Краткосрочная образовательная практика «Календарные народные праздники»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кузьмина Роза Гурьевна

Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Поэтому этнокультурная направленность является неотъемлемой частью  образовательной деятельности в ДОУ.
  Организации и проведению народных праздников в ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам народной культуры, сохранению ее традиций. 
Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним.
Поэтому считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ «Отдел образования Волжского муниципального района» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Пеледыш» с. Сотнур Волжского муниципального района Республики Марий Эл

                

Краткосрочная образовательная практика

«Календарные народные праздники»

                                                          Подготовила: музыкальный  руководитель       высшей категории Кузьмина Роза Гурьевна
   
    Руководитель РМО Леонтьева И.Ю._____
_______________________15.05.2018г.____                                                                                

        

                                                  с.Сотнур

                                                    2018г.

                                                                   Без прошлого — нет будущего,
                                                                  Без языка — нет нации,
                                                                  Без нации — нет культуры,
                                                                  Без культуры — нет народа.


 Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Поэтому этнокультурная направленность является неотъемлемой частью  образовательной деятельности в ДОУ.
 Организации и проведению народных праздников в ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам народной культуры, сохранению ее традиций. 
Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним.
Поэтому считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
 Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции,  а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции.
В нашем детском саду развитие детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений художественно-эстетического воспитания. 
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Праздники знакомят детей с народными традициями, обрядами, фольклором марийского народа. 
Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. 
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. 
Особое внимание уделяется совместному участию семьи в творческих мероприятиях. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Организовываем праздники, развлечения, театрализованные представления и праздники фольклорного направления: «Шинчымаш кас», «Конга пайрем», «Шорыкйол», «Рождество», «Кугече» и другие. Устраиваем выставки детских творческих работ, компьютерную презентацию или фотовыставки во время этого праздничного мероприятия. Используем в праздничной программе инсценированные драматические сказки: «Рывыж ден тумна», «Изий», «Реве»…
Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы.
Каждый год в нашем детском саду 12 февраля отмечаем старинный марийский национальный праздник «Конга пайрем» («Праздник печки»). Прежде чем провести праздник мы с детьми подготовительной группы провели исследовательскую работу «Печь: прошлое и настоящее».
Нет ничего удивительного в том, что у печки есть свой праздник. Но вряд ли его сейчас широко отмечают – ведь в современных деревнях далеко не в каждом доме есть печка. Печь была символом домашнего очага. Раньше в избе возле двери располагалась печь. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя.

 Данная краткосрочная образовательная практика «Календарные народные праздники» имеет специализированную направленность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, эффективно содействующую духовному и познавательному развитию, направленную на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей, формированию первоначальных трудовых навыков.  
Цель: Приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русском быте, определить место печи в прошлом и настоящем.
Задачи:
 - Собрать информацию о роли, месте и назначении печи в крестьянском быту.
- Формировать знания детей об устройстве печи.
- Обогатить словарь детей новыми словами.
- Развивать творческие способности у детей.
- Использовать различные виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки).
- Повысить интерес родителей воспитанников к участию в мероприятиях вместе с детьми.
 

Принципы построения КОП

  • принцип развивающего обучения;        
  • принцип «мини - макса» согласно которому, ребенку дается максимальный объем знаний, но освоить он должен минимум, развитие каждого ребенка происходит в своем «темпе»;
  • принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • построение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • учет основного вида деятельности, возрастных особенностей детей.  

В краткосрочной образовательной практике «Календарные народные праздники» реализуется деятельный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую, игровую  деятельность,  их сопровождение, поддержку.
 Возрастная категория детей: 6-7 лет
 Формы и методы работы: описательно-повествовательный, хронологический, интервьюирование, анкетирование и наблюдение.
Какие же факторы определили актуальность темы?
Во-первых, в последнее время растет интерес к культурному наследию русского народа: проводятся этнофестивали, создаются музеи и организуются выставки, посвященные марийскому быту.

Во-вторых, в результате анкетирования выяснилось, что современные дети очень мало знают о русской печи. И, наконец, еще один фактор, который делает тему работы актуальной. Даже в наши дни печка продолжает служить верой и правдой.

Этот факт был выявлен в результате анкетирования.
 
