Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа " Первые шаги к прекрасному" (срдняя группа) | 52.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждено на Совете педагогов
Заместитель заведующего по ВМР
________ О. А, Буцин заведующий ____ Миронова Е. В.
Рабочая программа
воспитателей
«Первые шаги к прекрасному»
(средняя группа)
Составитель программы:
воспитатель Домова С. В.
МАДОУ д/с комбинированного №8 « Березка»
Пояснительная записка.
В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве.
В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Рабочая программа предназначена для детей среднего возраста.
Программа- проводится1 раз в неделю в средней группе.
Занятия проводятся во второй половине дня,вторник
Время проведения: 15.30-15-45
Количество занятий в месяц-4.
Количество занятий в год-36.
.
Основные положения
Цель программы: - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности
Задачи программы:
►► Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
►► Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.
►► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
►► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
►►Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
►► Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
►► Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;
►► Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», ), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
►► Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
►► Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
►►Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
►► Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм..
Принципы построения
педагогического процесса:
- принцип культуросообразности: построение универсального эстетического содержания
программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
Методы работы
Практические | Словесные | Наглядные |
1.Создание эстетической развивающей среды. 2.Создание зон для продуктивной деятельности(рисование, лепка) 3. Продуктивная деятельность детей, лепка, рисование) | 1.Чтение произведений фольклора, художественной Литературы. 2.Пение песенок, попевок. 3. Пальчиковые игры; 4. Ритмические упражнения 5.Игры 6.Речевые упражнения. 7. Наблюдение. 8. Рассказ воспитателя. | 1.Организация выставок, конкурсов. 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Личный пример взрослых. 4. Рассматривание |
Формы проведения итогов реализации программы
- участие в праздниках, досуговой деятельности,
- участие в выставках, конкурсах,
- изготовление поделок для родителей, подарков для малышей детского сада,
- игровая деятельность
Прогнозируемые результаты
Педагогическая диагностика художественно-творческого
развития детей дошкольного возраста
(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)
1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:
- Увлечённость;
- творческое воображение;
^ 2. Характеристика качества способов творческой деятельности:
- Применение известного в новых условиях;
- самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа;
- нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка;
3. Характеристика качества продукции:
- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;
- соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям.
Календарно-тематический план работы
Месяц, номер занятия | № п/п | Вид деятельности | Название занятия | ||||||||||||||
Сентябрь 1 2
3
4 | 1 2 3 4 | Лепка Досуг Рисование Лепка | Солнышко Знакомство с дымковскими игрушками «Храбрый петушок» «Петя-петушок- золотой гребешок» | Конспект №1 А.А. Грибовская. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. стр 23. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность средняя группа № 10 И. А.Лыкова Изобразительная деятельность средняя группа № 9 | |||||||||||||
Октябрь 1 2 3 4 | 5 6 7 8 | Рисование Рисование Лепка Лепка | «Дорожка для коня» «Кисть рябинки, гроздь калинки…» «Мухомор» « Во саду ли в огороде» | А.А. Грибовская. Обучение дошкольников, декора- тивному рисованию стр.25 И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность. Средняя группа .№ 16 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 15 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 17 | |||||||||||||
Ноябрь 1 2 3
4 | 9 10 11 12 | Аппликация сюжетная Рисование Аппликация Лепка сюжетная | Заюшкин огород Зайка серенький стал беленьким Тучи по небу гуляют «Вот ежик- ни головы, ни ножек» | И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 21 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № №22 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 18 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 19 | |||||||||||||
