Педагогический проект «Воспитание этнографической компетентности у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам народной культуры »
проект (старшая группа) на тему
Актуальность
Обращение государства на современном этапе развития общества к нравственным и духовным истокам России и возрождению культурного наследия, к своей истории, к воспитанию гражданина с дошкольного возраста.
Проблема
В современной России произошла подмена ценностей, происходит вырождение исторических корней, своих национальных истоков.
По итогам мониторингового исследования выявлено, что знания как детей, так и родителей по этнографии находятся на низком уровне, что современный ребёнок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией об истории народной игрушки. А это ведёт к потере культурно-исторических корней своего народа.
Гипотеза
Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с родной культурой, национальными традициями в условиях мини-музея, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, и в будущем они сумеют сохранить культурные ценности своей Родины
Цель
Передача детям духовного опыта, способствующего восстановлению связей между поколениями, через народное искусство, приобщение детей к народной культуре, дающей безграничные возможности творческой самореализации и развития личности ребёнка.
Задачи
Пробудить интерес к истории и культуре России
Воспитание национальной самобытности, этнографической компетенции всех участников проектной деятельности
Воспитание национальной самобытности, этнографической компетенции всех участников проектной деятельности
Расширить знания дошкольников об истории экспонатов мини-музея
Развивать детское творчество, учить детей изготовлять куклы своими руками.
Ожидаемые результаты
1.Пробуждение интереса детей и взрослых к истории и
культуре своей Родины, любви к родному краю.
2. Пробуждение интереса детей и взрослых к истории и
культуре своей Родины, любви к родному краю.
3. Умение изготовлять народные тряпичные куклы
своими руками
4. Воспитание чувства коллективизма, отзыв-
чивости, сопереживания, стремления помочь.
5. Объединение усилий педагогов и родителей
при организации работы по приобщению к
русской национальной культуре
Подготовительный этап
1.1. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора
1.2. Определение цели и задач проекта
1.3. Подбор экспонатов для мини- музея
1.4. Подбор литературных произведений о традициях жителей Умётского района
1.5. Подбор видеоматериалов, слайдов по данной теме
1.6. Подбор дидактических игр, конспектов занятий по теме проекта, сценариев народных праздников и развлечений, разработка планирования
1.7. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта
1.8. Мониторинг этнографической культуры всех участников проектной деятельности
Основной этап
1.Внедрение тематического планирования по этнографии и краеведению.
2.Организация системы работы по дополнительному образованию детей – кружка «Матрешка» (график внедрения работы, планирования работы, конспектов разных специально организованных форм детской деятельности).
3.Внедрение вариативных диагностических методик по теме проекта.
Разработка и внедрение плана театрализованных развлечений «Посиделки».
4.Разработка и внедрение индивидуальных творческих маршрутов
5.Предоставление этапных методических материалов
6.Создание предметно-развивающей среды
7.Создание этнографического мини-музея
8.Создание «Волшебного сундучка»
(подбор материалов для детского
творчества)
9.Создание творческо-театральной зоны
10.Создание библиотеки (книги с устным
русским народным фольклором, сборник
русских народных сказок, книги по русским
народным промыслам, по краеведению
Итоговый
1.Проведение проблемно-ориентированного анализа достигнутых результатов по реализации проекта
2.Сопоставление полученных результатов с прогнозируемыми
3.Определение перспективы развития проекта:
расширение информационного поля проекта
вовлечение в проектную деятельность все большего числа участников (специалисты учреждения, учреждения культуры)
расширение возрастной категории участников проекта (младший дошкольный возраст
Выводы по результатам проекта
1.У детей появился интерес к изучению русской
народной культуры.
2.У детей появился интерес к изучению русской
народной культуры.
3.Расширились знания о традициях и обычаях
русского народа.
4.Пополнились знания о традиционных
народных устоев
5.Возросло желание детей изучать фольклор
русского народа во время свободного досуга и
использовать его в игровой деятельности
6.Повысилась заинтересованность родителей к
возрождению народной культуры своего народа
Результаты проекта
1.Создание мини-музея «Наши истоки»
2.Организация работы кружка по декоративно-прикладному искусству «Матрешка»
3.Проведение фольклорного праздника «Велик День- Пасха Христова»
4.Участие детей в региональном конкурсе «Искорки Тамбовщины», в Международном Детском Творческом Фестивале «Апельсин»
5.Выступление на РМО об обобщении педагогического опыта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»
Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»...
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре
приобщение детей к народной культуре является средством воспитания уних патриотических чувств и развития духовнрсти....
«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».
Тема моей педагогической работы «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщен...
Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»
Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»...
Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»
Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории...
«Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»
На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развити...
Консультация для родителей «Воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежност...