Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)"
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей

«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики

в развитии речи дошкольников в домашних условиях)»

 

Дыхание выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человека. Кроме своей основной физиологической функции, – осуществления газообмена, – дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание (диафрагмальное) – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Механизм этого типа дыхания заложен природой изначально.

Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает, речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путём тренировки и постепенно становится непроизвольным.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика.

При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.

 

Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
  • температура воздуха должна быть на уровне 18 – 20 С
  • одежда не должна стеснять движений
  • не заниматься сразу после приема пищи
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии
  • длительность выполнения денных упражнений около 5 мин.
  • при набирании воздуха через нос, плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать ладонями)
  • упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя
  • не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению

 

 

Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов

  1. ребёнок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю
  2. тренировка носового выдоха. Ребёнок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт
  3. тренировка ротового выдоха. Ребёнок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребёнка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения)
  4. вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался
  5. вдох через рот, выдох через нос
  6. дуть через соломку в стакан с водой
  7. надувание воздушных шаров
  8. дуть на разноцветные вертушки
  9. игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке
  10. пускание мыльных пузырей
  11. дуть на одуванчики весной
  12. «Греем руки» – вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки

 

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

 

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов

«Футбол» – Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

 

«Шторм в стакане» – Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. 

 

«Бабочка» – Вырежете из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке! Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

 

«Снегопад» – Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку.

 

«Задуй упрямую свечу» – в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую
ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать,
«гасить свечу».

 

«Покатай карандаш» – вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу
круглый карандаш.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики

в развитии речи дошкольников в домашних условиях)»

Дыхание выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человека. Кроме своей основной физиологической функции, – осуществления газообмена, – дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание (диафрагмальное) – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Механизм этого типа дыхания заложен природой изначально.

Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает, речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путём тренировки и постепенно становится непроизвольным.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика.

При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.

Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
  • температура воздуха должна быть на уровне 18 – 20 С
  • одежда не должна стеснять движений
  • не заниматься сразу после приема пищи
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии
  • длительность выполнения денных упражнений около 5 мин.
  • при набирании воздуха через нос, плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать ладонями)
  • упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя
  • не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению

Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов

  1. ребёнок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю
  2. тренировка носового выдоха. Ребёнок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт
  3. тренировка ротового выдоха. Ребёнок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребёнка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения)
  4. вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался
  5. вдох через рот, выдох через нос
  6. дуть через соломку в стакан с водой
  7. надувание воздушных шаров
  8. дуть на разноцветные вертушки
  9. игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке
  10. пускание мыльных пузырей
  11. дуть на одуванчики весной
  12. «Греем руки» – вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов

«Футбол» – Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

«Шторм в стакане» – Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. 

«Бабочка» – Вырежете из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке! Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

«Снегопад» – Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку.

«Задуй упрямую свечу» – в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую
ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать,
«гасить свечу».

«Покатай карандаш» – вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу
круглый карандаш.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"

Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника в домашних условиях»

Сегодня проблемы в развитии речи встречаются почти у 70% детей старших групп детского сада. Практически каждый второй ребенок нуждается в индивидуальных занятиях по коррекции речи. Ни для кого не секр...

Семинар-практикум для родителей «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников»

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи...

Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей.

Дыхательная гимнастика важна при постановке звуков....

Роль дыхательных упражнений в развитии речи дошкольников с ТНР.

Консультация для логопедов и воспитателей логпедических групп....

Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников.

Консультация "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников"...