Формирование у родителей понимания принадлежности к воспитательно - образовательному процессу.
статья на тему

Работа по привлечению родителей к воспитательно-образовательному процессу в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у родителей понимания принадлежности к образовательно - воспитательному пространству.

                                                                 

На каких основах должны складываться отношения воспитателя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка?

Многие повторяют известную фразу: «Всё начинается с детства!» И это действительно так. Семья является стартовой площадкой для ребёнка. А роль педагога  – стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. И целью этой объединяющей силы семьи и ДОУ должно стать создание условий для счастливой, радостной и комфортной жизни ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей. Родители - активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители - наблюдатели.

Изменение восприятия родителей, как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Я использовала активные формы и методы работы с родителями: - родительские собрания, анкетирование родителей.

 «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Особенности психофизического развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка»;

- консультации («Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас», «Невинные фантазии или ложь?», «Если ребёнок плохо ест», «Воспитание любознательности у детей», «Психологическая готовность детей к школе».

-семинары - практикумы для родителей: «Особенности эмоционального развития детей и коррекция его неблагоприятных вариантов», «Играем пальчиками»,

 - занятия и праздники с участием родителей « День Матери» и др.;

- совместные проекты «Моя родословная»,

 - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.  «Мой маршрут до детского сада», «Увлечения моей семьи», «Дары осени», «Любимое блюдо нашей семьи»

 - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; - оформление фотовыставок («Мой дом», «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»);

 - совместное создание предметно - пространственной среды;

 - работа с родительским комитетом группы;

 - беседы с детьми и родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);

- родительский уголок.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла положительные результаты.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Консультация для родителей "Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе"

В современном образовании компьютер не решает всех проблем, он лишь остается многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволяет сделать проце...

Презентация для воспитателей: "Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"

Презентация для воспитателей"Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"...

Опыт работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников группы в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.

В материале представлена система работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников в деятельность ДОУ....

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)"

Консультация для родителей«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)» Дыха...

Отчет о проделанной работе воспитателей гр. "Кузнечик» с родителями, детьми по осуществлению воспитательно-образовательного процесса в форме дистанционного обучения .

Представлен практический материал самостоятельной образовательной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в режиме самоизоляции...