Инновационный педагогический опыт по теме:«Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».
материал (подготовительная группа) на тему
Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Махровой Анны Валерьевны
по теме:
«Знакомство детей с национальной культурой
через художественное творчество».
Перед дошкольными работниками поставлена задача воспитывать у детей любовь к прекрасному, развивать их воображение, творческие способности, умение и желание рисовать. Знакомить дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой, фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно–прикладным искусством, подвижными играми). Представить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.
Эта тема всегда мне была интересна и близка педагогу. Анна Валерьевна приоритетным направлением в своей работе выбрала тему: «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».
В решении поставленных задач используются различные средства: знакомство детей с народным творчеством, обычаями и традициями мордовского народа, с национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью, через изобразительное искусство, музыку, художественного слова.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа .
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры -забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки.
Новизна инновационной деятельности в том, что в работе с детьми усовершенствовалась технология изобразительной деятельности у дошкольников и соединила в ней два предмета: «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество». Интегрированные занятия носят проблемный характер, концептуально и теоретически обоснованы, имеют практическую направленность, ориентированы на обеспечение личностного роста детей.
Практическая значимость работы состоит в том, что объединенное обучение изодеятельности одновременно с изучением характерных особенностей национальной одежды, процессом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальным орнаментом народов, живущих в республике Мордовия, с продолжением изучения в подготовительной группе.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что дети имеют слабые знания не только об истории Российского государства, но и о традиции национальной культуры, они слабо осознают, понимают и активно не участвуют в возрождении национальной культуры. И порой не могут реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях же национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества. Хотелось подарить детям радость творчества умению самовыражаться через средства изобразительного искусства.
Разработали и воплотили в жизнь проект: «Знакомство с национальной культурой», в группе имеется картотека мордовских народных игр, мини-уголок мордовской культуры, который постоянно пополняется. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания по ознакомлению детей с национальной культурой детей выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Расширенное знакомство с национальной культурой дети получают через интегрированные занятия, досуги, игры, экскурсии, театрализованную деятельность, драматизации, наблюдения и еще на занятиях кружка «Марлюня» (по изучению мордовского языка).
Общие темы занятий дают более целостные представления дошкольникам образного видения славянами устройство мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значение выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
Таким образом, это в целом дает более целостное представление дошкольникам образного видения устройства мира, основ зарождения орнамента и символики.
Вместе с ребятами организовываются выставки работ, оформляем папки с лучшими рисунками, альбомы с образцами национального орнамента.
Работа идет в тесном содружестве с коллективом детской библиотеки. Вместе подобрали сказки, легенды для знакомства детей с мордовским декоративно-прикладным искусством, теоретический материал, стихи, загадки, прибаутки и др.
В рамках работы с родителями используются нетрадиционные методы работы с семьей: круглый стол, дискуссии, анкетирование, бюро педагогических услуг, библиотека специальной литературы, родительская почта, телефон доверия, досуги, дни «открытых дверей», совместные выставки. Проводим совместные экскурсии в цент эстетического воспитания «Тяштеня».
Таким образом, в результате использования методов и приемов, прочно вошедших в структуру занятий по знакомству детей с национальной культурой и ИЗО у детей формируется устойчивый интерес к наблюдениям, происходит быстрое и глубокое усвоение знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства и национальной культуры, расширяется общий умственный кругозор.
В результате занятий дети пользуются несколькими способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный), умеют передавать выразительные особенности в лепке, самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.
Включая детей в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства, я стараюсь развивать у детей художественно-творческие способности.
В процессе занятий дети уже имеют представления о народных промыслах, узнают их. При создании коллективных работ умеют объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывая интересы друг друга. В процессе овладения приемами народной росписи у детей стали свободнее и раскованнее движения всей руки, координации руки и глаза.
Главной своей задачей считает заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Стараюсь пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
В моей работе с детьми бывает много счастливых минут, но большую радость я испытываю тогда, когда вижу улыбки на лицах детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsiya.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Махровой Анны Валерьевны
по теме:
«Знакомство детей с национальной культурой
через художественное творчество».
Перед дошкольными работниками поставлена задача воспитывать у детей любовь к прекрасному, развивать их воображение, творческие способности, умение и желание рисовать. Знакомить дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой, фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно–прикладным искусством, подвижными играми). Представить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.
Эта тема всегда мне была интересна и близка педагогу. Анна Валерьевна приоритетным направлением в своей работе выбрала тему: «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».
В решении поставленных задач используются различные средства: знакомство детей с народным творчеством, обычаями и традициями мордовского народа, с национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью, через изобразительное искусство, музыку, художественного слова.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа .
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры -забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки.
Новизна инновационной деятельности в том, что в работе с детьми усовершенствовалась технология изобразительной деятельности у дошкольников и соединила в ней два предмета: «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество». Интегрированные занятия носят проблемный характер, концептуально и теоретически обоснованы, имеют практическую направленность, ориентированы на обеспечение личностного роста детей.
Практическая значимость работы состоит в том, что объединенное обучение изодеятельности одновременно с изучением характерных особенностей национальной одежды, процессом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальным орнаментом народов, живущих в республике Мордовия, с продолжением изучения в подготовительной группе.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что дети имеют слабые знания не только об истории Российского государства, но и о традиции национальной культуры, они слабо осознают, понимают и активно не участвуют в возрождении национальной культуры. И порой не могут реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях же национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества. Хотелось подарить детям радость творчества умению самовыражаться через средства изобразительного искусства.
Разработали и воплотили в жизнь проект: «Знакомство с национальной культурой», в группе имеется картотека мордовских народных игр, мини-уголок мордовской культуры, который постоянно пополняется. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания по ознакомлению детей с национальной культурой детей выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Расширенное знакомство с национальной культурой дети получают через интегрированные занятия, досуги, игры, экскурсии, театрализованную деятельность, драматизации, наблюдения и еще на занятиях кружка «Марлюня» (по изучению мордовского языка).
Общие темы занятий дают более целостные представления дошкольникам образного видения славянами устройство мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значение выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
Таким образом, это в целом дает более целостное представление дошкольникам образного видения устройства мира, основ зарождения орнамента и символики.
Вместе с ребятами организовываются выставки работ, оформляем папки с лучшими рисунками, альбомы с образцами национального орнамента.
Работа идет в тесном содружестве с коллективом детской библиотеки. Вместе подобрали сказки, легенды для знакомства детей с мордовским декоративно-прикладным искусством, теоретический материал, стихи, загадки, прибаутки и др.
В рамках работы с родителями используются нетрадиционные методы работы с семьей: круглый стол, дискуссии, анкетирование, бюро педагогических услуг, библиотека специальной литературы, родительская почта, телефон доверия, досуги, дни «открытых дверей», совместные выставки. Проводим совместные экскурсии в цент эстетического воспитания «Тяштеня».
Таким образом, в результате использования методов и приемов, прочно вошедших в структуру занятий по знакомству детей с национальной культурой и ИЗО у детей формируется устойчивый интерес к наблюдениям, происходит быстрое и глубокое усвоение знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства и национальной культуры, расширяется общий умственный кругозор.
В результате занятий дети пользуются несколькими способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный), умеют передавать выразительные особенности в лепке, самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.
Включая детей в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства, я стараюсь развивать у детей художественно-творческие способности.
В процессе занятий дети уже имеют представления о народных промыслах, узнают их. При создании коллективных работ умеют объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывая интересы друг друга. В процессе овладения приемами народной росписи у детей стали свободнее и раскованнее движения всей руки, координации руки и глаза.
Главной своей задачей считает заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Стараюсь пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
В моей работе с детьми бывает много счастливых минут, но большую радость я испытываю тогда, когда вижу улыбки на лицах детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...
приобщение детей к национальной культуре через подвижный игры
проект для детей старшего возраста....
Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...
Приобщение детей к национальной культуре через народную игру
В процессе приобщения к национальной культуре формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.Формирование духовной культуры ребенка, как фактора личнос...
Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...
Доклад «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».
laquo;Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество». Перед дошкольными работниками пос...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Приобщение детей к национальной культуре....