Декабрь 1 2 3 4 | 13 14 15 16 | Рисование Аппликация предметная Лепка сюжетная Аппликация | Сказочный теремок Цветной домик Лижет лапку сибирский кот Полосатый коврик для кота | А.А. Грибовская.Обучение дошкольников декоративному рисованию,лепке,аппликации. стр 31. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 8 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 23 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 24 | |||||||||||||
Январь 1 2 3 4 | 17 18 19 20 | Рисование с декоративными элементами аппликации Рисование декоративное Аппликация с элементами рисования Рисование с элементами аппликации | Перчатки и котятки Морозные узоры Праздничная елочка Наша елочка | И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 25 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа №26 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 29
И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 30 | |||||||||||||
Февраль 1 2 3 4 | 21 22 23 24 | Лепка сюжетная
Рисование Лепка сюжетная Рисование сюжетное | Снежная баба - франтиха Снеговики в шапочках и шарфиках «Прилетайте в гости» «Как розовые яблоки на ветках снегири» | И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 31 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 32 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 37 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 38 | |||||||||||||
Март 1
2 3 4 | 25 26 27 28 | Рисование декоративное Рисование декоративное Лепка декоративная Лепка декоративная | « Веселые матрешки» Красивые салфетки Филимоновские игрушки - свистульки Курочка и петушок | И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 46 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 48 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 49 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 50 | |||||||||||||
Апрель 1
2
3 4 | 29 30 31 32 | Аппликация с элементами рисования Досуг Аппликация обрывная Аппликация с элементами рисования | Сосульки на крыше «Приди, весна, с радостью!» Живые облака Воробьи в лужах | И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 51 В.Н. Косарева. Народная культура и традиции. №13 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 53
И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняягруппа № 52 | |||||||||||||
Май 1
2 3 4 | 33 34 35 36 | Рисование дидактическое Аппликация сюжетная Лепка с элементами конструирования Рисование по замыслу | «Радуга-дуга не давай дождя» «У солнышка в гостях» « По реке плывет кораблик» Путаница -перепутаница | И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 61 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 62 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 57 И. А. Лыкова Изобразительная деятельность. Средняя группа № 63 |
Содержание изучаемого курса.
Дата | Название занятия | Задачи занятия | |||||||
Сентябрь 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | «Глиняный человечек» Знакомство с дымковскими игрушками «Храбрый петушок» «Петя-петушок- золотой гребешок» | Знакомство с с русским прикладным искусством-глиняной игрушкой, природным материалом глиной, глиной, ее свойствами, использование в быту нашими предками, лепка по мотивам русского народного творчества. Рассматривание выставки дымковской игрушки; украшения игрушек, нарядность, яркость. Рисование петушка. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания предмета. Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта | ||||||
Октябрь 1 2 3 4 | 5 6 7 8 | «Дорожка для коня» «Кисть рябинки, гроздь калинки…» «Мухомор» « Во саду ли в огороде» | Продолжение знакомства с дымковской игрушкой, выделение элемента узора-круга, составление узора из кругов, украшение их черными точками. Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов, техник. Лепка мухомора конструктивным способом из 4 частей. Изготовление крапин для шляпки. Создание композиций из вылепленных овощей на грядках-брусках пластелина.Освоение нового способа- сворачивание «ленты» в розан( вилок капусты) | ||||||
Ноябрь 1 2 3 4 | 9 10 11 12 | Заюшкин огород Зайка серенький стал беленьким Тучи по небу гуляют «Вот ежик- ни головы, ни ножек» | Аппликативное изображение овощей: разрезание прямоугольника по диагонали; обрывная и разрезная аппликация. Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю- наклеивание бумажного силуэта серого цвета и раскрашивание белой краской.
