Педагогические науки. «История родного края как постижение национальной культуры России»
статья (подготовительная группа) на тему

Шмелева Галина Ивановна

12. Педагогические науки

Воспитатель высшей категории Шмелева Г.И.

МАДОУ № 30 «Ладушки»
 

«История родного края как постижение национальной культуры России»

АСОУ (г. Москва)

Аннотация. В статье рассмотрена специфика национальных  условий, в которых осуществляется образовательная деятельность дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования; подходы к формированию  представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Выявлены основные факторы, способствующие патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, представлены материалы познавательно - исследовательского  проекта.

Ключевые слова:  проект, познавательно-исследовательский проект, воспитание, патриотическое воспитание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность.

Важным  условием развития личности современного  ребенка дошкольного возраста  является его патриотическое  воспитание. В дошкольном возрасте формируются первые патриотические представления: уважение к правам и свободам человека, уважительное отношению к языкам, традициям и культуре разных народов, а так же  приобретаются первичные  знания о нормах общественной и коллективной жизни,  об основных символах Отечества, народных и культурных традициях, исторических достопримечательностях, природе родного края.

Социальное и предметное  окружение, в котором живут дети дошкольного возраста, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.  В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования система знаний о Малой Родине содержит следующие сведения:

  • природоведческие и географические    (особенности родного края, климата, природы);
  •  о жизни людей  (особенности быта, труда, культуры, традиций),
  • социальные  (знания о достопримечательностях родного поселка, села, города),
  • о государственной символики (герб, флаг,  гимн);
  •  исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о     подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников поселка, села, города, улиц). 

Нами было проведено исследование на базе  МАДОУ Пушкинского муниципального района  детского сада № 30 «Ладушки». В эксперименте приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста.

Цель нашего эксперимента – изучение уровня сформированности патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста о своем поселке. Для изучения  патриотических представлений  у детей  о Малой Родине были использованы:

1.   вопросы на тему «Что ты знаешь о поселке Софрино?

- Как называется наша страна?

-  Как называется поселок, в котором ты живешь?

-  Как называется улица, на которой ты живешь?

2. творческие задания по сериям  фотографий:

           - назови здания, которые ты знаешь и видел в п. Софрино;

           - найди герб и флаг п. Софрино;

           - найди и назови памятники, которые находятся в п. Софрино;

3.  дидактическая  игра «Назови,  о каком празднике говорится», которые, проходили в п. Софрино.

 4. творческое задание  с использованием  фотографий  « Кто работает   в п. Софрино».

5. Анализ предметно-пространственной среды в группе.

В  ходе  исследования  было выявлено, что 5  детей  имеют высокий уровень патриотических представлений, 13  детей имеют средний уровень, а 8 детей ниже среднего уровня.  На основе полученных результатов, мы пришли к выводу, что уровень  сформированности  у детей патриотических представлениях недостаточный и с целью повышения  уровня патриотических представлений о родном поселке Софрино  необходимо разработать познавательно-исследовательский проект «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» и апробировать его. Анализ предметно-пространственной среды старшей группы  показал, что дидактического материала о поселке Софрино очень мало и требует пополнения  и обогащения предметно-пространственной среды группы дидактическими материалами о поселке Софрино.  

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Раздел программы - Познавательное развитие

Автор проекта - Шмелева Г.И., воспитатель МАДОУ Пушкинского муниципального района детского сада № 30  «Ладушки»

Название проекта - «Ознакомление с родным поселком,  как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Участники проекта  - дети подготовительной  к школе группы, педагоги, родители  МАДОУ Пушкинского муниципального района детского сада № 30  «Ладушки»

Краткая аннотация проекта:  давайте попробуем, насколько это возможно, в рамках нашего проекта, узнать больше о  земле, на которой мы живём, проникнемся в своих идеях духом патриотизма к своей малой родине. И тогда желание сделать её ещё краше и богаче, прославить своими будущими деяниями вспыхнет в каждом из нас с новой силой.

Актуальность проекта - В обществе наблюдается "дефицит патриотизма".

Многие педагоги и психологи говорят о том, что процесс воспитания  патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как его  образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Вид проекта -  Познавательно – исследовательский

Тип проекта -  Краткосрочный (декабрь-май)

Проблема - Недостаточный уровень сформированности патриотических представлений,  знаний  у детей об истории родного края.  

Причины -  Нет возможности организовать  систематические экскурсии  и прогулки по родному поселку, слабое вовлечение родителей в образовательный процесс.

Цель проекта -  Формирование патриотических  представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством  изучения  истории  родного поселка. 

Задачи:

  1. Формирование интереса к истории Отечества, своего поселка, расширение представлений об истории Малой Родины.
  2. Осуществление ознакомления дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного поселка.
  3. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного посёлка,  к его достопримечательностям и культурным ценностям.
  4.   Формирование патриотических чувств. Воспитание чувства гордости за своих земляков.
  5. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
  • Формирование патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного поселка.
  • Развитие связной речи, обогащение словаря.

Воспитатель:

  • Повышение профессиональной компетентности по формированию патриотических представлений  у детей об истории родного посёлка.
  • Накопление практического  дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом.

Родители:

  • Активное участие в деятельности дошкольной образовательной организации  по вопросах патриотического воспитания детей.
  • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Этапы работы над проектом

1 этапподготовительный - сбор информации  из различных источников по теме проекта. Обогащение предметно-пространственной среды  по патриотическому воспитанию (литература,  картотека, генеалогическое  древо семьи, рисунки детей, фотоальбомы), оформление папки «Мой любимый поселок Софрино», изучение  педагогических методик  для изучения уровня сформированности патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.  

2 этаптехнологический –  постановка цели и задач

проекта, разработка программы деятельности:

  • разработка форм работы с детьми, родителями; 
  • разработка диагностического материала по теме;
  • разработка анкет для родителей;
  • разработка конспектов занятий
  • подбор материалов для педагогов и родителей
  • сбор и оформление наглядного материала.   

3 этап – реализация проекта -  содержания проекта.

4 этапзавершающий – итоговая диагностика,  рефлексия, презентация опыта работы по проекту.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

         В процессе реализации проекта были задействованы следующие психологические процессы, которые эффективно влияют на формирование патриотических представлений у детей дошкольного возраста  о родном поселке:

  • ощущение  окружающего мира родного поселка Софрино позволит ребенку  индивидуально познавать его;
  • восприятие  поможет  познать окружающий мир поселка Софрино полнее и целостнее;
  • наблюдение будет способствовать  получению  ребенком информации об окружающей среде поселка Софрино, которую он самостоятельно  сможет проанализировать, обобщить и запоминает;
  • любознательность к истории родного поселка разовьет у детей  стремление к приобретению  новых сведений, а так же вызовет живой интерес ко всему, что ребенка  окружает.

Основные проведенные мероприятия:

  • Анкетирование родителей «История  поселка Софрино».
  • Индивидуальные консультации, беседы с родителями (законными представителями) «Прогулки по  нашему поселку Софрино», «Праздники в поселке Софрино», «Традиции поселка Софрино», «Как помочь ребенку узнать свой родной край».
  • Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
  • Фотовыставки   «Мой любимый поселок Софрино», «Самое красивое место в нашем поселке», «Природа нашего поселка в разное время года», «Достопримечательности поселка Софрино», «Производства в поселке Софрино».
  • Конкурс рисунка, совместное творчество родителей и детей «Чудесные места в поселке Софрино».
  •  Совместное создание взросло-детских мини проектов «Малая родина моих родителей».
  • Оформление информационного стенда:  рубрика «История моей семьи», «Подвиги наших предков».
  •  Родительский клуб «Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников».
  • Оформление буклета «Мир патриотизма в высказываниях и афоризмах великих людей».
  •  Встреча с интересными людьми поселка Софрино.
  • Встреча со старейшинами поселка Софрино.
  • Беседа  с детьми «Мы, Софринцы», «Наш поселок Софрино»,  «Культура и традиции  народа поселка Софрино», «Кем работают мои родители».
  • НОД «Символы нашего поселка Софрино».
  • Круглые столы совместно с детьми и родителями (законными представителями)   «Они жили в Софрино», «Наши герои».
  • Совместная экскурсия родителей и детей «Мураново -  музей-усадьба им. Тютчева»,  «Парк памяти детям Беслана на источнике Казанской иконы БМ д. Мураново». 
  • Дидактическая игра «Фотограф», по знаменательным местам поселка Софрино.
  • Сбор фотоматериалов и подготовка фотоальбома с детьми  «Мой любимый поселок Софрино».
  • НОД рисование  «Мой родной дом», «Вот наша улица».
  • Экскурсия родителей и детей «Здравствуй музей»,  знакомство с краеведческим музеем Софринской школы №1.
  • Встречи родителей и детей с представителями воинских частей поселка Софрино.
  • Развлечение  «Путешествие по Софрино», «Праздник бабушкиных  игр».
  • Создание видеофильма «Наш поселок Софрино – глазами детей», «Памятники в поселке Софрино», «Знаменитые люди поселка Софрино», «Игры и забавы нашего двора».
  • Беседа «Весна на нашей улице».
  • Рассматривание с детьми  и родителями  семейных военных фотографий.
  • Совместное создание родителями и детьми макета  «Моя улица», «Моё Софрино».

