Рабочая программа "Юные мыслители"
рабочая программа по математике (подготовительная группа) по теме
Программа факультативных занятий «Юные мыслители» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №60 «ТЕРЕМОК» ГОРОДА БЕЛОВО КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
ЮНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ
Рабочая программа
Белово 2015
Автор – составитель: Жильцова М. В. Воспитатель
Принят на пед.совете Протокол №______ От «___»_________2015 г. | Утверждаю Заведующая МБДОУ №60 ___________________________ |
Программа направлена на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендована воспитателям групп старшего возраста дошкольных образовательных учреждений для организации воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………4
Учебно-тематический план………………………………………………..7
Содержание программы…………………………………………………...8
Критерии уровня развития логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………..11
Методическое обеспечение………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………13
Пояснительная записка
Вследствие технического прогресса, происходящего в жизни общества, процесс развития человека постепенно становится более компьютеризированным. Компьютерная техника завоевывает практически все сферы общественной жизни: науку, промышленность, образование и т.д. Поэтому все более необходимым представляется использование знаковой системы в школьном обучении детей.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.
Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему гармоничное существование в этом обществе.
Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Программа факультативных занятий «Эрудит» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Курс факультативных занятий легко интегрируется в образовательный процесс и режим дня дошкольного учреждения.
Цель программы: развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
Задачи:
- развивать детскую самостоятельность и детскую инициативу, воспитывать у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.
- развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей.
- обогащать опыт самопознания дошкольников.
- формировать готовность к школьному обучению.
- развивать приёмы мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Факультативные занятия проводятся один раз в две недели (19 занятий), продолжительность занятия - 30 минут.
Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному.
Разделы программы:
- «Логические задачки»
- «Задачки на смекалку геометрического характера»
- «Математические развлечения»
Работа ведётся в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков.
При реализации программы применяются следующие приёмы:
- рассматривание таблиц с графическими изображениями фигур;
- разгадывание загадок;
- проблемные ситуации;
- показ воспитателя;
- беседа;
- рассказ;
- творческие задания;
- пальчиковые игры;
- логические задачки.
- экспериментирование;
Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанники будут:
- уметь анализировать предметы, используя зрительное тактильное и слуховое восприятие; умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях; умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики; умение выражать свои чувства и представление о мире различными способами;
- Знать приёмы решения задач; способы пристроения, присоединения одной фигуры к другой; последовательность выполнения заданий;
- иметь представление о придумывание и составлении простых логических задач.
Учебно - тематический план
№ п/п | Раздел. Тема. | Всего часов | Из них: | ||
Теор. | Практ. | Контроль | |||
1. | Раздел 1. Логические задачки | 6 | 6 | 1 | |
1.1 | «Мой любимый детский сад» | 1 | 1 | ||
1.2 | «Овощные истории» | 1 | 1 | ||
1.3 | «Осенние чудеса» | 1 | |||
1.4 | «Одежда» | 1 | 1 | ||
1.5 | «Животные рядом с нами» | 1 | 1 | ||
1.6 | «Всё что нас окружает» | 1 | 1 | 1 квн | |
2 | Раздел 2. «Задачки на смекалку геометрического характера» | 6 | 6 | 1 | |
2.1 | «Раз ступенька, два ступенька» | 1 | 1 | ||
2.2 | «Волшебное превращение» | 1 | 1 | ||
2..3 | «Архитекторы» | 1 | 1 | ||
2.4 | «Стрелочка» | 1 | 1 | ||
2.5 | «Лампа» | 1 | 1 | ||
2.6 | «Фонарик из счётных полочек» | 1 | 1 | 1 Интеллектуальная игра | |
3 | «Математические развлечения» | 6 | 6 | 1 | |
3.1 | «Знакомство с игрой Танграм» | 1 | 1 | ||
3.2 | «Четырёхугольники из Танграм» | 1 | 1 | ||
3.3 | «Составление фигуры- силуэта зайца» | 1 | 1 | ||
3.4 | «Знакомство с игрой Колумбово яйцо» | 1 | 1 | ||
3.5 | «Знакомство с Вьетнамской игрой» | 1 | 1 | ||
3.6 | «Путешествие встряну Чудес» | 1 | 1 | 1 Развлечение | |
Итого: | 19 | 19 | 3 |
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1 Логические задачки
Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)
- Занятие «Мой любимый детский сад»
Организационный момент «Посмотри и ответь»; Игровое упражнение «Что произойдёт дальше»; Лабиринт «Помоги Серёже добраться до конфеты»; Упражнение «Найди отличие»
- Занятие «Овощные истории»
Организационный момент «Подумай и ответь»; Упражнение «Путаница»; Лабиринт «Морковка для зайца»; Упражнение «Какой овощ следующий»
1.3 Занятие «Осенние чудеса»
Игра «Четвёртый лишний»; Упражнение «Настина комната»; Лабиринт
«Паутина»; Упражнение «Соедини цифры по порядку»
1.4 Занятие «Одежда»
Организационный момент «Закончи рассуждения»; Упражнение «Найди
фигуры»; Логическая задача «Найди отличие»; Лабиринт «Помоги
Даши»
1.5 Занятие «Животные рядом с нами»
Словесная игра «Отвечай быстро»; Лабиринт «Кошки мышки»;
Упражнение «Обведи одинаковых кошек»; Раскрась геометрические фигуры»
1.6 Занятие «Всё что нас окружает»
Организационный момент «Один много»; Упражнение «Путаница»
Лабиринт «Помоги Буратино»; Упражнение «Дорисуй не достающий
предмет»
РАЗДЕЛ 2 «Задачки на смекалку геометрического характера»
Включает в себя задачки на смекалку геометрического характера, в ходе решения, как правило идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие и изменения их количества. В процессе решения каждой новой задачи у ребёнка активно развивается умственная деятельность, стремление достичь конечной цели- видоизменить или построить пространственную фигуру.
