Проблемная ситуация "Обычаи и традиции народов Башкортостана"
проект (старшая группа) по теме

Мырҙағәлина-Иҫәнбаева Ләйлә Әхмәҙулла ҡыҙы

Проблемная ситуация на тему "Обычаи и традиции народов Башкортостана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnaya_situatsiya.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемная ситуация: «Обычаи и традиции нардов Башкортостана».

Срок реализации: 2-3 неделя мая.

Проблема: Что такое обычаи и традиции? Какие есть обычаи и традиции у народов Башкортостана?

Подготовила: Мурзагалина-Исянбаева Лейла Ахмадулловна

1 день.

Обычаи и традиции народов Башкортостана

Цель: Дать определение понятию обычаи и традиции. Беседа о народов Башкортостана. Краткое знакомство с обычаями и традициями народов Башкортостана.

Режимные моменты

Образовательная деятельность

Форма работы в режимных моментах

ООД(организованно образовательная деятельность)

Утро

Познавательное развитие

Беседа на тему «Народы Башкортостана»

Цель: Организовать беседу, развивать речь детей, ознакомить детей с народами Башкортостана, воспитывать уважительное отношение к народам Башкортостана.

Рассматривание картин на тему «Фольклорные праздники»

Цель: Продолжать знакомство с народными традициями и обычаями.  

Развитие речи

Тема: Кәкүк сәйе

Цель: Ознакомить детей с башкирским обычаем, развивать мышление, память, связную речь детей, воспитывать любовь и уважение к народным обычаям.

Прогулка по картотеке

Вечер

Познавательное развитие

Викторина «Что? Где? Когда?» по теме «Народные традиции и обычаи»

Цель: Пробудить азарт в детях, развивать память, мышление, сообразительноесть.

2 день

Мой край Родной - Башкортостан

Цель: Ознакомить  детей с государственными символами, с героями Родины, с картой Башкортостана.

Режимные моменты

Образовательная деятельность

Форма работы в режимных моментах

ООД(организованно образовательная деятельность)

Утро

Познавательное развитие

Беседа на тему «Государственные символы Республики Башкортостан»

Цель: Ознакомить детей с государственными символами РБ, развивать связную речь, воспитать любовь и уважение к Родине

Рассматривание картин

«Герои нашей Родины»

Цель: Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости и восхищения героями своей Родины.

Художественно-эстетическое развитие – аппликация

Тема: Флаг РБ

Цель: Развивать творческие способности, воспитывать уважительное отношение к своей Родине, патриотизм

Прогулка по картотеке

Вечер

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Музыкальный досуг

Прослушивание гимна Республики Башкортостан и Российской Федерации

Цель: научить детей различать гимны РФ и РБ, ознакомить с правилами поведения во время прослушивания гимна.

Дидактические игры

«Собери флаг»

Цель: Продолжать знакомить детей с представлением о флаге, со значением флага в современной жизни. Воспитывать уважение к государственному символу - флагу

3 день

Башкирский орнамент

Цель: Познакомить с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», закреплять теоретические знания с практическим.

Режимные моменты

Образовательная деятельность

Форма работы в режимных моментах

ООД(организованно образовательная деятельность)

Утро

Речевое развитие

Познавательное развитие

Беседа

«Башкирский орнамент»

Цель: Познакомить  с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент».

Беседа по интересам детей

Тема: «Где еще можно встретить башкирский узор?»

Наблюдение

Дети наблюдают за тем, как воспитатель на доске мелом рисует башкирский узор

Пальчиковая гимнастика

Дети пальцем на воздухе рисуют башкирский узор

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Украсим палочек башкирским орнаментом»

Задачи: познакомить с элементами башкирского орнамента, научить изображать элементы орнамента, развивать мышление, творческие способности детей

Прогулка по картотеке

Вечер

Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра

«Собери узор»

Цель: формировать умения детей составлять декоративные композиции, располагать элементы, подбирая по цвету – на основе разнообразных силуэтов в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии.

Сюжетно-ролевая игра

«Ателье»

4 день

Устное народное творчество

Цель: Дать понятие об устном народном творчестве, знакомство с произведениями устного народного творчества.

