Рабочая программа "Мы - юные кемеровчане"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа «Мы – юные кемеровчане», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе парциальной программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).
Данная программа способствует развитию у детей проявлений духовности, а точнее – её светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my-yunye_kemerovchane.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 116
«Детский сад комбинированного вида»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ № 116
«Детский сад комбинированного вида»
______________ Т.Г. Тушкова
«___» ____________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Мы – юные кемеровчане
Составитель:
Борисова Лидия Николаевна,
старший воспитатель МБДОУ № 116
«Детский сад комбинированного вида»
Кемерово, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление 2
Пояснительная записка 3
Примерное содержание по ознакомлению с родным городом, Кемеровской областью 5
Планируемые результаты освоения дошкольниками программы
- Описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести дошкольник в процессе образовательной деятельности 10
- Качества личности, которые могут быть развиты у дошкольников в результате реализации программы 11
Формы подведения итогов Приложение 12
"Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребёнка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".
С. Харрисон
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мы – юные кемеровчане», реализуемая по духовно – нравственному направлению, составлена на основе парциальной программы воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).
Данная программа способствует развитию у детей проявлений духовности, а точнее – её светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.
Цель программы.
Развитие духовно-нравственной культуры ребёнка, формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, детского сада, города; формирование целостных представлений о родном крае.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- приобщать к истории возникновения родного города;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Кемеровской области;
- формировать представления о достопримечательностях родного города, его государственных символах;
- формировать и развивать познавательный интерес к народному творчеству и миру ремёсел в родном городе;
- формирование представлений о животном и растительном мире родного края, города.
- содействовать сплочению коллектива ДОУ с семьями, укрепление их дальнейшего взаимодействия;
- ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, детского сада, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
- формировать дружеские отношения;
- обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, беседы и другую деятельность, речь;
- расширить кругозор детей.
Для решения этих задач используются наиболее эффективные формы работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста: игры – путешествия; экскурсии; конкурсы; посещение с родителями музеев, театров города и др.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных, которые дети получают в рамках образовательной программы МБДОУ.
Программа рассчитана на три года и ориентирована на детей средней, старшей и подготовительной групп. Работа с детьми проводится как на организованных занятиях, так и в свободное время. Мероприятия рассчитаны при полном взаимодействии с родителями.
Образовательная деятельность организуется 1 раз в неделю, продолжительностью для детей средней группы не более 20 минут, старшей группы не более 25 минут, подготовительной группы не более 30 минут.
Программа состоит из 9 тематических блоков:
Каждый блок программы направлен на формирование нравственных отношений и жизненных ценностей: труд, ответственность, знание, здоровье и др.
Данная программа реализуется воспитателями групп.
Разработанная программа осуществляет интеграцию образовательных областей.
Ожидаемые результаты освоения детьми программы:
- сформированность первичных представлений о своей семье, родном крае, природе Кемеровской области;
- проявление заботы о своей семье;
- приобретение первичных представлений об истории родного края;
- знание государственной символики Кузбасса и города Кемерово;
- знание представителей растительного и животного мира Кемеровской области;
- формирование бережного отношения к природе, памятникам архитектуры, искусства;
- формирование активной позиции, ответственности за результаты своей деятельности.
Примерное содержание по ознакомлению с родным городом,
Кемеровской областью
№ | Тема | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | Формы работы с детьми |
1. | Здравствуй, детский сад! | Знакомство с новой группой, уголками. Экскурсия по детскому саду: кухня, прачечная, медицинский кабинет. Знакомство с групповой площадкой. | Знакомство с новой группой, уголками. Экскурсия по детскому саду: кухня, прачечная, медицинский кабинет, методический кабинет. Знакомство с групповой площадкой, площадками соседних групп, спортивной площадкой. | Знакомство с новой группой, уголками. Экскурсия по детскому саду: кухня, прачечная, медицинский кабинет, методический кабинет, кабинет заведующего, кабинет логопеда. Знакомство с групповой площадкой, площадками соседних групп, спортивной площадкой, территорией детского сада. |
|
2. | Страницы истории родного города. историческое прошлое города. | Раньше было село Щеглово, сейчас город Кемерово, в котором я живу. Улица, на которой находится детский сад. Некоторые достопримечательности города. Современные и старинные постройки. Знакомство с русской избой, кухонной утварью. | Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного края. Исторические памятники города. Крестьянские и городские постройки. Храмы. Символика России и города Кемерово. Функциональное предназначение предметов русского быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники, фольклор. | Культурно-историческое наследие родного города. Особенности городской и сельской местности. Каменное и деревянное зодчество. Главная улица города. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий. Города, районы, сёла, реки Кемеровской области. Народная культура. Традиционные обрядовые праздники, особенности их празднования в Кемеровской области. |
|
3. | Семь + я. Я, моя семья | Понятия «семья». Члены семьи. Место ребёнка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Семейные обязанности. | Понятия «семья», «родной дом». Семья – группа, живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость» | Различные уклады семейного быта. Семейные традиции. Понятие «предки». Несколько поколений составляют «род». Родословная. Генеалогическое древо. |
|
4. | Город будущего. Где трудятся жители города Кемерово. | Где трудятся мои родители. Как и где отдыхает семья. Труд взрослых в магазине, больнице, на почте и др. | Место работы родителей. Труд взрослых: издательство, аэропорт, вокзал, больница, почта и др. Новостройки города. Здания бывают разными. | Место работы и должность родителей. Трудовые будни кемеровчан. Знакомство с промышленными предприятиями города. Архитектура родного города. |
|
5. | Культурное наследие. | Знакомство с культурными учреждениями города: кукольный театр, цирк. Бульвар Строителей, Парк Чудес. | Знакомство с культурными учреждениями города: кинотеатры, различные театры, филармония, краеведческий музей. Главная площадь города. | Знакомство с культурными учреждениями города: музыкальный, драматический театр им. Луначарского, Театр оперетты, Музей изобразительного творчества. Памятники города. Памятник воинам – кузбассовцам, улица Весенняя. Знакомство с творчеством В. Фёдорова. |
|
6. | Старшее поколение. Героические подвиги воинов – земляков. | Понятие «земляки». Слава героям войны, труда. | Понятие «земляки». Кемеровчане - герои Великой отечественной войны. Наши современники - земляки, прославившие наш город. |
| |
7. | Мы - будущее нашего города. | Мы - кемеровчане. Что мы можем сделать, чтобы родной город, детский сад был красивым. | Деятельность жителей города для того, чтобы он был красивым. Названия улиц, где расположен детский сад, где живут дети. Бережное отношение ко всему, что окружает. Река Томь – главная водная артерия Кузбасса. |
| |
8. | В гармонии с природой. | Растения сада, огорода, цветника, характерные для Кемеровской области. Домашние и дикие животные, среда их обитания. | Растительный и животный мир Кемеровской области. Охрана природы Кемеровской области. Зелёная аптека (лекарственные растения). Красная книга Кузбасса. Особенности ландшафта Кемеровской области. |
| |
9. | С любовью к городу. | Закрепление знаний о районе, городе, где живут дети. Что значит для кемеровчан, всех людей День Победы. Улицы, названные в честь героев. Закрепление знаний о дорожных знаках, правилах поведения на дорогах и улицах города. Благоустройство города. |
| ||
10. | С пользой для города. | Организация трудовых акций по благоустройству групповых участков, организация цветников, огорода. |
|
2. Планируемые результаты освоения дошкольниками программы
после трёхгодичного обучения)
2.1. Описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести дошкольник в процессе образовательной деятельности.
Знать:
- памятники культуры в районе, городе;
- правила вежливого поведения в детском саду и общественных местах;
- о роли труда в жизни человека;
- различные профессии;
- правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до детского сада;
- правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
- сказки, стихи, песни.
Понимать:
- необходимость соблюдения правил;
- необходимость изучения своих истоков;
- являюсь жителем Кемерово, Кузбасса, России;
- различие хороших и плохих поступков;
- значимость правильного поведения в обществе;
- соответствие своего поведения требованиям детского коллектива;
- необходимость трудиться;
- что начатое дело нужно доводить до конца;
- необходимость сохранности красоты природы;
- важность занятия физкультурой для здоровья;
- значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок».
