Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»
методическая разработка

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_noyabr_2019.docx43.66 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему:

«Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста

через приобщение к истокам русской истории»

Цель педсовета:  совершенствование работы педагогов ДОУ по формированию духовно – нравственных, гражданских и патриотических основ у детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории.

Задачи педсовета:

  1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию духовно – нравственных, гражданских, патриотических основ через приобщение к русской истории.
  2. Обновить содержание, методы и формы работы по духовно – нравственному и гражданско - патриотическому воспитанию.
  3.  Обобщить опыт работы воспитателей по формированию у дошкольников гражданских и патриотических основ в рамках использования проектной деятельности.

 Подготовительная работа:

  1. Распределение исторического материала по блокам «История семьи», «История малой Родины», «История страны», «История народов»
  2. Смотр – конкурс лэпбуков «Моя малая Родина»
  3. Методические рекомендации по составлению и реализации проекта «Этих дней не смолкнет слава»
  4. Открытые просмотры НОД в старшей, подготовительной группе по гражданско – патриотическому воспитанию»

План проведения

  1. Вступительное слово
  2. Просмотр мультфильма
  3. Актуальность темы
  4. Формирование гражданско – патриотических и духовно – нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»
  5. Презентация проекта «Этих дней не смолкнет слава»
  6. Презентация лэпбуков «Моя малая Родина», подведение итогов конкурса.
  7. Решение педагогического совета.

Ход семинара – практикума

1.Отчет о выполнении решения предыдущего педсовета (ст. воспитатель Орехова Л. В.)

На предыдущем тематическом педагогическом совете мы уже поднимали тему формирования гражданско - патриотических и духовно – нравственных основ у детей дошкольного возраста. Было вынесено решение:

1. Систематически планировать образовательную работу по формированию духовно – нравственных, гражданских и патриотических основ у детей дошкольного возраста, используя разнообразные формы и виды деятельности.

2. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме

гражданско - патриотического воспитания детей через ознакомление с культурой и историей родного края и страны.

3.Планировать проектную деятельность по гражданско – патриотическому воспитанию детей.

Средняя группа – «

Старшая группа – «Богатыри земли русской»

Подготовительная группа – проект « О героях былых времен»

4.Пополнить центры патриотической направленности (дидактическими, настольными играми по теме; творческими работами детей теме; лэпбуками)

Работа в данном направлении была продолжена. Т. о. решение педсовета можно считать выполненным.

 2.Вступительное слово.

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения, а именно активизировать работу педагогов по формированию гражданско – патриотических и духовно – нравственных представлений у детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории.

Просмотр мультфильма.

Предлагаем вашему вниманию небольшой мультфильм (просмотр мультфильма)

Актуальность темы.

В настоящее время тема воспитания у подрастающего поколения гражданско – патриотических качеств является очень актуальной  и востребованной. И уделять ей внимание необходимо начинать  уже с дошкольного детства.

Поэтому в  настоящее время усиленно внимание к решению задач гражданско - патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Данные задачи  находят свое отражение в нормативных документах федерального и регионального уровней:

  • Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года. Постановление Правительства РВ от 04.10.2000 г. № 751.
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р.
  • Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020г»
  • ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995г. № 32-ФЗ
  • Концепция семейной политики ЯО на период до 2025г. Утверждена постановлением правительства области от 29.12.2014 № 1408-п.

Указанные документы характеризуют социальный запрос государства к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны. 

Сформулированы следующие задачи по гражданскому, патриотическому и духовно – нравственному воспитанию детей:

  • Формировать у детей высокий уровень духовно – нравственного развития, чувства причастности к историко – культурной общности русского народа и судьбе России.
  • Формировать уважение к русскому языку как государственному языку РФ, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения.
  • Формировать внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей социальной действительности.

Актуальность этих задач отражена и в ФГОС дошкольного образования.

В методологическую основу разработки и реализации ФГОС дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»

Почему именно в дошкольном детстве необходимо начинать данную работу?

Потому что дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии.  Он воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая сомнению. Опыт, приобретенный детьми в дошкольном возрасте, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. А без знания своих корней, истории и традиций своего народа  нельзя воспитать  полноценного человека.

