Особенности ознакомления детей с музыкальным фольклором
консультация (старшая группа) по теме

Ефимова Инна Викторовна

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыкальным фольклор26.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста

с музыкальным фольклором

В современной музыкальной педагогике совершенно справедливо указывается на то, что любая программа успешно реализуется только в том случае, если она отражает творческую индивидуальность учителя, воспринимается им как «своя», внедряемая в учебный процесс в живом общении с детьми.

Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на русское народное творчество. Далеко не все дошкольные учреждения строят свою работу, используя русский народный фольклор: колыбельные песни, потешки, считалки, а особенно народные игры с пением, хороводы - изначально несущие в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Современные специалисты – теоретики педагогической науки произвели анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников, что позволило выявить ряд противоречий: дети имеют потенциальные возможности в проявлении музыкальных способностей, но не могут реализовать их на практике, тогда, как имея большой развивающий потенциал в виде народных игр с пением и хороводов – ограниченно используют в практике работы с детьми.

В процессе обучения необходимо выполнение следующих условий реализации педагогических технологий по развитию интереса к музыке дошкольников:

1) педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя;

2) место и время реализации технологии: организация режимных моментов, использование музыки при проведении занятий, музыкально-обогащенная среда группы для самостоятельной деятельности детей, музыкальные занятия, музыкально-дидактические игры, индивидуальная работа музыкального руководителя;

3) содержание диагностических процедур.

Направления диагностики:

- изучение особенностей проявления интереса к музыке у детей дошкольного возраста;

- выявление особенностей музыкального развития детей дошкольного возраста;

- анализ особенностей организации педагогического процесса, его влияние на музыкальное развитие дошкольников.

Педагогические технологии развития интереса к музыке у дошкольников включают в себя следующие этапы:

1. Разработка индивидуального маршрута развития интереса к музыке для каждого ребенка.

2. Развитие у детей интереса к музыке в процессе совместной с воспитателем деятельности.

3. Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.

4. Разработка рекомендаций для родителей, желающих развивать интерес к музыке у своих детей.

ДЕТИ:

РОДИТЕЛИ:

- Положительная динамика в развитии интереса к музыке, к музыкальной деятельности.

- Обозначение музыкальных предпочтений.

- Обогащение музыкального и немузыкального звукового опыта.

- Развитие музыкальных способностей

- Стремление к самостоятельному музицированию.

- Повышение интереса к музыкальной деятельности детей.

- Интерес к участию в проектировании индивидуального маршрута для ребенка.

- Пользование «музыкальным фондом» группы.

- Обсуждение и следование предлагаемым рекомендациям.

ВОСПИТАТЕЛИ:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ:

- Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей.

- Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей.

- Творчество в проектировании индивидуальных маршрутов детей и музыкально-обогащенной развивающей среды.

- Стремление использовать музыку в педагогическом процессе.

- Активность во взаимодействии с родителями.

- Организация работы с детьми с учетом детских интересов и возможностей.

- Участие в проектировании индивидуальных маршрутов.

- Участие в организации «музыкального фонда».

- Помощь воспитателю в подборе музыкального репертуара для организации режимных моментов и проведения занятий.

Рисунок  - Ожидаемые результаты педагогической технологии

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Обучение детей фольклору происходит на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху — превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Детские русские народные игры с пением являются увлекательным и доступным материалом, не представляющим большой сложности в плане исполнения мелодии. Как мы знаем, игра является основным видом деятельности дошкольника, а музыкальная игра - это самый органичный вид деятельности, в ней есть и художественное слово, и шедевр векового народного творчества – мелодия, при обманчивой простоте мелодии - высоко-художественная песня. Музыкальные игры – это так же ведущая форма организации музыкально – ритмических движений, призванная добиться слитности характера движения и музыки. Игры – хороводы облегчаются тем, что текст песни подсказывает содержание и последовательность движений, дети могут самостоятельно его инсценировать в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли. Народные музыкальные игры с пением имеют большой потенциал не только в сфере музыкального воспитания, но и в развитии познавательного интереса, формировании представлений о жизни своих предков, художественного вкуса, обогащении и расширении кругозора, патриотическом воспитании, а также развивает творческое воображение вызывает стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка и побуждает к творчеству. Тексты песенок, используемых в играх во многих случаях выполняет функцию скороговорки, чистоговорки, многократного повторения одного и того же звука, тем самым решая многие логопедические задачи. Например в игре «Ворон» часто повторяется звук «р» и, пропевая слова песенки «Ой, ребята, та-ра-ра, на горе стоит гора», многие дети с помощью игры, ее многократного повторения решают, казалось бы сложную проблему произношения звука «р».

Содержание игры знакомит детей с бытом, традициями, повествует о жизни русского народа, рисуя красоту русской природы, решая проблему патриотического воспитания, например хоровод «Во поле береза стояла» рассказывает о том, откуда появились русские народные инструменты: балалайка, гудочки, из чего их смастерили.

