Рабочая программа "Юное дарование"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Данный материал направлен на работу с детьми младшего дошкольного возраста и включае в себя весь необходимый перечень для интеллектуального равзвития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка – детский сад №116"

г. Сыктывкара

Рабочая программа

«Юное дарование»

(Для детей от 2 до 3 лет)

Сыктывкар, 2011

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе требований общеобразовательной программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой МАДОУ «ЦРР – д/с №116 «Медвежонок»» г Сыктывкара.

Предполагаемая программа рассчитана на детей 2 младшей группы (от 3 до 4 лет) и направлена на то, что бы помочь ребёнку в дальнейшем его развитии и подкреплении тех представлений, которые он получает на основных занятиях.

Программа «Мы растём», включает в себя 3 раздела: 

1. Развитие психических процессов: - восприятие, - память, - внимание, - мышление, - воображение, - речь; 2. Развитие графических навыков (РММ);  3. Первоначальное овладение грамотой (вводится со второго полугодия). 

Данная программа сосредоточена на том, чтобы помочь ребёнку подняться по ступенькам вверх. Перед тем как начать занятия с ребёнком проводится его диагностика, в соответствии, с которой ребёнок ставиться на ступеньку и от этого момента с ребёнком начинается проводиться непосредственная работа по его росту по ступенькам вверх.

Программа в большей степени направлена на интеллектуальное  (всестороннее) развитие ребёнка, на закрепление, систематизацию полученных представлений  от основных занятий.

            Цель программы – содействие полноценному, всестороннему   познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) и вовлечение родителей в педагогический процесс.

       Задачи программы:

  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь;
  • Развивать графические навыки: тонкую и мелкую моторику рук;
  • Способствовать повышению уверенности в своих силах и развитию самостоятельности.

    Программа состоит из 32 занятий на правленых на всестороннее и познавательное  развитие, которые проводятся 1 – 2  раз в неделю, по 15 – 20 минут. Реализуется в течение всего года и в конце завершается диагностированием детей по основным разделам.

    Рассчитана на детей 2 младшей группы (3 – 4 лет), оптимальное количество детей в группе – 7 – 8.

Перспективно-тематическое планирование.

№ п\п

Мероприятие:

Цель:

Форма работы:

Сроки проведения:

1.

Диагностирование детей.

Выявить  уровень развития детей.

Индивидуальная и подгрупповая.

Начало и конец учебного года.

2.

Разделы занятий:

1.РПП,

2.РГН,

3.ОГ.

Повышения уровня интеллектуального развития детей.

Подгрупповая

Сентябрь2011-Май2012

РАЗДЕЛ 1. РПП (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь):

Количество занятий:

Тема занятия:

Форма проведения:

Используемый материал:

15 занятий

Всё я знаю, всё умею!

Подгрупповая

Карточки-картинки, рабочие листы, игрушки, разрезные картинки.

Будь внимателен!

Подгрупповая

Юные фантазёры.

Подгрупповая

Ах, бы всё запомнить!

Подгрупповая

Мои мысли, мои скакуны!

Подгрупповая

Я красиво говорю!

Подгрупповая

РАЗДЕЛ 2. РГН (РТиММР):

17

занятий

Дождик.

Подгрупповая

Рабочие листы, простые, цветные карандаши, пластилин.

Волшебные дорожки.

Подгрупповая

Обведи предметы.

Подгрупповая

Заштрихуй.

Подгрупповая

Дорисуй.

Подгрупповая

Мои узоры.

Подгрупповая

Красивая картинка

Подгрупповая

Мои поделки.

Подгрупповая

РАЗДЕЛ 3. Первоначальное  овладение грамотой: (дополнительно)

15 занятий

Волшебные звуки.

Подгрупповая

Рабочие листы, картинки, карточки.

Интересные слова.

Подгрупповая

Похожие слова.

Подгрупповая

Скажи так же.

Подгрупповая

Хлопни, если не так!

Подгрупповая

Подходящее слово.

Подгрупповая

Потешки.

Подгрупповая

Краткое содержание занятий:

РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ).

Занятия: 1. «Всё я знаю, всё умею» (восприятие),

                          2. «Будь внимателен» (внимание),

                          3. «Юные фантазёры» (воображение),

                          4. «Ах, бы всё запомнить!» (память),

                          5. «Мои мысли, мои скакуны» (мышление),

                          6.  «Я красиво говорю!» (речь).

Занятия: 1. «Всё я знаю, всё умею»,

                 2. «Будь внимателен»,

Общая цель занятий: - Развивать внимательность, сосредоточенность, переключаемость от одного предмета к другому, зрительное и слуховое внимание;

- Развивать восприятие: целостность, зрительное восприятие, слуховое (фонематическое).

     Ход: На всех занятиях по вниманию и восприятию педагог-психолог предлагает детям определённое количество карточек, рабочих листов, по которым с детьми проводится работа в определенной последовательности, от занятий лёгких к сложным.

№:

Направление:

Восприятие:

Внимание:

1

Предметы спрятались.

Найди такой же предмет.

2

Дорисуй.

Интересные картинки.

3

Что перепутал художник.

Подбери.

4

Волшебные звуки.

Пройди по дорожки к предмету.

5

Пирамидки.

Соедини.

6

Игрушка.

Обведи одинаковые предметы.

7

Разные картинки.

Дорисуй.

8

Слушай внимательно

Раскрась одинаково.

9

На что похоже.

Что поменялось местами.

10

Загадываем загадки.

Что лишнее.

1. «Ах, бы всё запомнить!»

2.  «Мои мысли, мои скакуны».

Общая цель всех занятий: развивать память, а именно такие виды памяти, как: - запоминание, - сохранение, - припоминание, - воспроизведение, - зрительную память, механическую; развивать мышление – наглядно-образное.

     Ход: На всех занятиях по развитию памяти и мышления педагог-психолог предлагает ребёнку картинки, по которым с ребёнком проводится работа в определенной последовательности: 1. рассматривание картинки, 2. прослушивание инструкции взрослого, 3. выполнения задания. Помимо цветных картинок ребёнку предлагаются и картинки чёрно-белого характера.

№:

Направление:

Память:

Мышление:

1

Кто поменялся местами?

Что перепутал художник?

2

Половинки.

Четвёртый лишний?

3

Кто спрятался.

Чего не хватает?

4

Кружочки.

Чем похожи?

5

Запомни и раскрась.

Волшебный мешочек.

6

Зачеркни лишнее.

Найди в ряду лишнюю фигуру.

7

Большой, маленький.

Разложи картинки.

8

Найди отличия.

Разрезные картинки.

9

Волшебные палочки.

Коврики.

10

Что изменилось?

Кому, что нужно?

1. «Юные фантазёры»

Общая цель занятий:   развивать процесс воображения, первоначальные зачатки фантазии

1. На что похоже?

2. Весёлая зарядка.

3. Дорисуй.

4. Какая погода?

5. Загадываем загадки.

6. Весёлые превращения.

7. Мозаика.

8. Чудесный мешочек.

9. Сложи картинку.

10. Сказки.

1. «Я красиво говорю».

Общая цель всех занятий:  Развитие речи (устной и диалогической): обучение и развитие у ребёнка умения отвечать полным, развёрнутым ответом  на поставленные вопросы взрослого, подбирать слова по смыслу, вступать в небольшой диалог со взрослым при составлении рассказов, умение завершать предложения, развивать у детей умение самостоятельно составлять не большие рассказы, состоящие из 4 – 5 предложений.

«Ответ – вопрос».

                      Цель: Учить ребёнка отвечать на поставленные вопросы взрослого полным, развёрнутым ответом.

                    Ход: Педагог-психолог, предоставляет ребёнку карточки, на которых представлено изображение, взрослый задаёт вопросы ребёнку, на которые ребёнок должен ответить с помощью этих карточек.

«Один-много».

                   Цель: учить ребёнка отличать на карточке предметы на рисованные по одному и много.