Обогащение предметно-пространственной среды   для патриотического воспитания  детей старшего дошкольного возраста:

Центр «Малая Родина»:

- геральдика поселка Софрино;

- фотоальбомы «Наш поселок Софрино», «Природа нашего поселка»;

- создание видеотеки «Поселок, в котором я живу»; «Достопримечательности родного посёлка», Озера и реки поселка Софрино»;

- дидактическое лото «Здания поселка Софрино»;

- книжки малютки с рассказами, загадками, стихами о поселке Софрино, написанные  родителями (законными представителями), педагогами и детьми;

- макеты улиц поселка Софрино.

Активная деятельность детей, педагогов и родителей (законных представителей) в проекте дала возможность повысить уровень патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста:  15  детей стали  иметь  высокий уровень патриотических представлений, 11  детей стали иметь средний уровень, а   ниже среднего уровень - отсутствует. Таким образом, мы пришли к выводам: что для успешного формирования патриотических представлений, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели  патриотические взгляды педагогов и своих родителей и почувствовали  красоту своего поселка. А так же созданная  в дошкольной образовательной организации и группе система работы педагогов с детьми и родителями (законными представителями)  позволяет  планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно оказывать помощь  и поддержку родителям (законным представителям) в вопросах патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с родным поселком позволило обогатить представления детей о прошлом и настоящем родного поселка Софрино, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут. Активные формы взаимодействия способствовали  пробуждению у детей  естественного интереса  к родному поселку,  вызвали эмоциональный отклик  на события общественной жизни поселка Софрино. Участие всех участников образовательного процесса в праздниках и традициях поселка Софрино вызвали гордость за свою Малую Родину.

Библиографический список

1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.

2. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)

 3. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

 4. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.

 5. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shmeleva_g.i._2017_proekt_sofrino.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

12. Педагогические науки

Воспитатель высшей категории Шмелева Г.И.

МАДОУ № 30 «Ладушки»

«История родного края как постижение национальной культуры России»

АСОУ (г. Москва)

Аннотация. В статье рассмотрена специфика национальных  условий, в которых осуществляется образовательная деятельность дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования; подходы к формированию  представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Выявлены основные факторы, способствующие патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, представлены материалы познавательно - исследовательского  проекта.

Ключевые слова:  проект, познавательно-исследовательский проект, воспитание, патриотическое воспитание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность.

Важным  условием развития личности современного  ребенка дошкольного возраста  является его патриотическое  воспитание. В дошкольном возрасте формируются первые патриотические представления: уважение к правам и свободам человека, уважительное отношению к языкам, традициям и культуре разных народов, а так же  приобретаются первичные  знания о нормах общественной и коллективной жизни,  об основных символах Отечества, народных и культурных традициях, исторических достопримечательностях, природе родного края.

Социальное и предметное  окружение, в котором живут дети дошкольного возраста, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.  В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования система знаний о Малой Родине содержит следующие сведения:

  • природоведческие и географические    (особенности родного края, климата, природы);
  •  о жизни людей  (особенности быта, труда, культуры, традиций),
  • социальные  (знания о достопримечательностях родного поселка, села, города),
  • о государственной символики (герб, флаг,  гимн);
  •  исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о     подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников поселка, села, города, улиц). 

Нами было проведено исследование на базе  МАДОУ Пушкинского муниципального района  детского сада № 30 «Ладушки». В эксперименте приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста.

Цель нашего эксперимента – изучение уровня сформированности патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста о своем поселке. Для изучения  патриотических представлений  у детей  о Малой Родине были использованы:

1.   вопросы на тему «Что ты знаешь о поселке Софрино?

- Как называется наша страна?

-  Как называется поселок, в котором ты живешь?

-  Как называется улица, на которой ты живешь?

2. творческие задания по сериям  фотографий:

           - назови здания, которые ты знаешь и видел в п. Софрино;

           - найди герб и флаг п. Софрино;

           - найди и назови памятники, которые находятся в п. Софрино;

3.  дидактическая  игра «Назови,  о каком празднике говорится», которые, проходили в п. Софрино.

 4. творческое задание  с использованием  фотографий  « Кто работает   в п. Софрино».

5. Анализ предметно-пространственной среды в группе.

В  ходе  исследования  было выявлено, что 5  детей  имеют высокий уровень патриотических представлений, 13  детей имеют средний уровень, а 8 детей ниже среднего уровня.  На основе полученных результатов, мы пришли к выводу, что уровень  сформированности  у детей патриотических представлениях недостаточный и с целью повышения  уровня патриотических представлений о родном поселке Софрино  необходимо разработать познавательно-исследовательский проект «Ознакомление с родным поселком как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» и апробировать его. Анализ предметно-пространственной среды старшей группы  показал, что дидактического материала о поселке Софрино очень мало и требует пополнения  и обогащения предметно-пространственной среды группы дидактическими материалами о поселке Софрино.  

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Раздел программы - Познавательное развитие

Автор проекта - Шмелева Г.И., воспитатель МАДОУ Пушкинского муниципального района детского сада № 30  «Ладушки» 

Название проекта - «Ознакомление с родным поселком,  как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Участники проекта  - дети подготовительной  к школе группы, педагоги, родители  МАДОУ Пушкинского муниципального района детского сада № 30  «Ладушки» 

Краткая аннотация проекта:  давайте попробуем, насколько это возможно, в рамках нашего проекта, узнать больше о  земле, на которой мы живём, проникнемся в своих идеях духом патриотизма к своей малой родине. И тогда желание сделать её ещё краше и богаче, прославить своими будущими деяниями вспыхнет в каждом из нас с новой силой.

Актуальность проекта - В обществе наблюдается "дефицит патриотизма".

Многие педагоги и психологи говорят о том, что процесс воспитания  патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как его  образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Вид проекта -  Познавательно – исследовательский

Тип проекта -  Краткосрочный (декабрь-май)

Проблема - Недостаточный уровень сформированности патриотических представлений,  знаний  у детей об истории родного края.  

Причины -  Нет возможности организовать  систематические экскурсии  и прогулки по родному поселку, слабое вовлечение родителей в образовательный процесс.

Цель проекта -  Формирование патриотических  представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством  изучения  истории  родного поселка.  

Задачи:

  1. Формирование интереса к истории Отечества, своего поселка, расширение представлений об истории Малой Родины.
  2. Осуществление ознакомления дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного поселка.
  3. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного посёлка,  к его достопримечательностям и культурным ценностям.
  4.   Формирование патриотических чувств. Воспитание чувства гордости за своих земляков.
  5. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада. 

Предполагаемый результат:

Дети:

  • Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
  • Формирование патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного поселка.
  • Развитие связной речи, обогащение словаря.

Воспитатель:

  • Повышение профессиональной компетентности по формированию патриотических представлений  у детей об истории родного посёлка.
  • Накопление практического  дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом.

Родители:

  • Активное участие в деятельности дошкольной образовательной организации  по вопросах патриотического воспитания детей.
  • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный - сбор информации  из различных источников по теме проекта. Обогащение предметно-пространственной среды  по патриотическому воспитанию (литература,  картотека, генеалогическое  древо семьи, рисунки детей, фотоальбомы), оформление папки «Мой любимый поселок Софрино», изучение  педагогических методик  для изучения уровня сформированности патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста.  

2 этап – технологический –  постановка цели и задач

проекта, разработка программы деятельности:

  • разработка форм работы с детьми, родителями;  
  • разработка диагностического материала по теме;
  • разработка анкет для родителей;
  • разработка конспектов занятий
  • подбор материалов для педагогов и родителей
  • сбор и оформление наглядного материала.        

3 этап – реализация проекта -  содержания проекта.

4 этап – завершающий – итоговая диагностика,  рефлексия, презентация опыта работы по проекту.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

         В процессе реализации проекта были задействованы следующие психологические процессы, которые эффективно влияют на формирование патриотических представлений у детей дошкольного возраста  о родном поселке:

  • ощущение  окружающего мира родного поселка Софрино позволит ребенку  индивидуально познавать его;
  • восприятие  поможет  познать окружающий мир поселка Софрино полнее и целостнее;
  • наблюдение будет способствовать  получению  ребенком информации об окружающей среде поселка Софрино, которую он самостоятельно  сможет проанализировать, обобщить и запоминает;
  • любознательность к истории родного поселка разовьет у детей  стремление к приобретению  новых сведений, а так же вызовет живой интерес ко всему, что ребенка  окружает.

