Мастер класс "Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
материал

Старцева Ирина Петровна

Мастер класс направлен на формирование представлений  педагогов ДОУ о технологии ТРИЗ, на оказание практической помощи воспитателям в использовании методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_triz.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности с дошкольниками.

Задачи: создать творческую атмосферу.

Ход мероприятия:

Педагог: Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста». Сегодня я хочу немного поговорить с вами о ТРИЗ – педагогике и ее роли в познавательном развитии дошкольников.

     Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Одной из эффективных педагогических технологий для развития познания у детей является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей.

 В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.    ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность;

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

    При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.  

   Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между явлениями - значить открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь – дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями.

Давайте разберем процесс познания на простом примере. Мы встретились с неизвестным объектом. Процесс познания может быть запущен только, если у нас есть желание, мотив о нем узнать. Будем считать, что захотели узнать, что это за объект. Тогда включаем средства восприятия - наши анализаторы. Рассматриваем, ощупываем, прислушиваемся, принюхиваемся, пробуем на вкус, короче говоря, с помощью органов чувств познаем признаки объекта. Взрослый не должен объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию у малышей способов познания и обучение применению этих способов в конкретной деятельности детей. Формирование осознанности способов познания идет по направлениям:

  • Анализаторы – как инструмент, позволяющий осознанно относится к ощущениям и восприятию значений признаков. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия , как глаза, уши, руки, нос, язык, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств, будут учиться пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать.

Мастер класс.

  • «У нас есть нос, и им можно нюхать объекты. Нос может ощущать запах.»    Процесс познания объектов органами чувств у человек сводится к выявлению признаков объектов.             (Показ карточки анализатора «нос»)

 Имя признака - обобщающее слово «запах».  

                                              (Показ карточки, обозначающей признак «запах»)

- О каком признаке у объекта спрашивает значок?  

- Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе объекта?

                                                (Надо понюхать)

(Предложение определить запахи.)

Значение признаков: острый, вкусный, аппетитный, резкий, слабый, приятный, душистый, непонятный, вонючий, травяной, ароматный, и т.д.

  • «У нас есть уши, и ими можно слушать звуки, которые издают объекты.»                                                                                                  (Показ карточки анализатора «уши»)

Имя признака - обобщающее слово «звук» 

                               (Показ карточки, обозначающей признак «звук»)

-Что нужно сделать, чтобы узнать о звуке объекта?

                                     (Объектом надо поиграть и ушами послушать звук.)

   (Предложение определить звук.)

Значение признаков: громкий, тихий, резкий, низкий, высокий, т.д.

  • «У нас есть язык, и им можно пробовать объекты на вкус.»   
  •                                                          (Показ карточки анализатора «Язык»)

Имя признака - обобщающее слово «вкус»

                                             (Показ карточки, обозначающей признак «вкус»)

-Что нужно сделать, чтобы узнать вкус пищи?

                                             (Пищу надо попробовать на вкус.)

        (Предложение определить вкус.)

 Значение признаков: сладкий, вкусный, безвкусный, соленый, кислый, т.д.

  • «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать.»  
  •                                                (Показ карточки анализатора «руки»)
  • Имена признаков - обобщающие слова «температуру, влажность, рельеф, форма»
  • (Показ карточек, обозначающих признаки «температура», «влажность», «рельеф», «форма».)

-Что нужно сделать, чтобы узнать о влажности, температуре, о форме, про рельеф объекта?

                                                                  (Нужно потрогать руками.)

-Объект, какой ты по влажности, по температуре, по рельефу, по форме?

(Предложение определить влажность, температуру, рельеф, форму.)

 Игры «Слоник», «Волшебный мешочек».

Значение признаков:

по температуре: прохладный, ледяной, холодный, теплый, огненный, т.д.

По рельефу: шероховатый, твердый, гладкий, мохнатый, мягкий, колючий, пушистый, т.д.

