Использование элементов национальной культуры в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Мы живём на древней мордовской земле. Мордва, народ с богатейшей историей, во все времена проявляла свою мудрость, умение жить в дружбе  с другими народами. Она стала одним из государствообразующих народов России и во все времена была надёжной опорой Российского государства.

Мы, педагоги знаем, насколько важно, начиная с дошкольного детства, развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, его языку, воспитывать любовь к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-15.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов национальной культуры в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

М.Е.Адмакина

МДОУ «Детский сад №88» (г. Саранск)

Мы живём на древней мордовской земле. Мордва, народ с богатейшей историей, во все времена проявляла свою мудрость, умение жить в дружбе  с другими народами. Она стала одним из государствообразующих народов России и во все времена была надёжной опорой Российского государства.

Мы, педагоги знаем, насколько важно, начиная с дошкольного детства, развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, его языку, воспитывать любовь к малой Родине.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения.

Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

В  группах старшего возраста на основе анализа индивидуальных бесед с детьми мы сделали вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем мордовском крае, о коренных жителях Мордовии, их традициях, обычаях.

Так, знакомство с разделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства Мордовии предполагает, что, обучая детей узнавать характерные особенности мордовских изделий, их цветовое сочетание, расположение узоров, воспитатель одновременно ставит перед собой более широкие цели: обратить внимание на выразительные формы, средства (цвет, форму, величину), донести до детских душ нравственную и познавательную значимость изучаемого материала, создать микроклимат для развития творческих сторон интеллекта: развивать внимание, память, особенно зрительную, умение находить закономерности, а также способность комбинирования, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов; развивать пространственные представления и воображение, способность предвидеть результат своих действий.

Мы заметили, что использование игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Свою работу осуществляем по двум направлениям:

А) проведение специально организованного обучения;

Б) создание условий для самостоятельных практических действий детей.

Для обоих направлений обучения наиболее приемлема игровая мотивация. Задания даются от имени различных персонажей, в связи с их просьбами и нуждами.

Хозяин мордовской избы детского сада Тёраня или Цёраня (Мальчик) просит украсить для него салфетку, но обязательно, чтоб узор на ней чередовался по цвету и форме, состоял из зубчиков и треугольников. Форма перед детьми одна – квадрат. Как же из квадрата получить треугольник? Как правильно скомбинировать? Это «зарядка» для детского ума, тренирующая интеллектуальное развитие детей.

На другом занятии рассматриваем, любуемся мордовской вышивкой, её орнаментальными мотивами, не раз закрепляя в ходе работы геометрические формы. Также идёт интенсивная речевая деятельность. Взаимосвязь развития речи и интеллекта научно доказаны, поэтому используем любую возможность, чтоб ребёнок мог высказать своё мнение, суждение и на занятиях и в свободной деятельности.

Фольклор является неиссякаемым источником для умственного развития детей. Он несёт в себе черты национальных традиций, а также содержит много информации о родном крае, это побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя «копилку» знаний детей, обогащая их словарный запас. Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связи между объектами природы и миром людей. Этот опыт облёкся в форму пословиц, поговорок, народных примет, сказок и легенд.

Знание и использование примет в повседневной жизни помогают нам развить у детей наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Мы не раз проверяли такую примету «Если зимой вечером много звёзд, будет мороз», вглядываясь в зимнее сумрачное небо. И в большинстве случаев действительно выходило  пописанному. Детям очень нравиться предсказывать погоду!

Систематически мы знакомим детей с мордовскими пословицами и поговорками. Смысл их детям часто остаётся непонятен. Чтобы добиться понимания, используем беседу и наблюдение, когда требуется, проводим опыты, подтверждающие правильность высказывания наших предков. Это расширяет кругозор детей.

При чтении мордовских народных и авторских сказок, которые изобилуют эпитетами, метафорами, крылатыми словами, фразеологизмами, обращаем внимание на данные выразительными средствами, вырабатываем тем самым «языковые черты», давая образцы литературного языка.

Интенсивная умственная деятельность на занятиях по ознакомлению с родным краем также способствует интеллектуальному развитию детей. Так, создавая коллективное панно «Лес» дети опирались на знания, полученные  входе экскурсий в лес, наблюдения, бесед. Лес запестрел растениями, характерными для природы Мордовии, там «поселились» разнообразные животные средней полосы: волки, кабаны, зайцы и т.д. Никто из ребят не ошибся и не расположил на панно животных Африки или Америки. Значит, на лицо умение детей классифицировать, обобщать, им понятны некоторые существующие связи в экосистеме Мордовии.

На занятии по конструированию «Наш любимый детский сад» мы строим макет детского сада и прилегающих к нему домов, используем бросовый материал, опираясь на схему. Дети манипулировали с коробками, внимательно присматриваясь к схеме, они сопоставляли, анализировали, - что очень важно для развития интеллектуальных способностей – научить детей мыслить.      

В самостоятельной деятельности дети любят рассматривать альбомы «Улицы Саранска», «детские места Саранска», «Животные Мордовии»; составлять различные варианты узоров (дид. игра «Составь узор», «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек».), наряжать бумажных кукол в мордовскую одежду, играть в домино «Мордовские узоры», рассматривать мордовские иллюстрированные журналы. Кажется, ребёнок просто листает страницы журнала, но вот в глазах его появилась заинтересованность и посыпались бесконечное «почему». Значит, цель достигнута, потому что «почемучки» - это,  как правило, дети с хорошо развитыми интеллектуальными способностями.

 Большое внимание в нашем детском саду уделяется подбору краеведческого материала. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с элементами национальной культуры. Дошкольники совместно с воспитателями создали национальный костюм для куклы, которая была помещена в музей. Была организована выставка творчества педагогов ДОУ «Народная кукла». Совместно с родителями, воспитанниками, педагоги проявили свое мастерство в изготовлении кукол – разных национальностей.

 И у нас есть цель – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь,  наши воспитанники получат новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре народностей Мордовии.

Литература

  1. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1982.
  2. Колмыков В.И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993
  3. Мордовские народные сказки / Сост. К.Т. Самородов. – Саранск, 1978.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода кинезиологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Использование метода кинезиологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста                    ...

Использование дидактических игр, как средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»...

Использование логических блоков Дьёнеша в интеллектуальном развитие детей дошкольного возраста.

Челябинской областиАннотация: В статье представлен опыт работы по интеллектуальному развитию с детьми старшего дошкольного возраста через использование логических блоков Дьенеша....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье представлен опыт работы по интеллектуальному развитию с детьми старшего дошкольного возраста через использование логических блоков Дьенеша....

Мастер класс "Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Мастер класс направлен на формирование представлений  педагогов ДОУ о технологии ТРИЗ, на оказание практической помощи воспитателям в использовании методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельност...

Мастер-класс с педагогами «Элементы национальной культуры в билингвальном воспитании детей дошкольного возраста»

Цель проведения:повышения профессионального мастерства педагогов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в изучении государственных языков посредством использования игровой формы....