Инновационная педагогическая деятельность как условие формирования творческой личности ребенка-дошкольника
статья
В статье, из опыта работы, рассматриваются вопросы развития творческой личнсти ребенка-дошкольника. Описываются современные инновационные технологии используемые в работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационная педагогическая деятельность как условие формирования творческой личности ребенка-дошкольника
В современных условиях инновационный процесс в образовании приобрел массовый характер. Идет поиск способов повышения качества обучения и воспитания детей, новых ресурсов для достижения лучших результатов в образовании.
Педагогов дошкольных учреждений не удовлетворяют традиционные подходы, они нацелены на творчество, экспериментирование, поиск, соответственно применяют нестандартные формы работы, нетрадиционные методы в обучении и развитии, новые подходы в работе с детьми.
Вместе с тем возникает много вопросов. Как найти свое место в инновационных процессах, на какие критерии нужно ориентироваться в выборе технологии или программы, в какой степени возможна креативность в реализации инновационных технологий, и что является полезным для развития детей.
Прежде всего давайте вспомним, что такое педагогические инновации.
Слово «инновация» происходит от латинского, в переводе означает обновление, изменение.
Пед.инновации - это нововведение, изменение, обновление, новые подходы, создание качественно нового или использование известного с другой целью. Новыми могут быть прогрессивные мысли, педагогические идеи, приемы, специфическое объединение отдельных подходов, которые ранее не использовались в таком виде. Хочу заметить, что всякая новизна есть относительной – то, что считается новым, уже могло где-то применятся в таком или видоизмененном виде, или то, что для одного педагога будет новым – для другого хорошо известным.
В последние годы в практике работы нашего дошкольного учреждения наметилась тенденция к пересмотру педагогических приоритетов, важное место среди которых стали занимать задачи воспитания творческих способностей детей.
Раскрытие творческого потенциала ребенка успешно реализуется путем внедрения в практику работы с детьми новых программ и технологий, которые способствуют повышению профессионального мастерства педагогов, позволяют глубже изучить индивидуальные способности, интересы дошкольников, потребности семьи и на этой основе прогнозировать развитие каждого ребенка.
Постепенно познавая новое, педагоги учат тому же детей.
Чем богаче душевный мир взрослых, тем больше они могут дать детям.
В.А. Сухомлинский писал, что «Даже самый опытный педагог не должен останавливаться на достигнутом, если нет движения вперед, то начинается отставание».
Программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки», кандидата педагогических наук, всем Вам хорошо известна, рекомендована для работы с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время по программе «Цветные ладошки» работают более 10 тыс. детских садов России и Ближнего Зарубежья. (Белоруссия, Узбекистан, Украина)
Программа содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп. Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач художественно-эстетического развития детей.
На занятиях дети узнают много нового об окружающем мире, так как занятия проходят по определенной теме:
Например, «Подводный мир», «Космос», «Времена года», «Знакомство с народными промыслами». Учатся использовать на одном занятии разные материалы, рисовать красками, использовать пластилин, элементы аппликации, рисовать кистью, палочкой, губкой, пальчиками, ладошками, самостоятельно выбирать технику исполнения.
Кроме этого, практически к каждому занятию даны варианты образцов.
Вы знаете, что сейчас при обучении детей рисованию остро встал вопрос о том, нужно ли опираться на образец. Любой образец может превратиться в штамп. Он навязывает детям однотипный рисунок, стандартный прием. изображения, однообразное цветовое решение. Даже там, где рисунки выполнены как–будто умело, просмотр таких работ оставляет тягостное ощущение – они отражают не индивидуальные впечатления детей от живой действительности, а образец, созданный воображением воспитателя, продиктованный одинаково для всех.
Такое исполнение образа никак не может способствовать развитию у детей творчества и самостоятельности. Сочетание обучения и творческого развития требует большого такта с тем, чтобы одна сторона не подавляла другую (для разъяснения технических приемов).
Программа имеет наглядно методическое обеспечение: плакаты, альбомы, незавершенные композиции.
Бумага самый доступный материал для творчества.
Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом.
Изготовление поделок сгибанием бумаги – самый распространенный способ. Он пришел к нам из Японии и называется «оригами». У нас будет занятие полностью посвящено оригами «Мастер класс».
Хочу сказать, что оригами имеет огромное значение для развития ребенка и является одним из любимых видов творческой деятельности детей.
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги.
В нашем ДУУ воспитателем Самохиной Т.Л. разработаны этапы работы с бумагой, начиная с младшей группы.
Это сминание, разминание, разрезание, скручивание, свивание бумаги, переплетение и т.д.
Психологами доказана уникальность оригами как средства развития логического и образного мышления, речи, памяти, креативных возможностей ребенка, мелкой моторике рук, способности к общению.
Уважаемые коллеги! Если вы хотите научить детей мыслить, развивать их творческое воображение используйте ТРИЗ (теорию решения изобретательных задач).
Развитие художественно-творческих способностей с применением методов ТРИЗ по изодеятельности раскрывается в работах А.М. Страунинг. Разработаны ею занятия проводятся в комплексе с музыкальным воспитанием, развитием речи, ознакомлением с окружающим.
Анна Михайловна предлагает выполнять следующие правила: напомню некоторые из них:
- ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал;
- выбор материала, на котором будет нанесено изображение должен также принадлежать ребенку. Это может быть не только бумага, а ткань, фанера, камни, фольга и др.
- ребенка нужно научить различной технике изображения на обучающих занятиях.
- рисовать не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью, бумагой, ниткой, использовать пальцевую живопись, рисовать на мокрой бумаге и т.д.
В феврале месяце у нас будет занятия, на котором мы будем подробно говорить о технике ТРИЗ не только в изобразительной, а и в художественной литературе, математике и других видах деятельности.
Уважаемые коллеги! Хочу пожелать Вам процесс развития ваших воспитанников направлять по творческому руслу – руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления, чтобы, по словам М.Монтеня, ребенок «чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Музыкальное воспитание как одно из условий формирования творческой личности дошкольников в рамках введения ФГОС ДО"
Материал будет полезен всем педагогам по дополнительному образованию...
Выступление на республиканском семинаре на тему: "Музыкальное воспитание как одно из условий формирования творческой личности дошкольников в рамках введения ФГОС ДО"
Материал полезен музыкальным руководителям...
«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»
Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...
Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника
Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же хара...
Театрализованная деятельность, как средство формирования творческой личности ребенка
Воспитание - дело совести,Образование - дело науки,Позднее, в уже сложившемся человекеОба вида познания дополняют друг друга.Виктор Гюго.В работе раскрывается современный взгляд на потенциальные разви...
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.
Статья написана в помощь начинающим педагогам, а также тем воспитателям, которые, проходя курсы повышения квалификации, систематизируют накопленный педагогический опыт....
«Театрально-игровая деятельность – средство воспитания гармоничной, творческой личности ребенка-дошкольника ».
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельност...