Инновационный педагогический опыт по теме:«Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».
материал (подготовительная группа) на тему

Махрова Анна Валерьевна

Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

 

Махровой Анны Валерьевны

по теме:

«Знакомство детей с национальной культурой

 через художественное творчество».

 

       Перед дошкольными работниками поставлена задача  воспитывать  у детей любовь к прекрасному, развивать их воображение, творческие способности, умение и желание рисовать. Знакомить дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой, фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно–прикладным искусством, подвижными играми).  Представить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.

       Эта тема всегда мне была интересна  и  близка педагогу. Анна Валерьевна приоритетным направлением в своей работе выбрала тему:  «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».

    В решении поставленных задач  используются различные средства: знакомство детей с народным творчеством, обычаями и традициями мордовского народа,  с национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью, через изобразительное искусство, музыку, художественного слова.

       Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа .

       Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.

       Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры -забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки.

       Новизна  инновационной деятельности в том, что в  работе с детьми  усовершенствовалась технология изобразительной деятельности у дошкольников и соединила в ней два предмета: «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».  Интегрированные занятия носят проблемный характер, концептуально и теоретически обоснованы, имеют практическую направленность, ориентированы на обеспечение личностного роста детей.

        Практическая значимость работы состоит в том, что объединенное обучение изодеятельности одновременно с изучением характерных особенностей национальной одежды, процессом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальным орнаментом народов, живущих в республике Мордовия, с продолжением изучения в подготовительной группе.

        Ведущая педагогическая идея  заключается в том, что дети имеют слабые знания не только об истории Российского государства, но и о традиции национальной культуры, они слабо осознают, понимают и активно не участвуют в возрождении национальной культуры. И порой не могут реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях же национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы  и творчества. Хотелось подарить детям радость творчества умению самовыражаться через средства изобразительного искусства.

       Разработали и воплотили в жизнь проект:  «Знакомство с национальной культурой», в группе имеется картотека мордовских народных игр, мини-уголок мордовской культуры, который  постоянно пополняется. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания по ознакомлению детей с национальной культурой детей выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.  Расширенное знакомство с национальной культурой дети получают через интегрированные занятия, досуги, игры, экскурсии, театрализованную деятельность, драматизации, наблюдения и еще на занятиях кружка  «Марлюня» (по изучению мордовского языка).

       Общие темы занятий дают более целостные представления дошкольникам образного видения славянами устройство мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значение выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

       Таким образом, это в целом дает более целостное представление дошкольникам образного видения устройства мира, основ зарождения орнамента и символики.

       Вместе с ребятами  организовываются выставки работ, оформляем папки с лучшими рисунками, альбомы с образцами национального орнамента.

       Работа идет в тесном содружестве с коллективом детской библиотеки. Вместе подобрали сказки,  легенды  для знакомства детей с  мордовским декоративно-прикладным искусством, теоретический материал, стихи, загадки, прибаутки и др.  

       В рамках работы с родителями  используются нетрадиционные методы работы с семьей: круглый стол, дискуссии, анкетирование, бюро педагогических услуг, библиотека специальной литературы, родительская почта, телефон доверия, досуги, дни «открытых дверей», совместные выставки. Проводим совместные экскурсии в цент эстетического воспитания «Тяштеня».

        Таким образом, в результате использования методов и приемов, прочно вошедших в структуру занятий по знакомству детей с национальной культурой и  ИЗО  у детей формируется устойчивый интерес к наблюдениям, происходит быстрое и глубокое усвоение знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства и национальной культуры, расширяется общий умственный кругозор.

       В результате занятий дети  пользуются несколькими способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный), умеют передавать выразительные особенности в лепке, самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.

       Включая детей в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства, я стараюсь развивать у детей художественно-творческие способности.

       В процессе занятий дети уже имеют представления о народных промыслах, узнают их. При создании коллективных работ умеют  объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывая интересы друг друга.  В процессе овладения приемами народной росписи у детей стали свободнее и раскованнее движения всей руки, координации руки и глаза.

       Главной своей задачей  считает  заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Стараюсь пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

      В моей работе с детьми бывает много счастливых минут, но большую радость я испытываю тогда, когда вижу улыбки на лицах детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Махровой Анны Валерьевны

по теме:

«Знакомство детей с национальной культурой

 через художественное творчество».

       Перед дошкольными работниками поставлена задача  воспитывать  у детей любовь к прекрасному, развивать их воображение, творческие способности, умение и желание рисовать. Знакомить дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой, фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно–прикладным искусством, подвижными играми).  Представить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.

       Эта тема всегда мне была интересна  и  близка педагогу. Анна Валерьевна приоритетным направлением в своей работе выбрала тему:  «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».

    В решении поставленных задач  используются различные средства: знакомство детей с народным творчеством, обычаями и традициями мордовского народа,  с национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью, через изобразительное искусство, музыку, художественного слова.

       Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину- задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа .

       Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.

       Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры -забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки.

       Новизна  инновационной деятельности в том, что в  работе с детьми  усовершенствовалась технология изобразительной деятельности у дошкольников и соединила в ней два предмета: «Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».  Интегрированные занятия носят проблемный характер, концептуально и теоретически обоснованы, имеют практическую направленность, ориентированы на обеспечение личностного роста детей.

        Практическая значимость работы состоит в том, что объединенное обучение изодеятельности одновременно с изучением характерных особенностей национальной одежды, процессом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальным орнаментом народов, живущих в республике Мордовия, с продолжением изучения в подготовительной группе.

        Ведущая педагогическая идея  заключается в том, что дети имеют слабые знания не только об истории Российского государства, но и о традиции национальной культуры, они слабо осознают, понимают и активно не участвуют в возрождении национальной культуры. И порой не могут реализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях же национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы  и творчества. Хотелось подарить детям радость творчества умению самовыражаться через средства изобразительного искусства.

       Разработали и воплотили в жизнь проект:  «Знакомство с национальной культурой», в группе имеется картотека мордовских народных игр, мини-уголок мордовской культуры, который  постоянно пополняется. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания по ознакомлению детей с национальной культурой детей выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.  Расширенное знакомство с национальной культурой дети получают через интегрированные занятия, досуги, игры, экскурсии, театрализованную деятельность, драматизации, наблюдения и еще на занятиях кружка  «Марлюня» (по изучению мордовского языка).

       Общие темы занятий дают более целостные представления дошкольникам образного видения славянами устройство мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значение выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

       Таким образом, это в целом дает более целостное представление дошкольникам образного видения устройства мира, основ зарождения орнамента и символики.

       Вместе с ребятами  организовываются выставки работ, оформляем папки с лучшими рисунками, альбомы с образцами национального орнамента.

       Работа идет в тесном содружестве с коллективом детской библиотеки. Вместе подобрали сказки,  легенды  для знакомства детей с  мордовским декоративно-прикладным искусством, теоретический материал, стихи, загадки, прибаутки и др.  

       В рамках работы с родителями  используются нетрадиционные методы работы с семьей: круглый стол, дискуссии, анкетирование, бюро педагогических услуг, библиотека специальной литературы, родительская почта, телефон доверия, досуги, дни «открытых дверей», совместные выставки. Проводим совместные экскурсии в цент эстетического воспитания «Тяштеня».

        Таким образом, в результате использования методов и приемов, прочно вошедших в структуру занятий по знакомству детей с национальной культурой и  ИЗО  у детей формируется устойчивый интерес к наблюдениям, происходит быстрое и глубокое усвоение знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства и национальной культуры, расширяется общий умственный кругозор.

       В результате занятий дети  пользуются несколькими способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный), умеют передавать выразительные особенности в лепке, самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.

       Включая детей в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства, я стараюсь развивать у детей художественно-творческие способности.

       В процессе занятий дети уже имеют представления о народных промыслах, узнают их. При создании коллективных работ умеют  объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывая интересы друг друга.  В процессе овладения приемами народной росписи у детей стали свободнее и раскованнее движения всей руки, координации руки и глаза.

       Главной своей задачей  считает  заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Стараюсь пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

      В моей работе с детьми бывает много счастливых минут, но большую радость я испытываю тогда, когда вижу улыбки на лицах детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

Приобщение детей к национальной культуре через народную игру

В процессе приобщения к национальной культуре формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.Формирование духовной культуры ребенка, как фактора личнос...

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

Доклад «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».

laquo;Знакомство детей  старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».        Перед дошкольными работниками пос...