ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
Материал о системе формирования у детей экологических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladdyomina.doc | 62 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Г.П. Дёмина
воспитатель МДОУ д/с №24 «Искорки»
ЗАТО г. Зеленогорска, Красноярского края
Современный этап развития образования в целом и дошкольного в частности характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на ценности развития личности. В связи с этим особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для всестороннего развития личности ребёнка, способной реализовать себя в социальном пространстве.
Так, согласно принятым 23 ноября 2009 г. Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагоги должны переориентироваться на работу с детьми в режиме развития. На первый план выступает обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, организуемых на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Федеральные государственные требования определяют в качестве обязательных десять образовательных областей, призванных обеспечить достижение воспитанниками необходимого и достаточного уровня развития.
В качестве одной из значимых образовательных областей выделяется «Познание».
Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Как показывает анализ современных программ, методик и технологий, одной из приоритетных задач в данной области является воспитание экологической культуры у детей. В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения человека к природе.
Нельзя забывать, что человек является частью природы. Познавая её, он приобретает гораздо больше, чем просто знания, он может правильно оценить своё место в природе и выстроить с ней отношения так, как ему необходимо. Но дети этого сделать не могут, поэтому задача взрослых (педагогов, родителей) состоит в том, чтобы дать детям достоверные правдивые знания о природе, научить любить её, уважать её законы. Ведь именно дошкольный возраст является периодом приобретения основы личностной культуры, её базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.
На начало 2010 – 2011 учебного года мы провели диагностику экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста (диагностика основана на методике О.Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. Журнал "Дошкольное воспитание № 7, 2004 г. стр. 21") и выявили, что:
Высокий уровень имеют 20% детей
Средний уровень – 55%
Ниже среднего – 25%
Результаты диагностики послужили началом углублённой работы по развитию основ экологической культуры у детей нашей группы.
Нами была разработана система формирования у детей экологических представлений, включающая в себя:
- создание особых условий в группе для самостоятельной деятельности детей,
- совместную деятельность с родителями воспитанников,
- изучение и внедрение разнообразных форм совместной деятельности педагогов с детьми, способствующих формированию основ экологической культуры:
- Наблюдения за живой и неживой природой.
- Элементарное экспериментирование.
- Проектная деятельность.
- Специально организованные игровые обучающие ситуации.
- Целевые экскурсии и прогулки – путешествия.
- Экологические праздники и развлечения.
В ходе реализации разработанной системы возникла существенная проблема. Дело в том, что в старшем дошкольном возрасте воспитательно-образовательный процесс характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. Введение дополнительных видов специально организованной совместной деятельности неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня двигательной активности детей во время пребывания в ДОУ, что, безусловно, оказывает отрицательное воздействие на их психическое и физическое состояние. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок.
Один из путей решения проблемы – интеграция образовательных областей. Данное решение является обоснованием методики занятий интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной активности, т.е. интеграция области «Познание» и области «Физическая культура».
Совместно с инструктором по физической культуре мы разработали систему непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей, предусматривающую сочетание физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры. Это совместная деятельность интегративного типа, предусматривающая сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой.
Особенностями разработанной системы, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста, является следующее: один раз в неделю предусматривается проведение непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей на открытом воздухе (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.2660 – 1013.5. п. 13.5)., которую мы проводим в форме физически активной прогулки по экологической тропе здоровья в естественных условиях природной среды. Маршрут экологической тропы определяется заранее (направление, продолжительность) и остается неизменным в течение месяца. Это позволяет на протяжении месяца фиксировать природные изменения, которые происходят в данный период времени.
До начала прогулок по экологической тропе здоровья знакомим детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры.
Содержание непосредственно образовательной деятельности интегративного типа, проводимой инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.
В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности:
- дозированная ходьба в сочетании с бегом (объем нагрузки - время, длина дистанции, а также ее интенсивность - зависит от конкретных задач занятия);
- упражнения дыхательной гимнастики (например, "Листья шуршат", "Морозко", "Одуванчик", "Радуга, обними меня" и т.п.);
- общеразвивающие упражнения (например, "Листопад", "Поймай снежинку", "Подснежник", "Колокольчики" и др.);
- подвижные игры (например, "Перелет птиц", "Льдинки, ветер и мороз", "Скворечники", "Цветы и ветерок" и т.п.);
- эстафеты (например, "Сбор картофеля", "Слалом", "Бегущие ручейки", "Эстафета пчелок" и др.);
- сезонные упражнения спортивного характера (например, зимой используется ходьба на лыжах).
Подбор упражнений определяется темой календарного плана и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений.
Сочетание двигательной активности с формированием экологических знаний может быть различным:
1) наблюдения за природными явлениями проводим в начале, в сочетании с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки;
2) также физические упражнения могут предшествовать наблюдениям, проводимым в конце занятия при возвращении по тропе здоровья в детский сад;
3) в начале могут применяться физические упражнения (например, дозированная ходьба в сочетании с бегом по тропе здоровья), затем проводятся природоведческие наблюдения, которые заканчиваются подобранными в соответствии с темой упражнениями и подвижными играми. Прогулка завершается либо дозированным бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в спокойном темпе.
Формирование первоначальных знаний о природе проводим в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей (например, можно использовать традиционного героя - Лесовичка , который проводит с детьми экскурсию по "своим владениям", доктора Травкина, который знакомит детей с лекарственными растениями, «Весёлый снеговик» знакомит детей с тайнами зимней природы). По результатам наблюдений дети создают «Книгу природы», где зарисовывают «что где растёт», «кто где живёт», придумывают и с помощью воспитателя записывают экологические сказки.
Знакомим детей с основами туризма и его роли в физическом развитии и расширении экологических представлений. Дети научились собирать и разбирать палатку, узнали, как можно разжечь костёр, что нужно брать с собой в поход, что сделать, когда покидаешь место привала. Как оценить собственное физическое состояние и оказать первую элементарную помощь другу.
Любая развивающая деятельность ребёнка и воспитателя не будет успешной без совместной работы с родителями. Родители - активные участники в оформлении природных центров на участке и в группе, озеленении территории ДОУ. По инициативе родителей в детском саду создан «уголок живого леса» для наблюдений, экологических игр, праздников, развлечений, занятий спортивным туризмом.
Таким образом, при обеспечении определенных педагогических условий и использовании специальных организационно-методических приемов могут быть успешно решены задачи познавательно-речевого, физического, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей.
Важно подчеркнуть, что указанные образовательные и воспитательные задачи решаются на фоне высокого уровня двигательной активности.
В процессе педагогических наблюдений (за тем, как ведут себя дети во время прогулок в естественных условиях природной среды, насколько они самостоятельны во взаимодействии с объектами природы, в какой степени усвоили нормы правильного отношения к ним, какова их реакция на различные явления природы, включают ли они в игры сюжеты и объекты природоведческого характера), а также, применяя специальные методики, мы имеем возможность оценить уровень экологической воспитанности детей.
В конце старшей группы мы провели динамический срез, направленный на диагностику экологических представлений у детей группы и выявили:
Высокий уровень - 35% детей
Средний - 60%
Ниже среднего - 5 %
В заключение следует отметить, что нами представлен лишь один из организационно-методических подходов интеграции образовательных областей в воспитательно - образовательном процессе, позволяющий сочетать двигательную активность детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.
Литература:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г.)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.2660 – 1013.5 - Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.
- Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников.
- Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами.
- Шилкова И.К. и др. Здоровьеформирующее физическое развитие.
- Журнал "Дошкольное воспитание № 7, 2004 г. стр. 21
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАМЕНА ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА НА ЦЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОСТИЖЕНИЕ НОВОГО, СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Программа должна: обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей П.2.4 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: - сенсорное развитие; - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей П.3.3.6 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЗНАНИЕ
Актуальность экологического образования детей Человек - часть природы. Познавая природу, человек правильно оценивает своё место в ней. Дошкольный возраст - период приобретения основы личностной культуры. Роль взрослого – дать детям достоверные, правдивые знания о природе.
Диагностика экологических представлений у детей (старшая группа, начало года)
Система формирования у детей экологических представлений Создание условий в группе и на участке ДОУ для самостоятельной деятельности детей; Совместная деятельность с родителями воспитанников; Изучение и внедрение разнообразных форм совместной деятельности педагогов с детьми.
Формы работы по формированию основ экологической культуры у детей Элементарное экспериментирование Наблюдения за живой и неживой природой Специально организованные игровые обучающие ситуации Целевые экскурсии и прогулки – путешествия Экологические праздники и развлечения 6. Специально организованные игровые обучающие ситуации
В старшем дошкольном возрасте воспитательно – образовательный процесс характеризуется возрастанием объёма и интенсивности учебно – познавательной деятельности В ДОУ должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно – методические подходы для компенсации негативного влияния повышенных интеллектуальных нагрузок
Интеграция образовательных областей Система совместной организованной деятельности по физической культуре, предусматривающая сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе, воспитанием основ экологической культуры
Содержание системы работы 1 раз в неделю проведение непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей в форме прогулки по экологической тропе
Содержание системы работы
Физические упражнения с экологической тематикой Дыхательная гимнастика: «Листья шуршат», «Морозко», «Одуванчик», и т.п. Общеразвивающие упражнения: «Листопад», «Поймай снежинку», «Подснежник» и др. Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Скворечники», «Цветы и ветерки» и т.п. Эстафеты: «Сбор картофеля», «Бегущие ручейки», «Эстафеты пчёлок» Сезонные упражнения спортивного характера: катание на санках, ходьба на лыжах.
Примеры сочетания двигательной активности с формированием экологических знаний Наблюдения за природными явлениями в начале физкультурного занятия в сочетании с ходьбой в спокойном темпе. Физические упражнения, предшествующие наблюдениям. Дозированный бег в сочетании с ходьбой в начале и в конце прогулки.
Игровые приёмы на интегрированных занятиях Введение традиционного героя (Лесовичок, Доктор Травкин) Создание «Книги природы» Сочинение экологических сказок
Мы ребята - туристята
Работа с родителями
Образовательная направленность Формирование знаний экологического характера Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям: познания преобразования переживания Совершенствование двигательных умений и навыков Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Развитие двигательных и познавательных способностей
Диагностика экологических представлений у детей (старшая группа, конец года)
УДАЧИ В РАБОТЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов ДОУ...
формирование основ безопасности у дошкольников в познавательно-речевой деятельности на основе интеграции образовательных областей ФГТ
Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обе...
Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей посредством интеграции образовательных областей при осуществлении образовательного процесса".
В консультации говортся о преимуществах интеграции образовательных областей при осуществлении образовательного процесса....
Статья "Интеграция образовательных областей в воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19173430","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"397","width":"480"}}]]...
«Формирование основ экологической культуры в процессе воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом...
Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Методика проведения занятий по физической культуре, предусматривающая сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ эко...