Прежде чем приступить к работе, было проведено анкетирование родителей воспитанников по теме: «Гражданско – патриотическое и духовно – нравственное развитие ребенка в семье». Проанализировав анкеты, мы увидели, что маленький процент родителей знакомят своих детей с историческими местами, достопримечательностями своего города, страны, с символикой государства и традициями своего народа, с памятными датами страны, с родословной своей семьи и чтят семейные традиции. Родители не знакомят своих детей с русской историей.

3.Формирование гражданских и патриотический основ у детей дошкольного возраста через ознакомление с русской историей.

«А причем здесь дети – дошкольники? Зачем дошкольникам знания об истории своей страны? Ведь систематизированный курс истории дети получают в школе» - скажете вы. Но чтобы этот курс был усвоен детьми хорошо, необходимо еще до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем. Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа, его наследию способствует воспитанию уважения и гордости за землю, где они живут. Настоящего патриота Родины нельзя воспитать без формирования у него элементарных исторических представлений о своей стране.

« Не зная прошлого, — писал В.Г. Белинский, — нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее». Историю своей семьи, своей малой Родины, страны человек постигает на протяжении всей жизни. Первые шаги в этом направлении ребенок делает еще в дошкольном возрасте.

Введение исторического материала в содержание гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников, поможет:

  1. Повысить познавательную мотивацию у детей  и расширит их кругозор.
  2. У детей начнут формироваться пространственно – временные представления и основы исторического мышления.
  3. Дети  учатся анализировать, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности.
  4. Они  получают представления о первопредметах и первособытиях, о влияние человека на ход исторического развития.
  5. Дети приобретают опыт планирования и прогнозирования собственной жизнедеятельности.

Наиболее полное и легкое освоение исторической информации детьми старшего дошкольного возраста будет возможно только при условии интегрированного подхода к их историческому образованию. То есть максимальное обогащение материала с помощью использования различных видов детской деятельности (игровой, практической, изобразительной, коммуникативной, трудовой, музыкальной  и т. д.)

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому воспитатель должен проявлять корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребенка.

Таким образом, решая задачи исторического воспитания дошкольников, каждый педагог строит свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были бы активными участниками, где широко применялась бы наглядность.

Большое значение для историко-патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом своей Родины - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

Исторический материал мы разделили  на следующие тематические блоки. Деление на блоки во многом связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и образовательными задачами по социально – коммуникативному и познавательному развитию в ООП ДОУ. Система и последовательность работы по формированию гражданско – патриотических основ  у  детей дошкольного возраста может быть представлена следующим образом: Семья – Детский сад –  Родной город – Родная страна

История – одна из увлекательных наук и всем детям очень интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на свете. Сам факт, что в мире что – то было, завораживает и интригует. Что это за таинственное «давным – давно»? Но в тоже время заинтересовать историей ребенка – дошкольника тоже трудно, потому что он плохо ориентируется во времени. Все, что было раньше того времени, о котором они в данный момент помнят, называется у детей просто - «давным – давно» Они с трудом могут вспомнить, какое событие было раньше, а какое позже.

Блок «История семьи»

Поэтому начинать изучение истории можно на примере истории из жизни самого малыша, затем истории мам, пап, бабушек и дедушек. Это легче для ребенка, а еще и потому что  чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Здесь необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Именно в семье ребенок может получить знания об истории своего рода и семейных традициях.

Вообще практика показывает, что в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы,

это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

Генеолог Л.М.Савелов считал, что «доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины».

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, рисунок рта и носа, достоинства и слабости. А что мы о них знаем? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. А это и есть история: в фотографиях, в разных именах, в любимых лицах. А фотографии они как метки, по ним легче пробираться в минувшие годы.

Тематическое планирование занятий может быть следующим:

  1. Имя, его значение. Почему меня так назвали родители?
  2. История имен.
  3. Отчество.
  4. Как появились фамилии.
  5. Семейный альбом. Моя родословная.
  6. Семейные традиции.
  7. Мой детский сад.

Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Николаю: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства»

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Через знакомство со своей родословной, с историей своей семьи (откуда приехали в данный населенный пункт, какими игрушками и в какие игры играли их прабабушки и прадедушки, какую они носили одежду, какие блюда ели и т.п.) дети знакомятся с историей России и это не проходит поверхностно, а, учитывая практические занятия, накладывает отпечаток на душу ребенка, который чувствует себя частичкой истории. И, кто знает, может, благодаря такому воспитанию, маленькие россияне 21 века, став взрослыми, будут гордиться не только своим родным краем, но и великой Россией!

Блок «История родного города»

Любовь к Родине начинается и с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, природой своего родного региона.

Учитывая тот факт, что история — это, прежде всего, наука о прошлом, о далеких и недавних событиях в жизни людей, основополагающим направлением элементарного исторического образования старших дошкольников является познание истории родной Отчизны через

краеведение, через ознакомление с жизнью людей, которые творчеством, научными открытиями и подвигами прославили свою родину. Именно краеведение в большей степени поможет ребенку открыть в нашем историческом прошлом, что-то совершенно новое, ценное.

Историко – краеведческую деятельность можно построить по 3 направлениям:

  • Познавательная деятельность (идет от простого знакомства до поиска новых знаний)
  • Практическая деятельность (это организация выставок, мини музеев, исторических уголков и др.)
  • Коммуникативная деятельность (развивает у дошкольников навыки общения и потребность в нем)

Мы живем и работаем в старинном городе, который богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ.

Цель работы в данном блоке: это ознакомление дошкольников с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Тематическое планирование занятий может быть следующее:

1. История города.

2. Достопримечательности города.

3. Защитники города (знакомство с героями ВОВ)

4. Культура и традиции нашего города.

5. Природа родного региона.

Блок «История родной страны»

Цель работы: формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.

2. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн страны.

3. Знакомство с русской культурой, языком, традициями.

4. Расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках, о том, что РФ (Россия) – огромная многонациональная страна.

6. Формировать элементарные представления об истории страны, знакомить с ее героическим прошлым.

Тематическое планирование занятий может быть следующее:

  1. «Богатыри земли русской» (былинные образы героев богатырей Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Образы богатырей в творчестве известных деятелей искусства, например, картина В. М. Васнецова «Богатыри» Богатыри новгородского типа – Садко)
  2. Как возникла Россия (знакомство детей с историей возникновения страны)
  3. Государственная символика. Москва – столица России (Символика страны – герб, флаг, гимн. История российского герба и флага. Красная площадь, стены и башни Московского Кремля)
  4. Предметы быта Древней Руси.
  5. Традиции русских праздников (Новый год, Рождество, Крещение, Масленица, Пасха)
  6. Защитники Отечества (А. Невский, Суворов, Кутузов и др.)
  7. Великая отечественная война.

В старшем дошкольном возрасте, рассказывая детям о России нельзя обойтись без знакомства с государственной символикой. Но понятие «символ», а также такие термины, как «символизирует», «олицетворяет» для дошкольников весьма сложны. Сложны для понимания малышей и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной. Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного

государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?

В доступной для детей форме можно погрузиться вместе с ними в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей. Беседы и занятия необходимо сопроводить иллюстративным материалом. Использовать книги о рыцарях, где есть изображения разнообразных флагов и щитов. Подвижные игры, раскраски, продуктивная деятельность, дидактические игры, игры с

Лего наборами (замки, рыцари, боевые кони), чтение адаптированной литературы (средневековые легенды) помогают на эмоциональном уровне закрепить полученный материал. Здесь уместно использовать виртуальную экскурсию в прошлое.

Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получат представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические

или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари славился; уникальный природный объект или «живность», в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится (отражение в гербах профессий, экологии, военной тематики).

Тема «Защитники Отечества», «ВОВ» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме и насилии. Задача педагогов помочь дошкольникам сначала понять, а затем и принять ценности мира, добра и толерантности.

В настоящее время в книжных магазинах появились более или менее удачные учебники, которые можно назвать введением в историю. Одни авторы выбрали форму рассказов по

истории нашей страны,  другие пытаются раскрыть многогранность исторической науки через знакомство детей с понятием времени, истории, со вспомогательными историческими дисциплинами. Сейчас книжные магазины предоставляют нам широкий выбор разного рода энциклопедий, в том числе и для дошкольников. Однако здесь нужно быть осторожными, так как в работе над изданием принимают участие не только российские, но и западные авторы,

не всегда компетентные в истории нашей страны, и в тексте могут встречаться фактические ошибки.

Историческое прошлое  без  темы войны будет не  полным представлением  истории нашего государства. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.

К сожалению, чаще всего герои современных детей  – это Человек из стали и Бэтмен. Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, нас педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Существует мнение, что может быть, не стоит травмировать детскую психику?  

О войне нужно говорить — и говорить нужно серьезно. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Блок «История народов»

Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и

толерантного отношения к представителям других национальностей, культур и традиций.

Для отечественной педагогики понятие «толерантность» достаточно новое, однако в государственных документах этот термин звучит уже достаточно устойчиво.

Толерантность – это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Наша страна – многонациональная, поэтому педагогам необходимо знать, как организовать образование и воспитание всех детей, независимо от их этнической принадлежности. Именно поэтому нам необходимы знания народных традиций, обычаев,

социальных норм, отношений народов других национальностей и знакомить с ними детей. Для составления тематического планирования необходимо посмотреть, дети каких национальностей посещают группу. От этого будет зависеть выбор тем, подборка дидактических и подвижных игр, выбор художественной литературы и музыкальных произведений и т. д.

К концу дошкольного возраста ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Формы и методы работы по формированию у детей дошкольного возраста гражданских и патриотических основ  через приобщение к русской истории могут быть разными:

Основной формой организации является: НОД (тематические занятия);

  • Досуги и развлечения, праздники, массовые мероприятия;
  • Экскурсии, в том числе виртуальные, целевые прогулки;
  • Игры и квесты (сюжетно – ролевые, театрализованные игры, дидактические, подвижные), которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую  формировать у детей соответствующие знания и навыки;
  • Моделирование.

Оно может использоваться как в НОД, так и в совместной деятельности с детьми.

Это может быть:

-  моделирование возможной исторической ситуации по принципу "если

бы". Дети создают историческую ситуацию, которой не было, но могла бы быть;

моделирование по принципу реконструкции. Дети по заданию воспитателя ставятся в позицию исследователя, когда по отрывкам из сказок, рассказов, энциклопедий, других источников им предлагают воссоздать историческую ситуацию и сделать выводы. В качестве

исторических источников могут быть использованы и документы из домашнего архива, воспоминания старших, интервью очевидцев.

  • Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, презентаций;
  • Прослушивание литературных и музыкальных произведений;
  • Конкурсы и выставки детского творчества;
  • Кружковая работа (театральная студия, вышивание, фольклорный ансамбль, театральная студия);
  • Привлечение к посильному труду;
  • Личный пример педагога;
  • Участие в добрых делах, акциях;
  • Проектная деятельность.

Наибольшую ценность для формирования исторического сознания у детей старшего дошкольного возраста представляют проекты творческого, информационного и исследовательского типов.

Предлагаем вашему вниманию презентацию проекта «Этих дней не смолкнет слава», который был проведен в подготовительной группе.

4. Презентация проекта «Этих дней не смолкнет слава»  

5.Презентация лэпбуков «Моя малая Родина», подведение итогов конкурса.

6.Решение педагогического совета.

1. Продолжить систематически планировать образовательную работу по формированию духовно – нравственных, гражданских и патриотических основ у детей дошкольного возраста, используя разнообразные формы и виды деятельности.

Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно

2. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме

гражданско - патриотического воспитания детей через ознакомление с культурой и историей родного края и страны.

Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно

4.Педагогам всех возрастных групп продолжить пополнять центры патриотической направленности:

- дидактическими, настольными играми по теме;

- в старших группах разместить в центрах творческие работы детей (поделки, рисунки, макеты) по теме;

- пополнить блок «Моя семья»: в младших группах семейными альбомами, в старших группах альбомами «Генеалогическое древо моей семьи», «Герб семьи», лэпбуками по теме.

Ответственные – воспитатели групп. Срок исполнения – постоянно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Формирование патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста»

Как приобщить подрастающее поколение к культуре своего народа? Как разбудить нравственно-патриотические чувства маленького гражданина?...

«Воспитание гражданских и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим» ( сообщение из опыта работы)

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процес...

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории...

Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...

Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ

         Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет н...

План по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования....

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете ДОУ Тема "Роль и место LEGO-конструирования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В каждом ребёнке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит LEGO-конструирование, являющееся оптимальным средством позн...