Консультация для воспитателей "Региональный компонент в воспитании детей"
консультация

Чертова Мария Николаевна

консультация для воспитателейконсультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_detey_s_rodnym_kraem.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

659650 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с. Алтайское, ул. Партизанская, 18.

altaiskazka.ucoz.ru

Консультация

«Региональный компонент в воспитании детей»

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории Чертова М.Н.

                                                

2018г.

                

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. «Родной край- это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. » (С. А. Козлова, 1981) Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.

Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что… «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. В воспитательной работе используются пословицы и поговорки:

«В своём болоте и лягушка поёт»

«Дома и стены помогают»

«Всякая птичка своё гнездо бережёт»

«Где родной край, там и рай»

«Где родился, там и пригодился» и т. д.

У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Проводимые дидактические игры «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовём сказку» способствуют тому, что сказка остаётся в душе ребёнка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем со страной, её столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

 Надо показать ребёнку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это село в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего села, своей улицы, прилегающих к ней улице в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и село, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по селу, наблюдения за трудом взрослых, посещение культурно-оздоровительных мест таких как центральный стадион, горно-лыжная база «Давигор»,питомник в Биолите,конный завод ОАО Алтай Вест, детская площадка У ДЮЦ. и т д.  Большое значение приобретет экскурсия в районный музей, где дети познакомятся  с народными промыслами Алтая, народными умельцами, с традициями и бытом наших предков. Закрепление знаний о родном селе, его достопримечательностях можно проводить в играх «Я знаю свое село) », «Памятные места», «Знаток родного села», «Мне здесь интересно», «Все профессии важны», и т. д. Закрепление знаний полученных в ходе экскурсий можно отразить в продуктивной деятельности- создание поделок, рисунков, оформление альбомов, выставок.

Воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех

- везде соблюдаются традиции

-повсюду живут люди разных национальностей

- люди берегут и охраняют природу

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Природа- неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой- это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «Сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью - золотой листок, весной - весеннюю капельку. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле, реку формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, как оздоровительных средствах  которыми славен наш Алтай, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края. Для закрепления знаний в свободной деятельности можно использовать дидактические игры: «Паспорта птиц», «Поможем животным найти свой дом», «Природа Алтая»», »В гости к травнице Арине» и т. д.

Постепенно от прогулке к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.

Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с родным краем оказывают детскому саду родители. Их помощь в организации экскурсий намного упрощает процесс ознакомления с профессиями, достопримечательностями, природой родного края. Для этого. в помощь родителям можно предлагать им маршруты выходного дня: «Питомник в Биолите», «Районный краеведческий музей», « Новогодние каникулы в Давигоре».  и др.места ближайшего окружения.

   ,Любовь к родному селу, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Мой опыт работы по теме самобразования. Как театрализация помогает детям расскрываться....

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Театральная деятельность - это  мощное  синтетическое средство развития  творческих способностей....

"Этнокультурное компонент в воспитании детей дошкольного возраста"

В соответствии  с одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и ...

"Кубанские игры как элемент регионального компонента в воспитании детей». В копилку воспитателя.

Родина – это самое ценное, что есть у каждого человека. С самого детства люди приобщаются к обычаям, традициям, условиям жизни той местности, где они родились. Главной задачей обучения в р...

Краеведческие представления детей старшего дошкольного возраста как ключевой компонент патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Лэпбук "Мой город - Новокузнецк" представляет собой тематический интерактивный стенд с изображением историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость», содержащий 10 разделов-пап...

Консультация "Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Консультация "Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...