По влажности: сухой, мокрый, влажный.

По форме: (глаза и руки) плоскостные формы: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, т.д.

Объемные формы: куб, шар, конус, кубик, кирпичик, т. д.

Значение признаков: округлая, бесформенная, вытянутая, фигурная.

  • «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты»

                                                              (Показ карточки анализатора «глаза»)

Имена признаков - обобщающие слова «цвет, форма, размер»

                       (Показ карточек, обозначающих признаки «цвет», «размер»)

-Что нужно сделать, чтобы узнать форму объекта?

(Нужно посмотреть на объект или обследовать руками.  Глаза и руки –помощники умной головы.)

-Объект, какая у тебя форма?

-Что нужно сделать, чтобы узнать цвет объекта?

                                                    (На объект надо посмотреть.)

-Объект, какой ты по цвету?

Значение признаков: бесцветный, разноцветный, одноцветный, синий, красны, т. Д.

Игра «Собери цветочек»

-Что нужно сделать, чтобы узнать размер объекта?

(Посмотреть на объект, если точнее узнать, включить других помощников умной головы.)

-Объект, какой ты по размеру?

Значение признаков: большой, маленький, гигантский, мизерный, огромный, широкий, широченный, узкий, длинный, толстый, короткий, т.д.

Такие же вопросы и ответы при работе с именем признака «количество»

- Какое количество объектов?

Значение признаков: много, мало, один, т.д.

-Что нужно сделать, чтобы узнать в каком месте находится объект?

-Объект, какое у тебя место? Объект, в каком месте ты находишься?

    (Показ карточек, обозначающих признаки «место», «количество»)

Игра «Где твое место?»

Значение признаков: лужайка, лес, аквариум, огород, стол, т.д.

-Что нужно сделать, чтобы узнать про части объекта и их расположение?

-Объект, какие есть у тебя части? Как расположены твои части?

                                      (Показ карточки, обозначающей признак «часть».)

«Круги Луллия», игра «Объект-часть»

     В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

Мне очень понравился метод Метод Круги Луллия.

1.Уточнять знания детей в различных предметных областях.

2.Развивать вариативность воображаемых образов.

С использованием кругов Луллия проводятся следующие серии игр. (Педагоги выполняют задание.)

1 серия – Игра «Объект-часть»

Задача: учить находить части у объекта.

Игра «Объект-материал»

Задача: учить называть материал из которого сделан объект.

Игра «Объект-место»

Задача: учить находить типичное место обитания живых объектов.

Игра: «Объект-форма»

Задача: учить определять и называть форму объектов.

ВЫВОД.

Занятия по методу ТРИЗ планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп, начиная с 2,5 лет. Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Эта система хороша тем, что не дает готовых знаний, она заставляет думать.

Современные требования к дошкольному образованию могут быть выполнены при условии, что способы познания будут основным содержанием работы с детьми. Освоение этих способов должно идти на основе актуальной для ребенка информации из окружающего мира.

Рефлексия

У каждого из вас есть смайлики. Если вам понравился мастер-класс, поднимите веселый смайлик, если чего-тот не хватило- грустный.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению  синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

Методические рекомендации по использованию технологий ТРИЗ в физическом развитии детей дошкольного возраста

ТРИЗ – теория развития творческой личности.В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творч...

Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста

Основной идеей современного общества является идея формирования и развития успешной личности, способной быстро адаптироваться к новым социальным условиям. Приобщение детей к общепринятым нормам, прави...

Семинар-практикум "Технология ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В данном материале я показала педагогам, как использовать технологию ТРИЗ для речевого развития детей дошкольного возраста, исходя из опыта работы, могу сказать, что данная технология помогает увлечь ...

Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Знакомство детей с миром профессий подразумевает их подготовку к тому, чтобы они в свое время смело смогли вспупить в самостоятельную жизнь и конкректно выбрать свой профессиональный путь деятельности...