Интегрированное занятие по ознакомлению с казачьим музыкальным фольклором «Казачество на Урале»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
· Приобщать детей к народным традициям: познакомить с обрядами и обычаями казаков детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_obychai_i_traditsii_kazachestva.doc | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тематическое, интегрированное занятие
по ознакомлению с казачьим музыкальным фольклором «Казачество на Урале»детей старшего возраста
Программное содержание:
- Приобщать детей к народным традициям: познакомить с обрядами и обычаями казаков
- Развивать интерес к истории народа, его быту средствами казачьей песни.
- Закрепить умение у детей воспринимать характер казачьей песни. Петь лёгким, подвижным звуком, чётко произносить слова, подыгрывать при исполнении себе на народных инструментах.
- Побуждать детей выразительно передавать музыкально — игровые образы.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Иллюстрации, фотографии казаков, бутафорские сабли, запись магнитофонная с казачьими песнями.
Ход занятия
Дети заходят в зал, садятся на стульчики.
М.Р. Сегодня у нас будет необычное занятие. У нас на Урале живут разные народы. Помогите мне вспомнить, какие народы живут в нашем Троицке.
Д. Русские, татары, казахи, башкиры, узбеки.
И мы с Вами познакомимся с таким населением-казаки.
Звучит фонограмма народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…»
М.Р Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
М.Р. Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, поселившиеся на Урале, умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
С первым обычаем мы познакомимся с Вами-посвящение в казаки .Когда рождается ребенок он еще не казак. И как только его мама пронесет вокруг дома его семьи, напевая казачью колыбельную песню, считалось, что он становился казаком ,членом казачьей семьи. Давайте сейчас поиграем в такой обряд. Разучим и споем колыбельную песню .
Дети слушают песню в исполнении МР, затем закрепляют текст песни, пропевают медленно по фразам. Далее предлагается повторить песню , инсценируя обряд «Посвящения» в казаки .
М.Р.И мальчиков и девочек до7-8 лет воспитывали в основном мамы, старшие сестры ,бабушки. Папы и дедушки, старшие братья уходили в походы, на войну, или служить Отчизне и Царю. Детям много рассказывали сказок, рассказов о подвигах казаков , пословиц, поговорок о поведении казаков. Некоторые мы с Вами знаем Я начну, а вы закончите их
Не плачь, ты же казак, а казак не плачет-Не плач казак-атаманом будешь.
Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык
От безделья не бывает у казака веселья
Еще с одним обычаем «Народными гуляньями».
Казаки любят хорошо трудится, любят хорошо и веселиться. Во время гуляний девушки водят хороводы, играют в игры, юноши проводят состязания.
Мы сейчас с вами разучим одну из игр
«Гори–гори ясно». Эту игру заводили с самого начала Зимнего Солнцеворота — с 25 грудня (декабря). В этой древнейшей игре отражено ожидание и предвосхищение добрых дел людей в Году, с которыми они пойдут ввысь — в Гору с одухотворением, даруемым Небесами. Внутри Души поют колокола. «Хоровод» — от хоро, коло — годовое коло Хорса (Солнца) — хорошего, как объединенных деяний людей, а не как светила. К личному сиянию нужно стремиться через вклад для сияния всего общества — это наши условия! Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке — «огневушка». Такты 1–8: все идут вправо по кругу, «огневушка», пританцовывая, машет красным платочком. Такты 9–16: дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Огневушка» скачет внутри круга, с окончанием музыки останавливается и встает перед двумя из стоящих в кругу детей. С 17 такта играющие хором поют:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на Небо — птички летят, колокольчики звенят!
На слова «колокольчики звенят» —выполняем 3 хлопка в ладоши, а «огневушка» взмахивает платочком. Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, взять у «огневушки» платочек и высоко поднять его.
Методические рекомендации. Обращать внимание детей на характер игры.
Играем 3 раза.
М.Р.Еще один обычай. В станицах, в городках ,в поселениях казаков в канун зимы встречали и провожали Масленицу. По окончании «Масляничной недели» служивых казаков провожали на службу на охрану границ ,в походы. Молодым казакам давали напутствия песнями
Давайте споем её, «Если хочешь быть военным» И конечно- провожали казаков строевыми песнями .И мы сегодня вспомним одну из них. Песню уральских казаков « А в саду дерево цветет»
По окончании занятия предлагаю изобразить коллективно на листе ватмана «Масленичные гуляния».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение в средней группе по ознакомлению с русским музыкальным фольклором «Осенние посиделки»
...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование в условиях ознакомления с русским народным фольклором
Стендовый доклад...
сценарий интегрированного занятия по музыкальному фольклору и изодеятельности (лепка) «Осенняя ярмарка» подготовительная группа.
Сценарий занятия построен с учетом принцепов межпредметной интеграции, приемственность изобразительного искусства и музыкальногофольклора....
Особенности ознакомления детей с музыкальным фольклором
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожд...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музыкальным фольклором
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ср...
«Формирование социокультурных ценностей у дошкольников посредством ознакомления с кубанским музыкальным фольклором».
Выступление на районном семинаре по данной теме....
ООД по ознакомлению с историей и наследием казачества в старшей группе. «В казачьей хате».
ООД по ознакомлению с историей и наследиемказачества в старшей группе. «В казачьей хате». ...