Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей
«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики
в развитии речи дошкольников в домашних условиях)»
Дыхание выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человека. Кроме своей основной физиологической функции, – осуществления газообмена, – дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание (диафрагмальное) – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Механизм этого типа дыхания заложен природой изначально.
Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает, речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путём тренировки и постепенно становится непроизвольным.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика.
При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.
Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики
- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
- температура воздуха должна быть на уровне 18 – 20 С
- одежда не должна стеснять движений
- не заниматься сразу после приема пищи
- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии
- длительность выполнения денных упражнений около 5 мин.
- при набирании воздуха через нос, плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать ладонями)
- упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя
- не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению
Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов
- ребёнок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю
- тренировка носового выдоха. Ребёнок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт
- тренировка ротового выдоха. Ребёнок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребёнка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения)
- вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался
- вдох через рот, выдох через нос
- дуть через соломку в стакан с водой
- надувание воздушных шаров
- дуть на разноцветные вертушки
- игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке
- пускание мыльных пузырей
- дуть на одуванчики весной
- «Греем руки» – вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки
Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов
«Футбол» – Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
«Шторм в стакане» – Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
«Бабочка» – Вырежете из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке! Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
«Снегопад» – Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку.
«Задуй упрямую свечу» – в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую
ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать,
«гасить свечу».
«Покатай карандаш» – вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу
круглый карандаш.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики
в развитии речи дошкольников в домашних условиях)»
Дыхание выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человека. Кроме своей основной физиологической функции, – осуществления газообмена, – дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание (диафрагмальное) – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Механизм этого типа дыхания заложен природой изначально.
Для речи, особенно монологической, физиологического дыхания не хватает, речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, что регулируется дыхательным центром головного мозга. Произвольное речевое дыхание достигается только путём тренировки и постепенно становится непроизвольным.
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика.
При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.
Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики
- не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
- температура воздуха должна быть на уровне 18 – 20 С
- одежда не должна стеснять движений
- не заниматься сразу после приема пищи
- не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии
- длительность выполнения денных упражнений около 5 мин.
- при набирании воздуха через нос, плечи не поднимать
- выдох должен быть длительным и плавным
- необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать ладонями)
- упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя
- не переусердствуйте! Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению
Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов
- ребёнок делает вдох – выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю
- тренировка носового выдоха. Ребёнок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт
- тренировка ротового выдоха. Ребёнок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребёнка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения)
- вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался
- вдох через рот, выдох через нос
- дуть через соломку в стакан с водой
- надувание воздушных шаров
- дуть на разноцветные вертушки
- игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке
- пускание мыльных пузырей
- дуть на одуванчики весной
- «Греем руки» – вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки
Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов
«Футбол» – Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
«Шторм в стакане» – Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребёнок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
«Бабочка» – Вырежете из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке! Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
«Снегопад» – Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку.
«Задуй упрямую свечу» – в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую
ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать,
«гасить свечу».
«Покатай карандаш» – вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу
круглый карандаш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"
Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...
Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста
дыхательная гимнастика...
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника в домашних условиях»
Сегодня проблемы в развитии речи встречаются почти у 70% детей старших групп детского сада. Практически каждый второй ребенок нуждается в индивидуальных занятиях по коррекции речи. Ни для кого не секр...
Семинар-практикум для родителей «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников»
Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи...
Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей.
Дыхательная гимнастика важна при постановке звуков....
Роль дыхательных упражнений в развитии речи дошкольников с ТНР.
Консультация для логопедов и воспитателей логпедических групп....
Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников.
Консультация "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников"...