Знакомство с техникой аппликативной мозаики Лепка ежика с передачей характерных особенностей внешнего вида. Экспериментирование с художественными материалами для изображения колючей шубки. | ||||||
Декабрь 1 2 3 4 | 13 14 15 16 | Сказочный теремок Цветной домик Лижет лапку сибирский кот Полосатый коврик для кота | Рисование сказочного теремка. Разрезание широких полосок бумаги на кубики или кирпичики. Деление квадрата по диагонали на два треугольника. Создание пластической композиции; лепка спящей кошки конструктивным способом и размещение ее на батарее-бруске пластилина. Составление красивых ковриков из полосок и квадратиков, чередующихся по цвету. Освоение нового способа резание бумаги по линии сгиба. | ||||||
Январь 1 2 3
4 | 17 18 19 20 | Перчатки и котятки Морозные узоры Праздничная елочка Наша елочка | Изображение и оформление «перчаток» Рисование морозных узоров стилистике кружевоплетения. Экспериментировать с касками для получения разных оттенков голубого цвета. Аппликационное изображение ёлочки из треугольников, полученных из квадратов путем разрезания их пополам по диагонали. Украшение ёлок декоративными элементами (сочетание аппликативной техники с рисованием ватными палочками). Рисование новогодней ёлки гуашевы- | ||||||
Февраль 1 2 3 4 | 21 22 23 24 | Снежная баба - франтиха Снеговики в шапочках и шарфиках «Прилетайте в гости» «Как розовые яблоки на ветках снегири» | Создание выразительных лепных образов конструктивным способом. Планирование работы: обсуждение замыслов, деление материала на нужное количество частей разной величины, последовательная лепка деталей. Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развитие глазомера, чувства цвета, формы и пропорций. Лепка птиц конструктивным способом из четырёх-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием материалов (спичек для ножек, бисера для глазок, семечек для клювиков). Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски. | ||||||
Март 1 2 3 4 | 25 26 27 28 | « Веселые матрешки» Красивые салфетки Филимоновские игрушки –свистульки Курочка и петушок | Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре. Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки. Знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративного- прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров. Создание условий для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки. Уточнение представления о характерных элементах декора и цветосочетания. | ||||||
Апрель 1 2
3 4 | 29 30 31 32 | Сосульки на крыше «Приди, весна, с радостью!» Живые облака Воробьи в лужах | Изображение сосулек разными аппликативными техниками и создание композиции «Сосульки на крыше дома». Резание ножницами с регулированием длины отрезков. Освоение способа вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Чтение закличек, загадок, стихов о весне; разучивание весенней заклички; развитие интереса к устному народному творчеству-фольклору. Изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы или явления. Освоение обрывной техники аппликации. Развитие воображения. Вырезания круга (лужа, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата. Обогащение аппликативной техники. | ||||||
Май 1 2 3 4 | 33 34 35 36 | «Радуга-дуга не давай дождя» «У солнышка в гостях» « По реке плывет кораблик» Путаница -перепутаница | Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Рисование простых сюжетов по мотивам сказок. Закрепление техники вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Развитие способности к формообразованию. Лепка корабликов из бруска пластилина: отрезание стекой лишнего (уголки для образования носа) и достраивание недостающего (палуба, мачта, труба и пр.). Сравнение способов лепки и конструирования. Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание творческости, самостоятельности, уверенности, инициативности. |
Методическое обеспечение программы
- тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
- » дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
- незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», и т.д.);
- серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»,)
Список использованной литературы:
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность. Средняя группа.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,
аппликации.
Косарева В.Н. Народная культура и традиции.
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по железнодорожной направленности для детей младшего дошкольного возраста «Первые шаги в стране «РЖД»-1
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование)...
Рабочая программа "Первые шаги"
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста в 1 младшей группе по программе "Первые шаги"...
Рабочая программа «Первые шаги» группы раннего возраста «Пчелки» 2021-2022 г.г.
Рабочая программа «Первые шаги» группы раннего возраста «Пчелки» 2021-2022 г.г....
Рабочая программа «Первые шаги» группы раннего возраста «Пчелки» 2021-2022 г.г.
Рабочая программа «Первые шаги» группы раннего возраста «Пчелки» 2021-2022 г.г....
Рабочая программа Первые шаги группа раннего возраста 2021-2022 год
Рабочая программа...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста в первой младшей группе с использованием УМК программы "Первые шаги"
Данная Рабочая программа сформирована на основе основной общеобразовательной программы ДОУ, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональной специфики, социокультурной ситуации развития...