Основные проведенные мероприятия:

  • Анкетирование родителей «История  поселка Софрино».
  • Индивидуальные консультации, беседы с родителями (законными представителями) «Прогулки по  нашему поселку Софрино», «Праздники в поселке Софрино», «Традиции поселка Софрино», «Как помочь ребенку узнать свой родной край».
  • Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
  • Фотовыставки   «Мой любимый поселок Софрино», «Самое красивое место в нашем поселке», «Природа нашего поселка в разное время года», «Достопримечательности поселка Софрино», «Производства в поселке Софрино».
  • Конкурс рисунка, совместное творчество родителей и детей «Чудесные места в поселке Софрино».
  •  Совместное создание взросло-детских мини проектов «Малая родина моих родителей».
  • Оформление информационного стенда:  рубрика «История моей семьи», «Подвиги наших предков».
  •  Родительский клуб «Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников».
  • Оформление буклета «Мир патриотизма в высказываниях и афоризмах великих людей».
  •  Встреча с интересными людьми поселка Софрино.
  • Встреча со старейшинами поселка Софрино.
  • Беседа  с детьми «Мы, Софринцы», «Наш поселок Софрино»,  «Культура и традиции  народа поселка Софрино», «Кем работают мои родители».
  • НОД «Символы нашего поселка Софрино».
  • Круглые столы совместно с детьми и родителями (законными представителями)   «Они жили в Софрино», «Наши герои».
  • Совместная экскурсия родителей и детей «Мураново -  музей-усадьба им. Тютчева»,  «Парк памяти детям Беслана на источнике Казанской иконы БМ д. Мураново». 
  • Дидактическая игра «Фотограф», по знаменательным местам поселка Софрино.
  • Сбор фотоматериалов и подготовка фотоальбома с детьми  «Мой любимый поселок Софрино».
  • НОД рисование  «Мой родной дом», «Вот наша улица».
  • Экскурсия родителей и детей «Здравствуй музей»,  знакомство с краеведческим музеем Софринской школы №1.
  • Встречи родителей и детей с представителями воинских частей поселка Софрино.
  • Развлечение  «Путешествие по Софрино», «Праздник бабушкиных  игр».
  • Создание видеофильма «Наш поселок Софрино – глазами детей», «Памятники в поселке Софрино», «Знаменитые люди поселка Софрино», «Игры и забавы нашего двора».
  • Беседа «Весна на нашей улице».
  • Рассматривание с детьми  и родителями  семейных военных фотографий.
  • Совместное создание родителями и детьми макета  «Моя улица», «Моё Софрино».

Обогащение предметно-пространственной среды   для патриотического воспитания  детей старшего дошкольного возраста:

Центр «Малая Родина»:

- геральдика поселка Софрино;

- фотоальбомы «Наш поселок Софрино», «Природа нашего поселка»;

- создание видеотеки «Поселок, в котором я живу»; «Достопримечательности родного посёлка», Озера и реки поселка Софрино»;

- дидактическое лото «Здания поселка Софрино»;

- книжки малютки с рассказами, загадками, стихами о поселке Софрино, написанные  родителями (законными представителями), педагогами и детьми;

- макеты улиц поселка Софрино.

Активная деятельность детей, педагогов и родителей (законных представителей) в проекте дала возможность повысить уровень патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста:  15  детей стали  иметь  высокий уровень патриотических представлений, 11  детей стали иметь средний уровень, а   ниже среднего уровень - отсутствует. Таким образом, мы пришли к выводам: что для успешного формирования патриотических представлений, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели  патриотические взгляды педагогов и своих родителей и почувствовали  красоту своего поселка. А так же созданная  в дошкольной образовательной организации и группе система работы педагогов с детьми и родителями (законными представителями)  позволяет  планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно оказывать помощь  и поддержку родителям (законным представителям) в вопросах патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с родным поселком позволило обогатить представления детей о прошлом и настоящем родного поселка Софрино, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут. Активные формы взаимодействия способствовали  пробуждению у детей  естественного интереса  к родному поселку,  вызвали эмоциональный отклик  на события общественной жизни поселка Софрино. Участие всех участников образовательного процесса в праздниках и традициях поселка Софрино вызвали гордость за свою Малую Родину.

Библиографический список

1. Алексеева О. Задания для маленьких патриотов / О. Алексеева, Л. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 2.

2. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)

 3. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.

 4. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.

 5. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»

В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования ...

Педагогический проект "История родного края"

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ...

Педагогически проект "Деревья родного края - наши зеленые друзья!"

Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

педагогический проект "Профессии родного края"

Иногда дети не могут четко рассказать чем заняты их родители или  представляют скудную информацию.Что бы расширить кругозор детей и привить любовь к своей малой родине возникла идея написания про...

Инновационный педагогический опыт по теме:«Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».

Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»Рузаевского муниципального района...

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

Мои педагогические секреты в приобщении дошкольников к мордовской национальной культуре.

Одно из средств, используемых в приобщении дошкольников к мордовской национальной культуре является  изучение декоративно - прикладного искусства, которое очень хорошо показывает детям традиции и...