Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
приобщение детей к народной культуре является средством воспитания уних патриотических чувств и развития духовнрсти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре
Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А.Сухомлинский
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье. Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Каждый педагог работает в этом направлении, но каждый делает это индивидуально, так как представляет сам, и настолько насколько считает это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.
В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций . Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивали колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта мудрость, сохраненная веками, должна быть передана детям.
В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Знакомим с народным промыслом: дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, хохломской росписью, гжель и т. д. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать художественный вкус и любовь к своей Родине. Чтобы ближе познакомить детей с декоративной росписью, в ДОУ создан кружок «Город мастеров». На занятиях дети знакомятся с историей народного творчества, осваивают приёмы лепки и работы с кистью. Шире и глубже знакомим детей с символикой орнаментами русского декоративного искусства и её значением. Работа по ознакомлению детей с народно декоративным творчеством осуществляется поэтапно.
На первом этапе детей знакомят с историей возникновения декораивно-прикладного искусства, рассматривают предметы промысла, выделяют цветовые приемы, основные элементы узора.
На втором этапе дети упражняются в рисовании простейших элементов росписи.
На третьем этапе дети составляют узоры, используя приобретенные навыки.
На четвертом этапе дети упражняются в умении наносить роспись на вырезанные из бумаги силуэты, глиняные формы.
Одним из важных условий для самостоятельной художественной деятельности детей является создание мини-музеев, где дети имеют возможность не только рассмотреть, но и потрогать экспонаты. В непосредственной близости от мини-музея целесообразно расположить художественный материал для воплощения замыслов, иллюстрации для рассматривания.
Создание условий для выставки детских работ создаст дополнительный стимул к творчеству, вызовет интерес к своим национальным истокам, приобщит детей к истории русского народа, что в свою очередь способствует развитию патриотических чувств. Именно творчество несет в себе все характерные черты прошлого нашей страны, воспевает нравственные ценности (преданность, добро, любовь, отвагу, мудрость и т.д.). Народные песни и танцы передают характер, переживания, восприятие окружающего мира нашими предками. Прикладное искусство заставляет отнестись уважительно к труду и творчеству прошлого поколения. Таким образом, мы, родители, вместе с детьми можем наблюдать развитие культуры нашей страны. А это является залогом познавательного и нравственного развития детей
Список литературы
1. Бударина Т. А., Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Детство-Пресс 2000
2. Ботякова О. Л. Солнечный круг Детство-Пресс 2002
3. Баранов Д. А. Русская изба Искусство 1999
4. Дайн Г. Л. Детский народный календарь Детская литература 2001
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Детство-Пресс 1998
6. Куприянова Л. Л. Русский фольклор С-Петербург 2008
7. Лаврентьева Л. С. Культура русского народа Паритет 2007
8. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях ОЛМА-ПРЕСС 2009
9. Терещенко А. В. Быт русского народа Русская книга 2010
10. Тихонова М. В. Традиции русского дома ОЛМА-ПРЕСС 2010
11. Шангина И. И. Русский народ С-Петербург 2007
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№21 «Аленький цветочек» МО г. Саяногорск
Доклад
Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре
Автор:
Воспитатель: Заболотная Ж.А,
Воспитатель: Кувина С. А.
Сянгорск -2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...
Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»
Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»...
Педагогический проект «Воспитание этнографической компетентности у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам народной культуры »
АктуальностьОбращение государства на современном этапе развития общества к нравственным и духовным истокам России и возрождению культурного наследия, к своей истории, к воспитанию гражданина с дошколь...
Самообобщение опыта по теме: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
Из опыта работы...
«Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным традициям».
Тема моей педагогической работы «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщен...
Консультация для родителей «Воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежност...