Формирование творческой личности ребёнка дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии
проект (младшая группа) на тему
Мордовия издавна является территорией, где проживают народы-представители трех мировых культур: славянской, тюркской и финно-угорской. Это русские, мордва и татары. Все это создает благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей, которое призвано поддержать многообразие национальных культур в условиях глобализации современного мира. Оно является средством сохранения и развития этнических культур, включение их ценности в практику воспитания и обучения и тем самым решение актуальных проблем педагогики.Практическая значимость поликультурного воспитания заключается в приобщении дошкольников к традициям, к воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям народов разных национальностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование творческой личности ребёнка дошкольника в условиях поликультурного пространства Мордовии
Актуальность: Мордовия издавна является территорией, где проживают народы − представители трех мировых культур: славянской, тюркской и финно-угорской. Это русские, мордва и татары. Все это создает благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей.
Поликультурное воспитание призвано поддержать многообразие национальных культур в условиях глобализации современного мира. Оно является средством сохранения и развития этнических культур, включение их ценности в практику воспитания и обучения и тем самым решение актуальных проблем педагогики.
Практическая значимость поликультурного воспитания заключается в приобщении дошкольников к традициям, к воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям народов разных национальностей.
В рамках проекта «Формирование творческой личности ребёнка в условиях поликультурного пространства Мордовии» в 2016−2017 учебном году были выделены следующие задачи:
- Познакомить детей с мордовскими народными традициями и обычаями, с бытом мордовского народа.
- Познакомить детей с мордовским декоративно-прикладным искусством.
- Познакомить детей с мордовскими сказками, с художественными произведениями писателей Мордовии.
- Расширять представления о мордовских народных игрушках
Тип проекта: Долгосрочный (декабрь – март).
Список НОД проведенных в процессе реализации проекта:
Декабрь − Занятия по чтению художественной литературы в 1 младшей группе №6 «Читаем мордовскую сказку: Как собака друга искала» и «Читаем мордовскую сказку: Диль, диль, дедынька».
Январь − Занятие по чтению художественной литературы в 1 младшей группе «Читаем рассказ: Я. Пинясова «Дед Мороз»» и «Читаем рассказ: Ф. Бобылёва «Весёлый ручей»».
Февраль − Занятия по рисованию в 1 младшей группе «Рисуем мордовский национальный костюм» и «Украшаем платок мордовским национальным орнаментом».
Март − Занятия по конструированию в 1 младшей группе «Продолжи мордовский орнамент» и «Теремок для мордовской матрёшки»
Ход проекта: Работу с детьми начали с закрепления республики, города, в котором живут дети. Используя иллюстрации, картинки, фотоматериал знакомили детей с достопримечательностями родного города (театр, музей, зоопарк, храм, Вечный огонь и т. п.). Дети узнали о народах, населяющих Мордовию (русские, мордва, татары).
Во время реализации проекта дети обзорно познакомились с историческими особенностями быта мордовского народа. В уголке национальной культуры они имели возможность познакомиться с куклой в национальной одежде, рассмотреть особенности мордовского костюма, выделить предметы одежды при рассматривании мордовской матрёшки, куклы в мордовской одежде, тематических альбомов о Мордовии.
Приобщение к изобразительному искусству в формировании творческой личности ребёнка начинали с ознакомления с книжной графикой художников Мордовии. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации к произведениям художественной литературы, выделяли знакомые персонажи (животных, птиц, людей).
Важным средством воспитания детей дошкольного возраста издавна служат художественная литература и устное народное творчество. Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребёнка.
В течении реализации проекта с детьми изучали стихотворения Р. Федькина «Грибок», П. Макшанцева «Колыбельная», мордовскую народную песенку «Баляля, а баля», колядку «Коляда, коляда, сегодня день коляды», закличку «Лето, приди, приди». А так же читали рассказы: Я. Пинясова «Дед Мороз», Ф. Бобылёва «Весёлый ручей» и мордовские сказки: «Как собака друга искала», «Диль, диль, дедынька» и др.
Развивая интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства, мы основывались на представлениях о колорите мордовской вышивки, доступные детскому восприятию и воспроизведению. Выделяли такие элементы узоров, как «крест», «галочка», «ромб», «ёлочка». Учили детей рисовать узоры на бумаге разной формы (круг, ромб, квадрат), стараясь развить чувство цвета и композиции.
В течении реализации проекта на НОД по рисованию дети украшали элементами мордовского орнамента платочки, варежки, кувшины, передники. Познакомили детей с цветовой гаммой, характерной для мордовских узоров (красный, чёрный, белый).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческой личности ребёнка в процессе использования современных эколого - психологических тренингов
С момента появления человека на свет, закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру....
Презентация аналитического отчёта «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности».
В человеке всегда заложено творческое начало, и театральные игры, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ...
Театр: формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности
В данном материале самый распространённый вид детского творчества - театральная деятельность - рассматривается с точки зрения способа развития мышления, речи ребёнка, познания им окружающего мира, а т...
Аналитический отчёт с 2014 по 2015 г.г. «Формирование творческой личности ребёнка средствами театрализованной деятельности».
отчет по программе В гостях у сказки...
Консультация для педагогов детского сада. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.
Консультация для педагогов МДОУ. Тема: Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.Цель: Познакомиться с воспитанием и формированием творческой личности ребёнка с...
Инновационная педагогическая деятельность как условие формирования творческой личности ребенка-дошкольника
В статье, из опыта работы, рассматриваются вопросы развития творческой личнсти ребенка-дошкольника. Описываются современные инновационные технологии используемые в работе с детьми дошкольного возраста...
Тема доклада: «Игра и танец», как средство мотивации развития творческой личности ребёнка в современных условиях ДОУ.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нрав...