Опыт работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников группы в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.
материал (подготовительная группа)
В материале представлена система работы воспитателя по вовлечению родителей воспитанников в деятельность ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя
по вовлечению родителей воспитанников группы
в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи».(подобное анкетирование я провожу в начале каждого уч.года,а в конце года анкетирование с целью выявления удовлетворенности родителями деятельностью д/с ) Получив реальную картину, на основе собранных данных, я выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.И начиная с первого года нашего общения с родителями отмечена количественная и качественная их «включенность» в образовательный процесс группы.Почти 100 % посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;в выставках, выпуске газет; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность родителей ,их отношение к продуктам совместной деятельности с детьми..
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
1.Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского сада .
2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители-лидеры и родители - исполнители есть в каждой группе, их не много ,но на них может положиться воспитатель.
3. Родители – критические наблюдатели. желающие решить проблемы ,и то ни всегда,только с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Познавательное направление
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Для реализации этого направления я поставила перед собой следующие задачи:
1.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
2.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
3.Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
4.Работа в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями при тесном взаимодействии со специалистами:
- посещение семей воспитанников на дому;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- Дни добрых дел;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- семинар – практикум;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
К мероприятиям с родителями ,в зависимости от темы, я готовлю выставку детских работ или фотостенды из жизни группы ,выставку методической литературы, подбираю и оформляю пословицы, поговорки. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.
Большая работа с родителями была проведена совместно со специалистами ,работающими на группе.
Наглядно – информационное направление
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки - передвижки
- семейный и групповые альбомы библиотека – передвижка,
- фотомонтажы «Из жизни группы»,
- фотовыставки семейный вернисаж «Я и мой папа», «Бабушка рядом с дедешкой», «Мамочки-матрешки»,
- дерево эмоций «Я сегодня вот такой»,
- стенд «Как я провел день»
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, старалась активизировать родителей ,предлагая информацию о жизни детей в группе через демонстрацию фото посредством фоторамки. Совместно со специалистами группы оформляли рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание»
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проводятся:
- праздники «День Матери», «День рождения, совмещенный с посещением музеев »,»Я горжусь своим папой»
- «Святочные посиделки»,
- «Все профессии нужны, все профессии важны»),
- выпуск семейных альбомов «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Я и мой папа»
- совместные походы в музеи «В мир прекрасного»,
- экскурсии выходного дня ,воскресные пикники.
Сценарии мероприятий разрабатываем совместно с родителями и специалистами. Порой тему мероприятия предлагают сами родители:
-Игра-викторина «Все профессии важны»;
-Игра-путешествие «В мире слов»
-Масленичные гуляния .
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки :
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- изготовление атрибутов, пособий.
Так, родителями были предложены:
-Игра-викторина «Все профессии важны»;
-Игра-путешествие «В мире слов»
-Масленичные гуляния .
-Святочные посиделки.
В проведенном в феврале т.г. районном конкурсе «Интерактивная азбука профессий» ,группа заняла второе место. Чучело масленицы, изготовленное совместно с родителями ,также заняло второе место на конкурсе маслениц в п.Стрельна.,
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку ,не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах..
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забываем хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить ряд пособий для участка и группы, создать и пополнять атрибутами мини-музей «Народные промыслы»
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что в группе сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для воспитателей: "Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"
Презентация для воспитателей"Вовлечение родителей в совместную деятельность воспитательно-образовательного процесса"...
Учет индивидуальных особенностей воспитанников в организации воспитательно-образовательного процесса КУ Урайский специализированный Дом ребенка группа №6 «Ежата»
Аналитический отчет группы №6 «Ежата»...
Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста «Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 3 Даниелян Е.К. 24.10.2019г.
Доклад с презентацией на МПО воспитателей раннего возраста «Комплексно-тематический принцип построение воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста». Подготовила:воспитатель М...
Особенности работы воспитателя с детьми с ОВЗ в условиях воспитательно-образовательного процесса в общеразвивающих группах
Предлагаю вам презентацию мини-лекции по осуществлению клооекционной работы в амках Адаптированной образовательной программы с детьми дошкольного возраста в условиях группы общеразвивающей направленно...
Выступление на педагогическом совете. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Способы вовлечения родителей воспитанников в жизнь детского сада»
Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях....
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Способы вовлечения родителей воспитанников в жизнь детского сада»
Предлагаю вашему вниманию рассмотреть актуальную для нас проблему: как вовлечь родителей в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях....
Отчет о проделанной работе воспитателей гр. "Кузнечик» с родителями, детьми по осуществлению воспитательно-образовательного процесса в форме дистанционного обучения .
Представлен практический материал самостоятельной образовательной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в режиме самоизоляции...