Уметь:
- рассказать о семейных традициях;
- контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам;
- признавать собственные плохие поступки;
- разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
- мыть игрушки, протирать пыль с полок, поливать цветы;
- проявлять чувства (восторг, радость и т.д.);
- слушать художественные произведения, детскую литературу;
- участвовать в концертах, представлениях и т.д.
Делать:
- соблюдать режим дня, правила личной гигиены и правила безопасности на дороге и в быту;
- вести подвижный образ жизни;
- посещать с родителями музеи, библиотеки, театры;
- добровольно участвовать в экологических акциях (помощь птицам зимой, благоустройстве детского сада и др.);
- ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), детского сада;
- рисовать плакаты о сохранности природы (можно совместно с родителями);
- соблюдать порядок у себя в комнате, в детском саду;
- осуществлять что-то полезное для себя и своих родных;
2.2. Качества личности, которые могут быть развиты у дошкольников
в результате реализации программы
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет дошкольника.
Нравственный портрет идеально воспитанного старшего дошкольника:
- Любящий свою семью, свой народ, свой край и свою Родину.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
- Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
- Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед сверстниками и семьей.
- Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
2.3. Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
- Участие в конкурсах, организованных в ДОУ.
- Участие в социальных акциях.
Приложение
Старший возраст
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает воспитатель | Итоговый балл | |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: * мне интересно узнавать новое | |||
* я люблю мечтать | |||
* мне интересно находить ответы на непонятные вопросы | |||
2. ТРУДОЛЮБИЕ: * я старателен на занятиях | |||
* я внимателен | |||
* я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью | |||
* мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу | |||
* мне нравится дежурить в детском саду | |||
3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: * к земле | |||
* к растениям | |||
* к животным | |||
* к природе | |||
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСКОМУ САДУ: * я выполняю правила поведения со сверстниками и взрослыми | |||
* я добр в отношениях с близкими, друзьями, людьми | |||
* я участвую в делах группы и детского сада | |||
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: * я аккуратен в делах | |||
* я опрятен в одежде | |||
* мне нравится все красивое вокруг меня | |||
* я вежлив в отношениях с людьми | |||
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: * я управляю собой | |||
* я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой | |||
* у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов проводится по пятибалльной системе:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 - никогда
- я думаю по-другому, не так
По каждому качеству (критерию) выводится один среднеарифметический балл.
В результате каждый воспитанник имеет 6 баллов.
Затем 6 баллов складываются и делятся на 6.
Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности.
Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень,
4, 4 – 4 – хороший уровень,
3, 9 – 2,9 – средний уровень,
2,8 – 2 – низкий уровень.
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности
дошкольников старшего возраста
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Любознательность | Трудолюбие | Бережное отношение к природе | Мое отношение к детскому саду | Красивое в моей жизни | Как я отношусь к себе | Средний балл | Уровень воспитанности |
В группе _______ воспитанников
___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)
___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)
___________ имеют средний уровень воспитанности (с)
___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Дата ________________ Воспитатель _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа"Юный экспериментатор"
В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...
Рабочая программа "Юное дарование"
Данный материал направлен на работу с детьми младшего дошкольного возраста и включае в себя весь необходимый перечень для интеллектуального равзвития детей....
Рабочая программа "Юный исследователь"
Данная рабочая программа направлена на разработку специфических особенностей содержания, организации и методики применения исследовательского обучения в детском саду....
Рабочая программа "Юный книголюб"
В возрасте 6-7 лет взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками усложняются, богаче становятся содержание и формы детской деятельности.Развивается способность анализировать и обобщать воспри...
Рабочая программа "Юные мыслители"
Программа факультативных занятий «Юные мыслители» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. В ходе решения задач на см...
Рабочая программа "Юные инспектора дорожного движения"
Рабочая программа занятий кружковой деятельности (военно-патриотическое направление) для воспитанников старшей/подготовительной разновозрастной группы разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"
Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...