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:

  • метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др.  наглядных пособий);
  • использование игр и игровых форм организации;
  • словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения, объяснение);
  • разучивание песен, хороводов;
  • музыкально-ритмические движения;
  • частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Достигнутые результаты: Ребята узнали что, печь была не только сердцем и душой дома, но и основой всей жизни человека. Без неё жизнь людей в прошлом была невозможна. Мы познакомились с устройством печи, узнали, какой должна быть настоящая печь, расширили свои знания об использовании печи, познакомились с предметами печной утвари. 
Таким образом, роль печи в жизни народа была велика, и отношение народа к печи было особенным. Печь была главной в доме, без неё не обходилась ни одна семья на Руси - матушке, потому что печь и кормила, и грела в суровые  морозы, и лечила, и мыла-парила, предсказывала погоду, и умела делать ещё много разных вещей. В подобранных и прочитанных пословицах, поговорках, поверьях печь предстаёт перед нами как живое существо, что-то святое, неприкасаемое, одно только сравнение печи с «матерью родной» чего стоит!!! 
Печь – сердце и душа дома, основа – крестьянского быта. Без печи жизнь людей в прошлом была невозможна. 
Несмотря на свою многовековую историю, печь успешно дожила до наших дней. До сих пор она используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше. Печь уходит в прошлое, и поэтому ради сохранения культуры мы должны знакомить дошкольников с историей печи.
 Продукт деятельности:

  • выставка рисунков «Печка-матушка»;
  • методическая разработка КОП «Календарные народные праздники»;
  • презентационный материал.

Формы подведения итогов КОП:
   «
Конга пайрем»

  Содержание кратковременной образовательной практики «Календарные народные праздники» 

Название

Задачи

Содержание деятельности

Материалы, оборудования

1

Экскурсия в мини-музей детского сада

  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства. Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться  современном мире.

Познакомить воспитанников с предметами марийского народного быта, с фольклором.

атрибуты, воссоздающие интерьер марийской избы

2

Мастер-класс «Русская печка» 

  • Продолжать знакомить детей с бытом марийской семьи.
  • Развивать речь детей. Активизировать её словами:  печь, труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.
  • Развивать творческие способности, детей.
  • Воспитывать интерес  и уважение к народным традициям, истокам марийской культуры.

Изготовление из коробок «печки»

1)выбор коробок;

2) приклеивание бумагой коробок;

3) наклейка дверцы, колец.

3

Просмотр мультфильмов «Трое из Простоквашино».

  • расширять представление об окружающем мире, знакомить с новыми словами, явлениями, ситуациями;
  • формировать оценочное отношения к миру;
  • развивать эстетический вкус.
  • воспитывать  интерес к советским мультфильмам

просмотр

телевизор

4

Выставка рисунков «Печка-матушка»

  • раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребёнке.
    Пробудить интерес у детей к созданию разнообразных, неповторимых и оригинальных работ

Выставка- это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей.
Выставка– это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности.

Альбом, гуаш

5

«Конга пайрем»

  • прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, фольклору, народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым,
  • -развивать двигательную активность,
  • -вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.
  • -способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.

праздник

аудиозаписи с марийской народной музыкой; «уголок марийской избы» с предметами быта, деревенской утварью, половичками; имитация  печи; марийские народные костюмы; пироги .

Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями национальных традиций родного края. 
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. 

Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная образовательная практика "Весёленькие ребусы"

Посетив краткосрочную образовательную практику "Весёленькие ребусы" , которая состоит из 4 занятий по 25 минут, дошкольники научатся решать и составлять ребусы....

Краткосрочная образовательная практика "В гостях у сказки"

Развитие творческих способностей детей, посредством театральной деятельности....

Краткосрочная образовательная практика «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3-4 лет

Данный кратковременный образовательный практик способствует  развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности  самих детей.Серия наблюдений, опытов и экспериментов  ...

КРАТКОСРОЧНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА "НАРОДНАЯ КУКЛА"

Обучение детей развитию ручной умелости, конструктивных умений,творчества и способности к преобразованию материалов....

Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики

Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...

Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ

Презентация для педагогов ДОО по теме  "Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ"...