"Кубанские игры как элемент регионального компонента в воспитании детей». В копилку воспитателя.
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Родина – это самое ценное, что есть у каждого человека. С самого детства люди приобщаются к обычаям, традициям, условиям жизни той местности, где они родились. Главной задачей обучения в региональном компоненте является сохранение ценности и уникальности каждого региона нашей огромной страны. Дошкольный возраст является первой ступенью в процессе воспитания патриотов своей родины и своего региона. Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра. Именно в игру включена преемственность поколений, фольклорные формы и двигательная активность.. Ниже представляем картотеку кубанских игр, которую использует как элемент регионального компонента в воспитании детей. Что призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubanskie_igry.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Кубанские игры
Игра высокой подвижности
«Тополек»
В игре участвуют: ведущий – «тополь», игроки – «пушинки», 3 игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.
Ведущий:
«На Кубань пришла весна, распушила тополя!
Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.
Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!»
После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т.е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.
Игра высокой подвижности
«Коники».
Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути – препятствия: ров, вода и т.д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.
Игра малой подвижности
«Подсолнухи»
Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом считалка, к её окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:
«Солнце светит, дождь идет,
Семечко растёт, растёт.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелёк.
Небосвод весь обегая,
Солнце светит, не моргая.
Земледелец, не зевай,
Перемены отгадай!»
На внимание.
Петушок.
Все дети сидят, Ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок.
Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит…» Петушок: «Кукареку!» выбранный отгадывает, кто кричал.
Игра средней подвижности.
«Утки».
Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит её. Играющие при этом поют: «Утка киря, по полю лета, поспивай, селезнь, за ней. Скорий, скорий бо мало дити пищать, исти хотять». Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.
Игра средней подвижности
«Хвост – Левка.»
Играющие берутся руками один за другого гуськом, передний берет в руки хворостину и, приговаривая: «Свисти Левка, шопотит Левка, поворачивайся», бросается в сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие; отставшие подгоняются хворостиной.
Игра средней подвижности
«Мышка».
Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый мышка, посередине выжидает, когда какой – нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей – нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.
Игра высокой подвижности
«Не займай»
(не тронь меня)
В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки убегая, кричат: «Не займай!». Пойманым считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в этой цепи игра кончается.
Игра малой подвижности
«Моргушки».
Девушки сидят по кругу. За каждой девушкой, стоит парень. Перед одним из парней, водящим стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девушек и незаметно моргает одной из них. Одна должна быстро занять свободное место, а парень, стоящий за ней дожжен её удержать. Если он не успел удержать свою девушку, то он становится водящим.
Игра на внимание.
«Петушок».
Ведущий удаляет одного из игроков из круга, среди оставшихся назначает «петушка», который после слов ведущего.
«Утром кто чертей гоняет? Песни звонкие спевает? Спать мешает казаку и кричит… (ку – ка – ре - ку) - должен прокукарекать.
Игрок вне круга должен определить по голосу кто был «петушок».
Игра средней подвижности
Хороводная игра «Просо сеяли».
В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которая выстраиваются в две шеренги лицом к друг к другу на расстоянии 8 шагов.
Девушки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперёд и два притопа.
Затем, на слова: «Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек поёт:
«А мы просо вытопчем, вытопчем
Ой, дед, Лада вытопчем, вытопчем».
Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей
Ой, дед Лада 100 рублей, 100 рублей».
Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей
А нам надо девицу, девицу».
Девушки идут навстречу парней со словам:
«Мы дадим вам девицу, девицу
Мы дадим вам, косую, косу».
Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую»
Один из парней остаётся на середине площадки, а парни продолжают петь: «А мы возьмём любую, любую»
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.
Шеренги девушек и парней соединяются.
Игра высокой подвижности
«Стадо».
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец – два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!
Трава мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!»
Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.
Игра средней подвижности
«Утка и селезень».
В то время как селезень ловит утку, играющие водят хоровод и поют:
Селезень ловил утку,
Молодой ловил серую,
Поди, утица, домой!
Поди, серая, домой!
У тебя семеро детей,
Дети малые пищат!
Есть хотят!
Играющие ведут себя так же, как в игре «Кошка и мышка», действуют по тем же правилам. Только после слов: «Есть хотят!» - утка бежит в дом (очерченный на некотором расстоянии от играющих круг). Если с окончанием песенки утка была в кругу – играющие открывают пошире ворота и выпускают её, а селезня удерживают. Когда утка улетела, селезень встаёт в круг, а уточка может выбрать другого селезня. Если же селезень уточку поймал, то они встают в круг оба, а игру продолжает другая пара.
В этой игре селезень – мальчик, а уточка – девочка. В хороводе дети идут медленно. Если руки подняты – ворота открыты, руки опущены – ворота закрыты. И селезень, и утка пробегают только в открытые ворота. Под опущенные руки подлезать не разрешается.
Игра средней подвижности
«Перетягивание».
Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5м. наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков.
По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идёт навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды
тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т.е. перетянуть соперника заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выиграл.
Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.
Игра высокой подвижности
«Завивайся плетень».
Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10-1м. Игроки – плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети – плетень читают:
«Заяц, заяц не войдет
В наш зелёный огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!»
При последнем слове зайце бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети – плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
«Не войдёт и другой раз,
Нас плетень от зайцев спас».
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.
Игра средней подвижности
«Прыганье через шапку».
Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают вперёд и назад). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать её из руки, если это ему удаётся, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка, или кто не поймал её, когда ему её бросали, между тем, как схватил кто-либо из играющих.
На ровном месте один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болван».
Игра высокой подвижности
«Кауны».
На одном конце площадки проводится черта. Это и «бахча» за чертой на расстоянии 2-3 шагов от неё. «Шалаш сторожа» на противоположной стороне площадки обозначается линией «дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие – дети.
Когда «сторож засыпает», дети направляются к бахче со словами:
«Крадём, крадём кауны,
Деда не боимся
Дед нас палкой – мы его каталкой».
Сторож просыпается, дети бегут «домой»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ФКЦМ с элементами регионального компонента на тему: «Путешествие по Югре» в средней группе.
Занятие по ФКЦМ с элементами регионального компонента в средней группе....
Конспект спортивного развлечения по ОБЖ и Гражданской обороне (с элементами регионального компонента)в подготовительной группе «Знай, умей, действуй!»
В нашем детском саду реализуется программа по охране и укреплению здоровья «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Основные цели и задачи...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группе с элементами регионального компонента.
Здесь вы можете найти конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группе с элементами регионального компонента....
Конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира во второй группе раннего возраста с элементами регионального компонента.
Здесь выможете найти конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира во второй группе раннего возраста с элементами регионального компонента....
Консультация для воспитателей "Региональный компонент в воспитании детей"
консультация для воспитателейконсультация для воспитателей...
Опыт работы "Внедрение регионального компонента музыкальное воспитание детей дошкольного учреждения"
В опыте представлена система работы по музыкальному воспитанию детей через внедрение программы "Наш дом - Южный Урал" (под редакцией Е.Бабуновой)...
Конспект родительского собрания "Региональный компонент в воспитании детей дошкольного возраста"
В материале представлен конспект родительского собрания с участием детей , педагогов и родителей, на тему воспитания патриотических качеств дошкольников....
- Мне нравится (2)
Комментарии
Отличные игры малоподвижные и
Отличные игры малоподвижные и активные. Приму на заметку. Спасибо за информацию.