Режимные моменты

Образовательная деятельность

Форма работы в режимных моментах

ООД(организованно образовательная деятельность)

Утро

Познавательное развитие

Речевое развитие

Чтение произведений познавательного цикла

Тема: Легенда «7 девушек»

Цель: ознакомить детей с легендой, развивать связную речь детей, воспитывать любовь к чтению произведений из народного творчества

Рассматривание электронных картин на тему «Память о 7 девушек»

Словестные игры

На все вопросы – один ответ

Цель: Продолжать знакомит детей с устным народным творчеством

Чтение художественной литературы и фольклора

Тема: Сказка о курае

Цель: Ознакомить с содержанием сказки, беседа о курае, рассматривание картин

Прогулка по картотеке

Вечер

Народная игра «Аҡ тирәк – күк тирәк»

Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание, активизация двигательных навыков.

5 день

Народные музыкальные инструменты

Цель:Ознакомить детей с народными музыкальными инструментами, прослушивание мелодий на этих музыкальных инструментах, наглядно показать музыкальные инструменты.        

Режимные моменты

Образовательная деятельность

Форма работы в режимных моментах

ООД(организованно образовательная деятельность)

Утро

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Беседа на тему «Музыкальные инструменты»

Цель: ознакомить детей с музыкальными инструментами

Настольно-печатные игры

«Музыкальные инструменты народов Башкортостана»

Цель: формировать умения детей различать музыкальные инструменты  народов Башкортостана

Прогулка по картотеке

Вечер

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Музыкальный досуг

Прослушивание мелодий на разных музыкальных инструментах

Знакомство с деревянной ложкой. Научить детей играть на ложке

6 день

Башкирский национальны костюм

Цель: Ознакомить детей с башкирским национальным костюмом. Научить различать названия  одежды, головного убора, обуви и украшений.

Режимные моменты

Образовательная деятельность

Форма работы в режимных моментах

ООД(организованно образовательная деятельность)

Утро

Познавательное развитие

Рассматривание картин «Национальный костюм народов Башкортостана»

Цель: научить детей различать народ по национальному костюму, развивать память и внимание.

Наблюдение

Наблюдать за воспитателем, который показывает башкирский национальный костюм мальчика, девочки и взрослого человека, обувь, головные уборы, украшения  и рассказывает о них. Развивать внимание, мышление и память.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

Тема: Кукла в национальном костюме

Цель:

Продолжать знакомство с национальными костюмами народов Башкортостана, формировать умения детей передать в своей работе национальный колорит, воспитать любовь и уважительное отношение к культуре каждого народа

Прогулка по картотеке

Вечер

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательный досуг

Тема: Башкирские народные украшения для женщин.

Цель: Продолжать знакомить с национальным костюмом, с женскими украшениями.

Дидактическая игра

«Одень башкирскую девочку»

Цель: Продолжать знакомство с национальным костюмом, формировать умения у детей различать названия одежды по вырезной картинке

7 день

Народное промыслы

Цель: Дать понятие о народных промыслах, знакомство с народными промыслами башкир.

Режимные моменты

Образовательная деятельность

Форма работы в режимных моментах

ООД(организованно образовательная деятельность)

Утро

Познавательное развитие

Беседа.

Тема: Народное промыслы

Цель: ознакомить детей с народными промыслами, ознакомить с названиями атрибутов в тематическом уголке «Башкирское народное промыслы»

Экспериментирование

Тема: Веник для бани

Цель: определить через эксперимент как сухие веники становятся мягкими. Беседа о венике.

Художественно-эстетическое развитие  Лепка

Тема: Кадушка для кумыса.

Цель: Знакомство с коневодством, с занятиями башкир, беседа о кумысе, развивать речь детей, мышление и память. Воспитывать уважительное отношения к народному промыслу.

Прогулка по картотеке

Вечер

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Создание коллективной работы – коллаж

 Нетрадиционное рисование пальчиками

Тема: Кони на лугу

Цель: Продолжать знакомство с коневодством, развивать творческие способности.

Сюжетно-ролевая игра «Коневодство»

Цель: Продолжать знакомство с коневодством, повторить названия атрибутов игры.

8 день

Башкирская юрта

Цель: Ознакомить детей с башкирской юртой, с внутренним убранством юрты, рукоделием народа .

Режимные моменты

Образовательная деятельность

Форма работы в режимных моментах

ООД(организованно образовательная деятельность)

Утро

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Экскурсия в музей детского сада

Башкирская юрта, Русская изба

Цель: Знакомство детей с башкирской юртой и с русской избой

Наблюдение

Наблюдать как  в башкирском уголке группы воспитатель показывает атрибуты и рассказывает о них

Словестная игра

«Вежливые слова»

Цель: ознакомить с правилами игры и организовать игру. Развивать речь детей. Обогащать словарный запас детей вежливыми словами

Знакомство с окружающим миром

Тема: Жилище людей: вчера и сегодня

Цель: Рассказать детям где и как жили наши предки, ознакомить с условиями проживания в юртах, наглядно показать.