Игра же является и простором для реализации творческих проявлений в музыкальной деятельности: сюжетное содержание создает предпосылки и условия для самостоятельной деятельности детей, активизации творческого процесса в создании того или иного образа.

Играя, ребенок живет в мире фантазии, на фоне окружающей его действительности он беспрерывно что-то творит. При разучивании игры, воспитатель показывает рекомендуемые им движения, в последствии дети выполняют движения самостоятельно, стараясь выразить движениями определенный образ. Не рекомендуется в творческой игре взрослому навязывать движения детям, это делает движения детей искусственными, неорганичными, а часто просто некрасивыми. Если мы будем заставлять детей пассивно имитировать жесты в игре, и не используем музыки, как высшего стимула для выявления, переживаемого в игре, мы совершенно парализуем детскую фантазию. Естественнее всего, если ребенок будет переживать свою игру сам, всем существом, выявляя свою активность в мимике и жестах, а музыка, если ребенок умело будет подведен под ее обаяние, облагородит и украсит все жесты. Если ребенок от природы одарен музыкально – художественными способностями, он может сразу поддаться влиянию музыки, почувствовать ее и выразить в жесте, тогда как ребенок с плохо развитой музыкальностью не может сразу почувствовать музыку, а, следовательно, не может и выразить жестами. Помочь ребенку в таком случае может только постепенное развитие музыкально – художественного вкуса, то есть научить слушать и понимать музыку, и образы и чувства, которые она несет. Процесс же детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить музыкальные способности у детей.

 В играх дети должны учиться правильно, применять знания и навыки, полученные на занятиях музыкой и развития речи, закрепляя полученные на занятиях знания. Воспитатель должен подводить детей к выразительному исполнению знакомых движений, приветствовать своеобразные проявления в исполнении всех детей, хвалить даже просто за попытку, может не совсем удачную выразить свои чувства и переживания. Стремиться к тому, чтобы дети хотели самостоятельно заниматься игровой деятельностью.

Работу по развитию музыкальности музыкальные руководители ведут в тесном сотрудничестве с воспитателями. Для того чтобы эта работа была эффективной, требуется найти такой дидактический инструмент, которым будет усиленно пользоваться воспитатель в работе с детьми. Таким инструментом для педагогов может стать народная игра, которая, в свою очередь, отвечает потребности ребенка-дошкольника в интересной, игровой деятельности.

Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

 В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.

 В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Вареная репка», «Два мороза», «Марьюшкино поле» усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, поле). Вначале на роль ведущего выбирают по желанию, а затем привлекают тех, кто робок. Следует обращать внимание детей на то, что бы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки.

 В старшей группе вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т.д. воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли («Водяной», «Баба-Яга»). Хорошо в этом случае применять метод «от старших - к младшим», а так же использовать видеозаписи различных фольклорных коллективов.

 В подготовительной группе активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Кострома», «Бояре», «А мы просо сеяли»). Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что музыкальные народные игры выполняют чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста.

Чем хороша народная игра?

Она носит комплексный, универсальный характер и позволяет разносторонне развивать ребенка:

  • Игра - приобщает детей к традициям и обычаям своего народа;
  • Игра – удовлетворяет потребность детей в движении, воспитывает активность, инициативность, тренирует физическую силу, ловкость;
  • Игра - несет в себе положительный эмоциональный заряд. 
  • Игра – учит устанавливать добрые отношения детей друг к другу, оттачивает нравственные представления детей;
  • Игра – психологически подготавливает детей к различным жизненным ситуациям, воспитывает умение преодолевать неудачи, сохранять выдержку в тяжелых обстоятельствах;
  • Игра – пробуждает детское воображение и привлекательна для детей тем, что позволяет участвовать в чем-то сказочном, фантастическом;
  • Игра – развивает творческие способности детей, их музыкальность, так как объединяет в себе различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах

Это доказал в своих работах доктор Егор Арсеньевич Покровский - крупнейший русский исследователь и собиратель детских подвижных игр. 

Таким образом, широко внедряя в работу детского сада народные игры, привлекает детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с казачьим музыкальным фольклором «Казачество на Урале»

middot;         Приобщать детей к народным традициям: познакомить с обрядами и обычаями казаков детей старшего возраста....

Дидактическая игра на тему: "Развитие музыкально - математических способностей детей средствами музыкального фольклора"

В дошкольном образовании широкое применение имеет использование коллажа в развитии речи ребенка. Эта технология не только способствует развитию связной речи ребенка, но и активизирует познавательные п...

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с литературными и музыкальными произведениями крымских авторов

Воспитание юного читателя начинается в дошкольном возрасте, когда начинают закладываться первые основы, создающие фундамент для литературного образования, к которым относится эстетическое воспитание, ...