот вправо)

Через левое плечо.

(поворот влево).

И назад сгибаем спинку.

Раз- два - три, раз- два - три,

Да смотри не упади.

(дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу).

Наклоняемся вперед.

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счету.

(наклоны вперед).

После физкультминутки дети садятся на стулья.

Воспитатель обращает внимание детей на подарки, которые подарила хозяйка избы.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта миска?

Дети: - Миска сделана из глины……..

Воспитатель: - Правильно, сделал эту миску гончар.

Выставляет на мольберт картинку славянского гончара.

- Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге,

а затем обжигали их в горячей печи. Многие славянские семьи занимались этим ремеслом.

Воспитатель выставляет на мольберт картинку славянская ткачиха.

Воспитатель:- А были семьи, которые занимались ткачеством. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».

Посмотрите, какой замечательный коврик нам подарила хозяйка избы.

Значит она кто?

Дети: - Хозяйка избы ткачиха………..

Воспиататель: - Правильно и все женщины у нее в большой семье были ткачихи.

Скажите, а вы хотите сделать своими руками миску, кувшин из глины или соткать коврик?

Дети: - Да хотим.

Воспитатель предлагает детям  пройти за столы и заняться гончарным ремеслом (делать посуду из глины).

После завершения работы воспитатель рассматривает с детьми то, что у них получилось, хвалит детей.

Воспитатель предлагает вспомнить:- Что нового узнали о жизни славян?

Дети: - Славяне жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом……..

Воспитатель: - Названия каких ремесел вы запомнили?

Дети: - Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар.

Воспитатель: - Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами.

На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с жизнью наших предков.

Конспект по познавательному развитию в старшей группе.

«Наши предки – славяне»

 

Программное содержание: Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины.

Расширять кругозор, знания детей об истории русской народной культуры, пополнение словарного запаса детей

Учить строить композиции рисунка по рассказу воспитателя. Закрепить навыки нетрадиционных техник рисования. Развивать творческое воображение. Воспитывать у детей любовь  к истории русского народа.

Словарная работа: Обогащать словарный запас детей  за  счет слов-  старина ,славяне ,предки ,деревня ,оборона.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о жизни славян. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы). Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.

Материал: Макет дома, деревьев, реки , тонированный лист ватмана ,альбомный лист , пластиковые коробочки , в которые вложен тонкий поролон , поролоновые тампоны , трафареты деревьев , печатки из картофеля , одежная и зубная щетки.

 

Ход занятия.

Дети и воспитатели сидят на полу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о наших предках – славянах. Садитесь, поудобнее  и слушайте  внимательнее.

Воспитатель: Древние предания рассказывают, что давным-давно, около полутора тысяч лет назад , на тех землях , где сейчас раскинулись просторы нашей Родины , жили славяне. Так тогда назывался народ, потомками которых стали русские, украинцы, белорусы и другие народы. Они были нашими предками.

- Ребята, кто может сказать, что означает слово «предки»( ответы детей ).

Воспитатель:  Правильно, ребята. Предки – это люди, которые жили на этой земле , там , где сейчас живем мы с вами , много-много лет назад. Тогда еще не было городов, железных и шоссейных дорог. Не было заводов и фабрик, телевизоров  и  компьютер. Не было тогда самолетов и автомобилей – всего того, что теперь нам хорошо известно, и без чего мы не  представляем своей жизни.

 Славяне были мирным, добрым, работящим и храбрым народом. Они занимались земледелием, разводили домашних животных, были умелыми охотниками и рыболовами.

Таких домов. в которых мы сейчас живем, тогда не было. Наши предки умели строить только простые деревянные избы.

Свои жилища строили на холмах. Ребята. Как вы думаете. Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Это было не обходимо для самообороны. А с холма можно было увидеть, не нападают ли враги. У славян было много врагов. Но славяне храбро оборонялись и строили новые жилища.

В старину (так называли время, которое давно прошло), было много непроходимых лесов.

Воспитатель: Часто селение славян окружал лес. Ребята, как вы думаете, почему славяне строили свои жилища около леса? ( ответы детей )

Воспитатель: Правильно, ребята, лес был очень нужен славянам (люди прятались вовремя нападения врагов, лес был строительным материалом из которого славяне строили свои жилища, в лесу охотились , собирали ягоды и грибы) . Поселения стали называть деревней. Как вы думаете почему? Потому что дома были построены из дерева.

Воспитатель: также рядом с деревней славян должна протекать река. А как вы думаете,  для чего нужна была река славянам ?(ответы детей)

Ребята,  река – это водная преграда, помощь в обороне . Если враги наступали . пока они перебирались , славяне могли спрятаться в лесу . Вода необходима для питья , хозяйственных нужд  и т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой с вами мы сделали макет жилища наших предков.

О ком мы сегодня говорили на занятии?

А сейчас давайте поиграем с вами в игру.

Воспитатель:

- Ребята, мне очень понравились ваши ответы. Я убедилась, что вы знаете, кто были наши предки и очень много нового узнали из жизни славян. Мы вместе  составили прекрасный макет поселения древних славян. А теперь я предлагаю вам изобразить этот макет на бумаге. Согласны? ( ответы детей)

- Рисовать мы с вами будем на этом большом листе бумаги, без кисточек и воды. Но прежде чем приступить к работе я хотела бы попросить вас , чтобы вы были очень внимательными и аккуратными.  Я хотела бы напомнить вам техники рисования , которыми  вы будете сегодня работать.

( Объясняет приемы рисования : дом- набрызг , деревья – печать по трафарету , тычками и смятой бумагой , цветы и траву – оттисками трафаретов из картофеля , воду – одежными щетками , волны – зубными щетками).

- Дети вам все понятно? ( ответы детей)

Тогда я предлагаю то, что вы хотели бы рисовать ( педагог помогает детям выбрать технику рисования)

Самостоятельная работа детей

( педагог подходит к каждой группе детей и при необходимости оказывает помощь)

- Закончили рисовать? Наш план почти готов, осталось только « посадить» наши деревья около поселения славян ( дети вместе с педагогом «сажают» деревья на рисунок поселения славян ).

- Ребята, вы все молодцы. Вы сегодня узнали много нового из жизни славян, составили прекрасный макет поселения. А рисунок, который вы нарисовали вам нравиться? ( ответы детей)

На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Защитники земли Русской"

Тематиеский проект разработан для детей дошкольного возраста. Посвящен 65-летию победы в Великой Отечественной войне....

Познавательно-творческий проект «Защитники земли русской» и «Доброта спасет мир»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской....

ПРОЕКТ «ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе доступных знаний и деятельности детей. Знакомить с историей Российской Армии и, её ролью в современном обществе, воспитывать чувство ...

Образовательный проект "Защитники земли русской"

Образовательный проект "Защитники земли русской"....

Проект «Защитники земли Русской». Тема: «Навстречу Дню Победы». Конспект занятия «Наше Отечество»

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши....

Проект «Защитники земли Русской». Тема: «Навстречу Дню Победы». Конспект занятия «Солдаты идут в бой».

Формировать патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов....

Проект «Защитники земли Русской». Тема: «Навстречу Дню Победы». Конспект занятия «Салют Победы».

Важное и славное дело — защита Родины. Только не легкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым — чтобы не испугаться. И умелым нужно стать — чтобы знать хорошо, как с о...