                     Ход: Ребёнку предоставляются карточки, на которых изображены предметы по одному и много. Взрослый задаёт вопросы ребёнку, в соответствии с заданием, такие как: 1. Расскажи, что на рисовано, на картинке? 2. Назови предметы в единственном и множественном числе? После карточек, ребёнку даются задания на объёмных предметах.

                       

«Всё наоборот».

                        Цель: Учить ребёнка подбирать к основному слову эпитет.

                        Ход: Взрослый выкладывает последовательно перед ребёнком карточки, на которых изображены одинаковые предметы, но разные по содержанию. Ребёнку задаётся вопрос, на который  он должен ответить с помощью  карточки.

«Ласковое слово».

                         Цель: Учить ребёнка подбирать слова уменьшительно ласкательной формы.

                         Ход: Перед ребёнком выгладывается картинка, состоящая из 6 карточек с изображёнными предметами, взрослый называет изображённый предмет, а затем просит ребёнка назвать его ласково, пример, дом-домик, ягода-ягодка и т.д.

«Назови, одним словом».

                          Цель: Учить ребёнка называть однородные предметы, одним словом.

                          Ход: Педагог-психолог выкладывает поочередно перед ребёнком  карточки с изображёнными на них предметами, затем просит ребёнка назвать, что изображено на карточке, то есть перечислить предметы, после перечисления,  взрослый задаёт ребёнку вопрос: Как можно, одним словом назвать эти предметы. Первые занятия строятся на помощи карточек, затем переход делается на слуховое внимание.

«Кто, что делает?»

                          Цель: Учить ребёнка обозначать действия словами.

                          Ход: Ребёнку предлагаются картинки, на которых изображены различные действия, в течение 2 минут взрослый предлагает рассмотреть картинки, а затем задаёт вопросы, на правленые на обозначение действия.

«Назови предметы. Расскажи о них?»

                          Цель: Учить ребёнка последовательно перечислять предметы и рассказывать о них: для чего нужны, чем отличаются.

                          Ход: Перед ребёнком выкладываются в последовательной форме карточки, на которых изображены предметы. Взрослый просит ребёнка назвать эти предметы и рассказать чем они отличаются, для чего они нужны.

«Назови правильно».

                         Цель:  Учить детей правильно называть, классифицировать живых существ в соответствии с их назначением и уметь правильно составлять форму единственного и множественного числа.

                        Ход: ребёнку предоставляются карточки с изображением животных диких и домашних, взрослых животных и их детёнышей и представителей домашних животных. Педагог-психолог задаёт вопросы, касающиеся данных карточек, с помощью которых происходит накопление и систематизация словарного запаса или активизация пассивного в активный.

«Рассказ».

                       Цель: Научить ребёнка составлять не большой рассказ, состоящий из 5-6 предложений.

                     Ход: В каждом из занятий ребёнку предлагается по одной предметной и сюжетной картинки, где ему даётся задание составить небольшой рассказ, занятия строятся  по системе от простого к сложному.

«Игрушка».

                         Цель: Учить ребёнка составлять описательные рассказы о предмете.

                        Ход: На каждом из занятий ребёнку предлагается по одной игрушке, вначале педагог-психолог составляет свой описательный рассказ, который выступает примером для ребёнка, затем предлагает на основе этой же игрушки составить описательный рассказ ан подобии или же свой с применением тех же словосочетаний, что и у взрослого.

«Волшебный фольклор».

                        Цель: Приобщать детей к фольклору, таким образом, способствуя развитию речи, как устной, так и диалогической, расширять и пополнять пассивный и активный словарный запас детей.

                        Ход: Ребёнку читаются небольшие загадки, потешки, стихотворения, к ним прилагаются карточки, с помощью которых ребёнок должен либо воспроизвести не большую потешку, стихотворение, либо ответить на вопросы.

«Мой рассказ!»

                         Цель: Продолжать учить ребёнка составлять рассказ, но уже самостоятельно,  без помощи педагога-психолога.

                         Ход: ребёнку предлагаются предметные и сюжетные картинки, игрушки, с помощью которых он должен попробовать самостоятельно составить рассказ (если у ребёнка не получается начать, помощь взрослого)                   

РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (РТиММР).

Общая цель занятий: развивать тонкую и мелкую моторику рук, для правильной постановки руки, для развития силы мышц.

 «Дождик».

                      Задание: Проведи, не отрывая руки от бумаги, прямые линии.

«Волшебные дорожки».

                      Задание: - Проведи линии по дорожкам, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края.

«Обведи предметы».

                        Задание: Обведи рисунки по точкам и раскрась их.

«Заштрихуй».

                          Задание: Продолжи штриховку.

«Дорисуй».

                          Задание: Дорисуй половинки картинок. Раскрась картинки.

«Мои узоры».

                          Задание: Продолжи узор.

«Мои картинки».

                          Задание: Раскрась картинку, не выходя за пределы контура.

«Мои поделки».

                          Задание: Лепка различных предметных фигурок, как объёмных, так и плоскостных.

                                                                    (дополнительно)

РАЗДЕЛ 3.  ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОВЛАДЕНИЕ ГРАМОТОЙ.

ЦЕЛЬ: Обучение детей младшего дошкольного возраста первоначальным основам грамоты в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. Васильевой.

«Волшебные звуки».

                     Цель: Учить детей определять слова, имеющий  определённый звук.

                    Ход: На каждом занятии ребёнку предоставляются карточки с изображением предметов имеющих определённый звук, который ребёнок должен определить и назвать.

 «Интересные слова».

                        Цель: Учить определять ребёнка слова короткие и длинные по звучанию.

                       Ход: Перед ребёнком выкладываются карточки, на которых изображены предметы короткие и длинные по звучанию. Вначале ребёнка просят назвать что это за предметы, а затем определить их по звучанию (короткие, длинные)

«Похожие слова».

                          Цель: Продолжать учить ребёнка определять слова, имеющие одинаковое звучание и учить определять слова не похожие по звучанию.

                        Ход: Перед ребёнком так же, как и на предыдущих занятиях выкладываются карточки с изображёнными предметами, имеющие похожее звучание, ребёнка просят назвать и соединить слова похожие по звучанию и определить те слова, которые не похожи.

«Скажи так же».

                          Цель: Развивать слуховое внимание и чистоту дикции.

                          Ход: Ребёнку на слух читаются сочетание слогов, которые он должен воспроизвести вслед за взрослым, достаточно чётко и внятно.

«Хлопни, если не так!»

                         Цель: Развивать слуховое внимание и умение определять на слух лишний слог, слово.

                        Ход:  Ребёнку на слух, как и в предыдущем занятии, читаются слоги, слова среди которых один лишний, услышав его, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, тем самым обозначающий, что он определил не нужный слог, слово.

«Подходящее слово».

                          Цель: Учить ребёнка подбирать к концу предложения, подходящее по смысловому звучанию слово.

                         Ход: Перед ребёнком выкладываются карточки, как условие помощи. Взрослый, перед тем как читать предложение, выкладывает перед ребёнком карточки, с данными словами, а затем читает поочерёдно предложения, прося в конце ребёнка назвать подходящее по смысловому звучанию слово.

«Потешки».

                           Цель: Учить ребёнка выделять чаще звучащий других звук в потешках.

                           Ход: Взрослый читает ребёнку потешки, в которых звучат звуки чаще всего, ребёнку необходимо внимательно прослушать поочерёдно потешки и определить необходимый звук.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

" Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев"

Доклад на методическом обединении о создании условий для творческого самовыражения,организации работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования, экспериментирования с различными художе...

Истоки способностей и дарований на кончиках пальцев

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев»Жизнь ребёнка – это игра, в которой, он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Но как возможно осуществление всех этих функций бе...

Дарование на кончиках пальцев

Пальчиковая гимнастика...

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

Данная методическая разработка содержит игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, сни...

Дарование на кончиках пальцев

Пальчиковая гимнастика...

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

Развитие мелкой моторики и её влияние на речь ребёнка...