2.1 Занятие « Раз ступенька, два ступенька» направлено на умение решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения.
Организационный момент «Расставь полоски в убывающем порядке по длине»; Упражнение «Измени фигуру»; Логическая задача «Лесенка»
2.2 Занятие «Волшебное превращение» направлено на умение осуществлять целенаправленные пробы, ограничивать количество практических проб за счёт обдумывания хода решения, догадки.
Организационный момент «Какая дорожка самая короткая»; Словесная игра «Исправь ошибку»; Логическая задача «Было пять, стало три»
2.3 Занятие «Архитекторы» направлено на умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путём целенаправленных поисковых действий.
Организационный момент «Бывает-не бывает»; Упражнение «Запретное движение»; Логическая задача «Переверни дом в другую сторону».
2.4 Занятие «Стрелочка» направлено на умение осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного практического плана, частичном мысленном решении задачи.
Организационный момент «Исправь предложение»; Упражнение «Найди закономерность»; Логическая задача «Из стрелки делаем четырёх угольники»
2.5 Занятие «Лампа» направлено на умение планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в фигуре в результате преобразования, высказывать предложения.
Организационный момент «Один много»; Упражнение «Найди лишнею фигуру»; Логическая задачка «Из лампы сделать треугольники».
2.6 Занятие «Фонарь из счётных палочек» направлено на обучение решать задачи на основе мысленного анализа путём выдвижения гипотезы и проверки её.
Организационный момент «Какие суждения верные?»; Упражнение «Кто внимательный»; Логическая задача «Фонарик превращаем в треугольники».
РАЗДЕЛ 3 «Математические развлечения»
Раздел объединяет игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, домов, птиц, кораблей из специальных наборов
геометрических фигур. Направлен на развитие зрительного и мыслительного анализа у детей.
3.1 Занятие «Знакомство с игрой Танграм» направлено на умение сравнивать треугольники по размеру, составлении из них новых геометрических фигур.
Организационный момент «Найди лишнее слово»; Упражнение «Собери фигуры, не повторяющиеся по цвету»; Игра «Танграм».
3.2 Занятие «Четырёхугольники из Танграм» направлено на умение составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Организационный момент «Составь предложение»; Упражнение «Найди четырёх угольники в паровозе»; Игра «Танграм».
3.3 Занятие «Составление фигуры- силуэта зайца» направлено на умение анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентироваться на образец.
Организационный момент «Скажи одним словом»; Упражнение «Кому какой подарок предназначен»; Игра «Танграм».
3.4 Занятие «Знакомство с игрой Колумбово яйцо» направлено на развитие сенсорных способностей, пространственных представлений, образного и логического мышления.
Организационный момент «Какая птица лишняя?»; Упражнение «Продолжи ряд»; Игра «Колумбово яйцо».
3.5 Занятие «Знакомство с Вьетнамской игрой» направлено на овладение практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления.
Организационный момент «Узнай по силуэту»; Упражнение «Кто из птиц летит выше других»; «Вьтнамская игра».
3.6 Занятие «Путешествие встряну Чудес» Организационный момент «Буратино попал в беду»; Лабиринт»; Загадки»; Игра «Подбери ключ к замку»; Игра «составь картинку»; Игра «Колумбово яйцо».
Критерии уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Дети умеют:
- выделять самое существенное в предметах;
- видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
- пользоваться различными схемами и планами;
- рассуждать;
- делать умозаключения в соответствии с законами логики.
- Высокий уровень – сформировано,
- Средний уровень – находится на стадии становления,
- Низкий уровень – не сформирован.
Дети знают:
- приёмы решения задач;
- способы пристроения, присоединения одной фигуры к другой; последовательность выполнения заданий
- Высокий уровень –- сформировано,
-Средний уровень– находится на стадии становления,
- Низкий уровень – не сформирован.
Методическое обеспечение
I. Учебно-методические пособия:
- Специальная, методическая литература;
(См. список литературы)
- Логика для детей 5 – 7 лет.
II. Материалы из опыта работы:
Дидактический материал:
- Лабиринты,
- Карточки с логическими заданиями,
- Образцы фигур- силуэтов,
- Таблицы с изображением фигур.
Наглядный материал:
- Счётные палочки,
- Игра «Танграм»,
- Игра «Колумбово яйцо»,
- «Вьетнамская игра»,
- Дидактическая игра «Внимание»,
Список литературы
1. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
- Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. -208 с.:
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачки для дошкольников: Кн.для воспитателя дет. Сада. -2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990. С.: ил.-lSBN 5-09-001638-0
- Тихомирова Л.Ф. Рзвитие логического мышления детей. Ярославаль: «Академия развития», 1998-240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клуб юных мыслителей
создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста имеющих предпосылки к одаренности...
Программа "Юный мыслитель"
Программа предназначена для подготовки детей старщего дошкольного возраста к школе....
Программа по развитию логического мышления "Юный мыслитель"
Логика - наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего - нибудь....
Мысли великих людей и мыслителей о детях и воспитании.
Мысли великих людей и мыслителей о детях и воспитании....
Итоговое занятие НОД в студии «Юные мыслители» Подготовительная группа Игра «Что? Где? Когда?»
Итоговое занятие в студии «Юные мыслители»Подготовительная группаИгра «Что? Где? Когда?»Программное содержание:- Закрепить умение отгадывать загадки.- Закрепить умение составлять арифметические ...
Программа кружка "Юный мыслитель"
Программа дополнительного образования по развитию логических способностей старших дошкольников....
Проект по логическому мышлению "Я -мыслитель"
Долгосрочный проект, для детей старшей группы...