Интегрированное занятие по ознакомлению с казачьим музыкальным фольклором «Казачество на Урале»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Постникова Светлана Геннадьевна

·         Приобщать детей к народным традициям: познакомить с обрядами и обычаями казаков детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_obychai_i_traditsii_kazachestva.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Тематическое, интегрированное занятие

по ознакомлению с казачьим музыкальным фольклором «Казачество на Урале»детей старшего возраста

Программное содержание:

  • Приобщать детей к народным традициям: познакомить с обрядами и обычаями казаков
  • Развивать интерес к истории народа, его быту средствами казачьей песни.
  • Закрепить умение у детей воспринимать характер казачьей песни. Петь лёгким, подвижным звуком, чётко произносить слова, подыгрывать при исполнении себе на народных инструментах.
  • Побуждать детей выразительно передавать музыкально — игровые образы.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Иллюстрации, фотографии казаков, бутафорские сабли, запись магнитофонная с казачьими песнями.

                            Ход занятия

Дети заходят в зал, садятся на стульчики.

М.Р. Сегодня у нас будет необычное занятие. У нас на Урале живут разные народы. Помогите мне  вспомнить,   какие народы живут  в нашем Троицке.

Д. Русские, татары, казахи, башкиры, узбеки.

И мы с Вами познакомимся с таким населением-казаки.

Звучит фонограмма народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…» 
М.Р    Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети:   Казаки.
М.Р.  Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки, поселившиеся на Урале,  умели храбро воевать и жить честно, были смелые,  бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

С первым обычаем мы познакомимся с Вами-посвящение в казаки .Когда рождается ребенок он еще не казак. И как только его мама пронесет  вокруг дома его семьи, напевая  казачью колыбельную песню, считалось, что он становился казаком ,членом казачьей семьи. Давайте сейчас поиграем в такой обряд. Разучим  и споем колыбельную песню .

Дети слушают песню в исполнении МР, затем  закрепляют текст песни, пропевают медленно по фразам. Далее предлагается повторить песню , инсценируя обряд «Посвящения» в казаки .

М.Р.И мальчиков и девочек до7-8  лет воспитывали в основном мамы, старшие сестры ,бабушки. Папы и дедушки, старшие братья уходили в походы, на войну, или служить  Отчизне и Царю. Детям много рассказывали сказок, рассказов о подвигах казаков , пословиц, поговорок о поведении казаков. Некоторые мы с Вами знаем Я начну, а вы закончите их

Не плачь, ты же казак, а казак не плачет-Не плач казак-атаманом будешь.

Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык

От безделья не бывает у казака веселья

Еще с одним обычаем «Народными гуляньями».

 Казаки любят хорошо трудится, любят хорошо и веселиться. Во время гуляний девушки  водят хороводы, играют в игры, юноши проводят состязания.

Мы сейчас с вами разучим одну из игр

«Гори–гори ясно». Эту игру заводили с самого начала Зимнего Солнцеворота — с 25 грудня (декабря). В этой древнейшей игре отражено ожидание и предвосхищение добрых дел людей в Году, с которыми они пойдут ввысь — в Гору с одухотворением, даруемым Небесами. Внутри Души поют колокола. «Хоровод» — от хоро, коло — годовое коло Хорса (Солнца) — хорошего, как объединенных деяний людей, а не как светила. К личному сиянию нужно стремиться через вклад для сияния всего общества — это наши условия! Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке — «огневушка». Такты 1–8: все идут вправо по кругу, «огневушка», пританцовывая, машет красным платочком. Такты 9–16: дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Огневушка» скачет внутри круга, с окончанием музыки останавливается и встает перед двумя из стоящих в кругу детей. С 17 такта играющие хором поют:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло, 
Глянь на Небо — птички летят, колокольчики звенят!

На слова  «колокольчики звенят» —выполняем 3 хлопка в ладоши, а «огневушка» взмахивает платочком. Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, взять у «огневушки» платочек и высоко поднять его.

Методические рекомендации. Обращать внимание детей на характер игры.

Играем 3 раза.

М.Р.Еще один обычай. В станицах, в городках ,в поселениях казаков  в канун зимы встречали и провожали Масленицу. По окончании «Масляничной недели» служивых казаков провожали на службу на охрану границ ,в походы.  Молодым казакам давали напутствия песнями

Давайте споем её, «Если хочешь быть военным» И конечно- провожали  казаков строевыми песнями .И мы сегодня вспомним одну из них. Песню уральских казаков « А в саду дерево цветет»

По окончании занятия предлагаю изобразить  коллективно на листе ватмана «Масленичные гуляния».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности ознакомления детей с музыкальным фольклором

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожд...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музыкальным фольклором

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ср...

ООД по ознакомлению с историей и наследием казачества в старшей группе. «В казачьей хате».

ООД по  ознакомлению  с  историей   и  наследиемказачества  в  старшей  группе. «В  казачьей  хате».        ...

Консультация для педагогов "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора"

Всем приятно слушать слова русской народной песни! И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как наши предки… Как же оскудел наш богатый русский язык, каким примитивным ...