Прогулка по картотеке

Вечер

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Работа в книжном уголке

Цель: Просматривание картин по теме, обогащать литературный опыт, вспомнить названия

внутреннего убранства юрты по иллюстрациям

Словестная игра

“Ответь одним словом”

Цель: обогащать словарный запас детей, развивать память и мышление

Сюжетно-ролевая игра «Животноводство»

Цель: Повторить названия атрибутов и организовать игру

9 день

Национальное блюдо башкир

Цель: Ознакомить с национальными блюдами башкир

Режимные моменты

Образовательная деятельность

Форма работы в режимных моментах

ООД(организованно образовательная деятельность)

Утро

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Беседа

Тема: Национальные блюда башкир

Цель: Знакомство детей с блюдами башкир

Рассматривание картин

«Башкирская кухня»

Цель: продолжать знакомство детей с башкирской кухней, беседа о бишбармаке

Дружеские беседы

Тема: Что дома вы готовите из теста?

Цель: Продолжать знакомить с башкирской кухней, развивать связную разговорную речь детей.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование

Тема: Сәксәк

Цель: Продолжать знакомство с башкирскими блюдами.развивать творческие способности детей, мышление, воспитать чувство гордости своим народом

Прогулка по картотеке

Вечер

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Выставка детского творчества

Настольно-печатные игры

«Найди посуду для выпечки»

Трудовые поручения

Девочкам убраться в башкирском уголке (урындыҡта)

Музыкальный досуг

Разучивание текста песни “Әсәй ҡоймаҡ бешерә”

Сюжетно-ролевая игра “Семья”

10 день

Моя малая Родина - Баймак

Цель: Знакомить детей с картой города Баймак, с его легендой, с героями-земляками, с символами, с традициями города.

Режимные моменты

Образовательная деятельность

Форма работы в режимных моментах

ООД(организованно образовательная деятельность)

Утро

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Беседа

Тема: Мой родной город Баймак

Цель: Знакомство с достопримечательностями города, с выдающимися людьми города.

Экскурсия в краеведческий  музей города

Цель: Знакомить с героями - земляками – участниками ВОВ и тружениками тыла, памятником, воздвигнутым в их честь. Знакомить с традициями города. Знакомить с ландшафтом, природой Баймака и Баймакского района. Знакомить с населенными пунктами Баймакского района и его жителями.

Воспроизведение художественной литературы и фольклора

Тема: А.Игебаев «Мы Баймакцы»

Цель: прочитать стихотворение, заучивание отдельных куплетов. Беседа по содержанию, развивать речь детей, воспитывать любовь к родному городу, патриотизм.

Прогулка по картотеке

Вечер

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу в автобусе»

Игровые ситуации

Тема: Мы встретили на улице ветерана

Викторина

Тема: Насколько я хорошо знаю свой город?

Задачи: Знакомить детей с достопримечательностями родного города, близлежащими улицами. Знакомить с предприятиями города, познакомить с учреждениями культуры. Дать понятия « Малая родина». Познакомить с символикой Баймака «флаг, герб». Воспитывать любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свою Родину, формировать в детях образ своего края, воспитать чувство гражданско− патриотической гордости за свою малую родину и уважения к людям разной национальности, их обычаям и традициям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Книга рецептов народов Башкортостана "Готовим вместе с мамой"

Идея создания кулинарной книги возникла у меня в процессе изучения тем «Овощи» и «Фрукты». Так как мы уделяем большое внимание формированию у наших детей патриотизма, то я реши...

Культура народов Башкортостана

Дидактического пособие, как источник получения знаний и социального опыта детьми национальной культуры народов, населяющих Башкортостан...

Авторский сказ в номинации "Сохранение культурного наследия народов Башкортостана"

laquo;Семь чудес Башкортостана»Зал оформлен в виде лужайки с березами и цветами. Присутствуют ширмы теневого и кукольного театра, интерактивная доска. Звучит красивая башкирская мелодия, автор ...

Лепбук "Соцветие дружбы народов Башкортостана"

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств, воспитание любви к малой родинеЗадачи: - пропагандировать национальные обычаи и традиции народов Республики Башкортостан;- воспитывать уважи...

Конспект занятия в краеведческом музее: «Дружба народов Башкортостана»

Занятие для детей старшей разновозрастной группы...

ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ.ТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ.РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ....