Конспект занятия "Профессии людей в сельской местности"
план-конспект занятия на тему
Конспект занятия в ДОУ. Окружающий мир.
Тема занятия: Человек красен трудам
Программное содержание: Познакомить детей с профессиями людей сельской местности: землепашец, доярка, птичница, тракторист, продавец сельского магазина. Расширять знания детей об оберегах: Дид, спорынья, прокуда. Приобщать дошкольников к русской национальной культуре, обычаям и традициям. Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание. Формировать нравственно-эстетический вкус. Воспитывать уважение к человеку труда, культуру поведения и партнерские взаимоотношения.
Материал: кукла Незнайка, деревянный оберег Дид, тряпичные куклы — спорынья, прокуда. Макет русской избы, скамейки. Клубок шерсти. Картины с изображением людей сельских профессий: доярка, птичница, тракторист, землепашец, продавец сельского магазина. Куклы, дедушка, бабушка и девочка Аленушка.
Ход занятия
Раздается стук в дверь и заходит Незнайка с клубочком. Он приветствует детей и задает вопрос:
- Вы догадались, куда я вас сегодня хочу пригласить? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что Незнайка приглашает их отправиться в прошлое, к нашим предкам)
Незнайка вместе с детьми берется за клубок, и они оправляются в русскую избу.
Воспитатель обращает внимание на вырубленную фигурку пожилого человека возле избы:
- Посмотрите на эту фигурку, кого она вам напоминает? (дедушку)
- Это Дид, так называется деревянная фигурка. Раньше возле каждого дома устанавливали такую фигурку, и считалось, что она оберегает семью, которая живет в этом доме. И еще раз напоминает нам, что главный в доме ... кто? (самый старший мужчина в доме)
- Давайте зайдем в дом, поздороваемся и поклонимся хозяевам этого дома.
- Как вы думаете, зачем это надо делать? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что так желали здоровья и выражали свое уважение тем, к кому пришли в гости)
- В доме хозяева встречают дорогих гостей хлебом с солью (куклы одетые в национальные костюмы) — дедушка, бабушка, внучка Аленушка.
- Такой обычай на Руси - встречать дорогих гостей с хлебом и солью. Это значит — мы рады вам и поделимся с вами самым дорогим. А хлеб на Руси наши предки почитали более всего. И пословицы об этом говорят: «Хлеб всему голова!», «С хлебом быть - знать, не тужить!», «Если голова на плечах, значит и хлеб будет в печах!»
Хозяева приветствуют гостей, знакомятся:
- Меня зовут Иван Сергеевич.
- Меня зовут Марфа Петровна.
- Меня зовут Аленушка.
Хозяева рады гостям и приглашают их присесть на скамейки.
Воспитатель начинает свой рассказ:
- Наши бабушки и дедушки жили вот в таких маленьких домах. В семье самый главный был ...кто? (самый старший мужчина)
- Кто же в этой семье самый старший? (Иван Сергеевич)
- Кого можно назвать хозяйкой этого дома? (Марфу Петровну)
- Почему? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что Марфа Петровна готовит обед, убирает, стирает, встречает всех гостей, кормит их и т.д.)
Воспитатель показывает детям тряпичную куклу в платочке и фартуке.
- Кого вам напоминает эта тряпичная кукла и почему? (хозяйку этого дома, потому что она тоже в платке и фартуке)
- Вы совершенно правы. Она очень похожа на хозяйку дома и называют эту тряпичную куклу спорыньей. А называют ее так, потому что у хозяйки все в руках должно спориться, т.е. она должна делать все быстро и хорошо.
- Как вы думаете, почему хозяйка должна была быстро все делать по дому? (ответы детей обсуждаются)
- Какую работу выполняла хозяйка по дому? (готовила обед, стирала белье, кормила малых детей, шила одежду, вязала разные вещи и т.д.)
- Раньше в каждой семье была такая тряпичная кукла спорынья, которая не только оберегала свою хозяйку, но и напоминала ей, что пора браться за работу.
- Кем приходится Аленушка нашим Ивану Сергеевичу и Марфе Петровне? (внучкой)
- Вся работа по дому выполнялась всеми членами семьи. Каждый выполнял свою работу. Как вы думаете, какую работу по дому могла выполнять внучка Аленушка? (ответы детей обсуждаются)
- Ребята, в каждой семье была и такая тряпичная кукла, а звали ее прокуда. Эту куклу родители давали детям, чтобы она их оберегала и напоминала, что проказничать — это плохо.
- Вы догадались, почему эту куклу назвали прокуда?
- Почему мы не видим в доме мамы и папы Аленушки? Как вы думаете, где они могут сейчас быть? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что родители Аленушки на работе)
- Бабушка, дедушка, Аленушка и ее родители живут в доме, который называется изба.
- Где могли строить такие избы - в городе или деревне? (в деревне)
- Если бы Аленушка со своей семьей жила в городе, то где могли бы работать ее мама и папа? (ответы детей обсуждаются)
- В деревне нет заводов, банков, фабрик.
- Где могли бы работать мама и папа Аленушки в деревне? (ответы детей обсуждаются)
Воспитатель показывает детям картины, на которых изображены доярка, птичница, тракторист, землепашец, продавец сельского магазина.
Проводится дидактическая игра «Кем я могу быть, если буду жить в деревне?»
Дети выбирают себе профессию и рассказывают о ней по образцу воспитателя:
«Если я буду жить в деревне, то я буду землепашцем. Землепашец пашет землю. Он готовит землю к посадке зерна. Надо пахать землю хорошо. Если земля будет вспахана хорошо, будет и хороший урожай зерна».
«Если я буду жить в деревне, я буду дояркой. Доярка доит коров. Коровы дают нам молоко. Из молока можно сделать кефир, йогурт, сметану, творог. Взрослые и дети очень любят молоко и творожные сырки» и т.д.
- На Руси всегда уважали человека, если он хорошо трудился. Все в семье старались трудиться хорошо. Учили трудиться младших, с уважением всегда относились к старшим, помогали им. В каждой семье за этим следил, как вы думаете ...кто? (самый старший мужчина в семье)
В конце занятия проводится дидактическая игра «Какие мои обязанности по дому?»
Дети в произвольной форме рассказывают своим сверстникам и Незнайке о своих обязанностях по дому.
«Меня зовут Максим. Я живу с мамой, папой и старшей сестренкой Мариной. Мой папа работает трактористом, мама работает почтальоном. Сестра Марина ходит в школу. Я люблю помогать по дому моей старшей сестре Марине. Я помогаю протирать пыль на комоде и столе. Помогаю поливать цветы на подоконнике» и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в ДОУ. Окружающий мир.
Тема занятия: Человек красен трудам
Программное содержание: Познакомить детей с профессиями людей сельской местности: землепашец, доярка, птичница, тракторист, продавец сельского магазина. Расширять знания детей об оберегах: Дид, спорынья, прокуда. Приобщать дошкольников к русской национальной культуре, обычаям и традициям. Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание. Формировать нравственно-эстетический вкус. Воспитывать уважение к человеку труда, культуру поведения и партнерские взаимоотношения.
Материал: кукла Незнайка, деревянный оберег Дид, тряпичные куклы — спорынья, прокуда. Макет русской избы, скамейки. Клубок шерсти. Картины с изображением людей сельских профессий: доярка, птичница, тракторист, землепашец, продавец сельского магазина. Куклы, дедушка, бабушка и девочка Аленушка.
Ход занятия
Раздается стук в дверь и заходит Незнайка с клубочком. Он приветствует детей и задает вопрос:
- Вы догадались, куда я вас сегодня хочу пригласить? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что Незнайка приглашает их отправиться в прошлое, к нашим предкам)
Незнайка вместе с детьми берется за клубок, и они оправляются в русскую избу.
Воспитатель обращает внимание на вырубленную фигурку пожилого человека возле избы:
- Посмотрите на эту фигурку, кого она вам напоминает? (дедушку)
- Это Дид, так называется деревянная фигурка. Раньше возле каждого дома устанавливали такую фигурку, и считалось, что она оберегает семью, которая живет в этом доме. И еще раз напоминает нам, что главный в доме ... кто? (самый старший мужчина в доме)
- Давайте зайдем в дом, поздороваемся и поклонимся хозяевам этого дома.
- Как вы думаете, зачем это надо делать? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что так желали здоровья и выражали свое уважение тем, к кому пришли в гости)
- В доме хозяева встречают дорогих гостей хлебом с солью (куклы одетые в национальные костюмы) — дедушка, бабушка, внучка Аленушка.
- Такой обычай на Руси - встречать дорогих гостей с хлебом и солью. Это значит — мы рады вам и поделимся с вами самым дорогим. А хлеб на Руси наши предки почитали более всего. И пословицы об этом говорят: «Хлеб всему голова!», «С хлебом быть - знать, не тужить!», «Если голова на плечах, значит и хлеб будет в печах!»
Хозяева приветствуют гостей, знакомятся:
- Меня зовут Иван Сергеевич.
- Меня зовут Марфа Петровна.
- Меня зовут Аленушка.
Хозяева рады гостям и приглашают их присесть на скамейки.
Воспитатель начинает свой рассказ:
- Наши бабушки и дедушки жили вот в таких маленьких домах. В семье самый главный был ...кто? (самый старший мужчина)
- Кто же в этой семье самый старший? (Иван Сергеевич)
- Кого можно назвать хозяйкой этого дома? (Марфу Петровну)
- Почему? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что Марфа Петровна готовит обед, убирает, стирает, встречает всех гостей, кормит их и т.д.)
Воспитатель показывает детям тряпичную куклу в платочке и фартуке.
- Кого вам напоминает эта тряпичная кукла и почему? (хозяйку этого дома, потому что она тоже в платке и фартуке)
- Вы совершенно правы. Она очень похожа на хозяйку дома и называют эту тряпичную куклу спорыньей. А называют ее так, потому что у хозяйки все в руках должно спориться, т.е. она должна делать все быстро и хорошо.
- Как вы думаете, почему хозяйка должна была быстро все делать по дому? (ответы детей обсуждаются)
- Какую работу выполняла хозяйка по дому? (готовила обед, стирала белье, кормила малых детей, шила одежду, вязала разные вещи и т.д.)
- Раньше в каждой семье была такая тряпичная кукла спорынья, которая не только оберегала свою хозяйку, но и напоминала ей, что пора браться за работу.
- Кем приходится Аленушка нашим Ивану Сергеевичу и Марфе Петровне? (внучкой)
- Вся работа по дому выполнялась всеми членами семьи. Каждый выполнял свою работу. Как вы думаете, какую работу по дому могла выполнять внучка Аленушка? (ответы детей обсуждаются)
- Ребята, в каждой семье была и такая тряпичная кукла, а звали ее прокуда. Эту куклу родители давали детям, чтобы она их оберегала и напоминала, что проказничать — это плохо.
- Вы догадались, почему эту куклу назвали прокуда?
- Почему мы не видим в доме мамы и папы Аленушки? Как вы думаете, где они могут сейчас быть? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что родители Аленушки на работе)
- Бабушка, дедушка, Аленушка и ее родители живут в доме, который называется изба.
- Где могли строить такие избы - в городе или деревне? (в деревне)
- Если бы Аленушка со своей семьей жила в городе, то где могли бы работать ее мама и папа? (ответы детей обсуждаются)
- В деревне нет заводов, банков, фабрик.
- Где могли бы работать мама и папа Аленушки в деревне? (ответы детей обсуждаются)
Воспитатель показывает детям картины, на которых изображены доярка, птичница, тракторист, землепашец, продавец сельского магазина.
Проводится дидактическая игра «Кем я могу быть, если буду жить в деревне?»
Дети выбирают себе профессию и рассказывают о ней по образцу воспитателя:
«Если я буду жить в деревне, то я буду землепашцем. Землепашец пашет землю. Он готовит землю к посадке зерна. Надо пахать землю хорошо. Если земля будет вспахана хорошо, будет и хороший урожай зерна».
«Если я буду жить в деревне, я буду дояркой. Доярка доит коров. Коровы дают нам молоко. Из молока можно сделать кефир, йогурт, сметану, творог. Взрослые и дети очень любят молоко и творожные сырки» и т.д.
- На Руси всегда уважали человека, если он хорошо трудился. Все в семье старались трудиться хорошо. Учили трудиться младших, с уважением всегда относились к старшим, помогали им. В каждой семье за этим следил, как вы думаете ...кто? (самый старший мужчина в семье)
В конце занятия проводится дидактическая игра «Какие мои обязанности по дому?»
Дети в произвольной форме рассказывают своим сверстникам и Незнайке о своих обязанностях по дому.
«Меня зовут Максим. Я живу с мамой, папой и старшей сестренкой Мариной. Мой папа работает трактористом, мама работает почтальоном. Сестра Марина ходит в школу. Я люблю помогать по дому моей старшей сестре Марине. Я помогаю протирать пыль на комоде и столе. Помогаю поливать цветы на подоконнике» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Труд людей в сельской местности.
Формировании у детей старшего дошкольного возраста устойчивого эмоционально- положительного отношения к труду в сельской местности....
Проект "Взаимодействие дошкольной группы и семьи в воспитании и развитии ребенка в сельской местности"
В рамках задач, поставленных Президентом Российской Федерации по повышению престижа российской семьи, в настоящее время на государственном уровне назрела необходимость привлечения в...
Конкурс. АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ...
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....
презентация "Дома сельской местности"
Чем сельская местность отличается от города? Конечно же постройками, домами. А какие они? Вы узнаете просмотрев мою презентацию...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в сельской местности
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в сельской местности...
Конспект занятия «Исследовательское путешествие по городу и сельской местности»
Полный конспект занятия для детей старшего возраста (Город и сельская местность)...